Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Цирк в Архангельске: первые сто лет

  После закрытия здания государственного цирка «на реконструкцию» в 1989 году выросло не одно поколение, которое уже не знает и не помнит, что Архангельск – город цирковой. Настала пора рассказать о появлении в нем циркового дела, о том, какие цирки были в городе и какой вклад в развитие циркового искусства внесли северяне. ...

14 Декабря, 2017
Они и Мы

  Главная ценность этой книги в том, что голос подростков услышат те, кто её прочитает – родители, педагоги, просто взрослые или почти взрослые. ...

14 Декабря, 2017
Медицинская и социально-культурная экология европейских ненцев. Взгляд врача и историка

  Данная книга появилась в результате нестандартного подхода к изучению проблем адаптации человека Крайнего Севера, а именно коренного населения ненцев – междисциплинарного взаимодействия на первый взгляд абсолютно разных специалистов – врача и историка. ...

14 Декабря, 2017
Arctic open

Хроники борющегося человека:в Архангельске прошел первый фестиваль арктического кино На три дня в Поморье развернулся большой диалог о недостижимой для многих и столь манящей взгляды кинематографистов Арктике. С 7 по 9 декабря на шестнадцати площадках Архангельска, Северодвинска и Новодвинска показывали и рассказывали о своих фильмах их авторы — режиссеры, сценаристы, продюсеры и актеры. Всего в шорт-лист кинофестиваля вошли 56 фильмов: игровых и документальных, короткометражек и пол ...

13 Декабря, 2017
Встреча с издателем

Встреча с директором литературно-издательского центра "Лоция" Тамарой Валентиновной Овчинниковой в Центральной городской библиотеке им. М.В. Ломоносова. Тамара Валентиновна рассказала о книгах, изданных в архангельском издательстве в 2017 году. Среди них — книга радиожурналиста и поэтессы Натальи Леонович «Житейская лоция», поэтический сборник талантливой поэтессы Ирины Кемаковой «Челобитная деревни» и книга северодвинской поэтессы Екатерины Некрасовой, альбом талантливого мезен ...

13 Декабря, 2017
Литературная встреча с Ириной Кемаковой

Встреча каргопольской поэтессы с почитателями ее литературного творчества состоялась в библиотеке имени Коковина в Архангельске Ирина представила себя и свое творчество не только студентам образовательных учреждений Архангельска, но и маститым гостям: председателю Архангельского отделения Союза писателей РФ Василию Матонину, главному редактор литературного журнала "Двина" Михаил Попов, члену СП РФ Галине Рудаковой, поэтессе Елене Соломбальской и другим участникам теплой и зад ...

22 Ноября, 2017

«Меня всегда интересовали воспоминания людей»

http://lotsiya.ru/img1/sanakina.jpg

Татьяна Анатольевна Санакина родилась 20 октября 1953 года в Архангельске. Любовь к истории у неё, можно сказать, в крови, с рождения. Просто в детстве она проявлялась в виде любопытства и вечных вопросах к бабушке, интереса к своим корням и предкам.

Часто ещё маленькая Татьяна расспрашивала своего отца Анатолия Андреевича Коробовского о войне. Он был участником конвоев в 1941-1945 годах и собирал в специальном альбоме сведения о всех судах, на которых плавал, с уважением рассказывал о людях, с которыми ходил в море.

Татьяна Анатольевна рассказывает: «Меня всегда интересовали воспоминания людей как участников прошедших событий. Были и смешные случаи. Помню, в молодости как-то помогала одной разговорчивой старушке, которая упомянула, что жила в Архангельске еще в годы интервенции. Я спросила, а что она делала в это тяжелое для города время. Как же я была разочарована, когда она со смехом ответила: «Ходила на танцы!». Только сейчас я стала понимать мудрость той старой женщины. А тогда у меня в голове пронеслось: «Как это, «враги» в городе, а она на танцы!».

В 1971 году Татьяна окончила среднюю школу №30, там будущему краеведу привили любовь к истории еще и как к науке. Однако интерес именно к истории края появился уже позже, во время учебы на историко-филологическом факультете в Архангельском государственном педагогическом институте имени М.В Ломоносова.

Бесконечные рефераты, курсовые по истории края и стали первым опытом работы в области краеведения. В институте дисциплины преподавали такие известные архангельские историки как А.А. Куратов, Г.Г. Фруменков, Ю.К. Новожилов, К.С. Иванова, А.Н. Аксёнов и другие, отдавшие своё сердце истории, люди. Это были настоящие профессионалы в области исследований.

В архив Татьяна Санакина поступила в 1985 году. Сначала ее работа была связана с вопросами комплектования, с 1991 года – с использованием и публикацией документов.

А с 1993 года Татьяна Анатольевна является руководителем отдела. Практически сразу она стала участвовать в подготовке “Календаря памятных дат” Архангельской области – ежегодного краеведческого издания, и сборников документов, писала первые статьи, выступала на региональных и международных конференциях.

Татьяна Санакина говорит, в городе всегда было много людей, увлеченных историей своего края: «В читальном зале архива работали известные архангельские краеведы, имена которых являются гордостью регионального краеведения. Они приходили каждый день в течение многих лет, и, когда находили интересный документ, были абсолютно счастливы!

Это удовольствие поиска и удачной находки испытывает, наверно, каждый исследователь. Мне было также интересно узнавать и открывать для читателей новые страницы истории Северного края. За хрестоматию «Православие на Архангельской земле в XVII –XX вв» (составители ее – В.В. Фофанова и Л.В. Гундакова, а я была ответственным составителем) были награждены первой премией Росархива.

А книга «Окладникова слободка», написанная совместно с Н.В. Шульгиным, завоевала первое место в номинации «Автор» в С 2008 года я подключилась к составлению и редактированию «Поморского летописца», альманаха, издаваемого ГААО и Архангельским отделением Российского общества историков- архивистов. В 2014 году вышел уже шестой выпуск этого альманаха».

В 2011 году Татьяна Санакина защитила кандидатскую диссертацию по теме «Православное духовное образование в Архангельской епархии в XVIII–XX вв.», а именно – о профессиональном обучении будущих пастырей.

В нашей епархии первое духовно-учебное заведение – славяно-российская архиерейская школа – появилось в 1723 году. В дальнейшем школа была преобразована в духовную семинарию.

В реалиях современного мира на фоне быстрого увеличения числа церковных приходов духовное образование или подготовка священников к пастырской деятельности имеет важное значение.

Татьяна Санакина замечает, что в последние годы и в городах, и в селах стали восстанавливать старые или возводить новые храмы и часовни: «Конечно, это не восполнит утрату тех памятников северной церковной архитектуры, которые в прошлом были хорошо известны, но даже постройка одной небольшой церкви, такой как, например, в этом году в деревне Пиринемь Пинежского уезда, – очень важное и необходимое дело. Она, помимо удовлетворения религиозных потребностей, объединяет вокруг себя жителей деревни: люди собираются на службу, общаются, делятся своими радостями и горестями, помогают друг другу».

Несмотря на неподдельный интерес к истории края, Татьяна Санакина не является консерватором, цепляющимся за старину. Она видит, что Архангельск постоянно меняет свой облик. Начиная свою историю, как деревянный малоэтажный город, он многократно страдал от пожаров, даже выгорал начисто, затем восстанавливался, опять менялся. Кроме того, географические и климатические условия диктуют планировку города.

«Особенность Архангельска – это неуловимое ощущение европейского города, – говорит Татьяна Санакина. – Это был город-порт, и сюда в первую очередь поступали модные новинки, здесь перенимался опыт деятельности во многих сферах, в том числе и в архитектуре. Это тоже хотелось бы сохранить.

Также Архангельск всегда отличало благоустройство дворов, большое количество скверов, аллей, садов. Ну а для сохранения памяти о деревянных двухэтажных домах вполне хватит Чумбаровки».

Краеведение даёт возможность познать и раскрыть свою личность через изучение культуры родных мест.

В период глобализации, когда стираются границы между странами и образуются союзы, Татьяна Санакина видит свою роль в помощи человеку в его самоидентификации, в сохранении национальной культуры, истории, языка.

Ведь именно краеведы собирают мозаику истории края в единое целое, сохраняют память о родной истории и возрождают интерес к ней.

Чуракова Светлана
фото: В.Г. Каръялайнен