Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Предзаказ сборников стихотворений Ирины Кемаковой на Книговеде

Друзья-книголюбы! ВНИМАНИЕ! На сайте интернет-магазина "Книговед" можно оформить предварительный заказ на два сборника Ирины Кемаковой: "Вот так и жить" и "Челобитная деревни". ...

23 Января, 2018
Розыгрыш книг

Друзья-книголюбы! ВНИМАНИЕ! Возможность выиграть одну из книг, изданных в литературно-издательском центре "Лоция" выросла в три раза! ...

23 Января, 2018
Новая книга: Судьба неповторима

  В литературно-издательском центре "Лоция" вышла в свет книга Валентины Ивановны Гусевой "Судьба неповторима. Книга 1. Антонина и Валентина". ...

22 Января, 2018
Новая книга: монография Сергея Ивановича Шубина

  Вышла в свет монография Сергея Ивановича Шубина "Аграрная политика и особенности ее реализации на Европейском Севере России в 1920-1930-е годы". ...

22 Января, 2018
Новая книга: Опасные полёты

  Вышла в свет новая книга Сергея Суровцева "Опасные полёты". Это уже девятнадцатая книга из серии, которую автор шутя называет  "Жизнь замечательных лётчиков". ...

22 Января, 2018
Торговля или клоуны: будущее архангельского цирка остается под вопросом

В уходящем 2017 году в Архангельске заговорили о возрождении цирка. ...

18 Декабря, 2017

Хроники борющегося человека:
в Архангельске прошел первый фестиваль арктического кино

На три дня в Поморье развернулся большой диалог о недостижимой для многих и столь манящей взгляды кинематографистов Арктике. С 7 по 9 декабря на шестнадцати площадках Архангельска, Северодвинска и Новодвинска показывали и рассказывали о своих фильмах их авторы — режиссеры, сценаристы, продюсеры и актеры. Всего в шорт-лист кинофестиваля вошли 56 фильмов: игровых и документальных, короткометражек и полного метра. Все они показывают не Арктику, а сживающегося с ней, борющегося, ищущего человека.

— Их объединяет человек, как свидетель событий прошлого, очевидец настоящего и творец будущего. Кино ведь и интересно тем, что отражает события времени, фиксирует «хронику эпох», поднимает вопросы, волнующие современного человека. Через истории героев своих картин сценаристы и режиссеры, как через лупу, рассматривают нас с вами, — рассказывает программный директор фестиваля, режиссер-документалист Анжелика Долинина.

Помимо просмотра фильмов, все фестивальные дни между «киношниками» разворачивался свой — профессиональный — диалог, и он тоже о человеке, только о том, что снимает кино.

 

Операция «Кооперация»

— Сейчас необходимо освещать арктические фестивали, выходить на региональный и международный уровни, выходить из изоляции, — сформулировал главный запрос создателей и участников Arctic open представитель из США, антрополог Гордон Броницкий.

Большой разговор о движении арктического кино состоялся во второй день фестиваля — на семинаре «Развитие и коммерциализация регионального кинематографа». Здесь над дальнейшим развитием киноиндустрии глубинки думали как функционеры, так и практики регионального кино.

Только по самым скромным подсчетам, арктическим кино занимаются пять фестивальных команд: Якутский и Чукотский фестивали, «Северный характер» в Мурманске, норвежский TIFF и новичок — Arctic open. У каждого из этих фестивалей есть своя история, но миссия одна — продвигать культуру северных народов, которые дают импульс всему отечественному кинематографу.

Фестивальные движения действительно обнажают запрос регионов на создание своего собственного кинопроизводства. И тому есть реальные подтверждения: так, в Архангельске работает своя школа кино InFilm, а в июле прошел первый питчинг кинопроектов, то есть публичная защита своей киноидеи для поиска продюсеров, а иногда и просто техники для съемок и вдохновленных участников команды. При этом, по рейтингам Союза кинематографистов, Поморье среди представителей арктических территорий находится на третьем месте по своей развитости и включенности в кинорынок. Представитель Союза кинематографистов России Филипп Абрютин заметил, что в регионах для шага в большое кино не хватает одного — общения.

— Везде есть молодые кинематографисты, не хватает одного — познакомить людей друг с другом, тогда окажется, что у Юры есть камера, Витя может сделать цветокоррекцию, а Катя хорошо пишет звук. Надо просто собираться чаще. Мы хотим расширять питчинг дебютантов и не останавливаться на 15 регионах, — рассказал Абрютин.

Он же выступил с предложением поработать над созданием открытого всероссийского форума регионального, а фестивалям скооперироваться — не объединиться в один, а продуктивно обменяться опытом.

С другой стороны обратился к проблеме идентификации регионального кино Гордон Броницкий. С его точки зрения, фестивальная рассредоточенность может не дать нужного эффекта — не позволит арктическому кино стать узнаваемым.

— Фестивальная форма может не только показать нам местных создателей кино, но и привести сюда других — Канаду и Гренландию, например. Понятно, что мероприятие должно окупаться, поэтому для фестивалей мы должны выбирать особые места, чтобы люди знали, где можно посмотреть лучшее арктическое кино. Мы можем выводить наше кино в интернет — тогда появится целая ассоциация, огромная база, которая поможет продвигать кино, показывать его продюсерам. Из такой вот сети я узнал об Архангельске, об этом фестивале, то есть появляется рынок — а это способ достучаться до всей Арктики, — комментировал ситуацию Броницкий.

Опытом многолетней жизни фестивалей поделились президенты двух крупных проектов — «Северного характера» в Мурманске и Международного кочующего северного фестиваля.

Создатель первого — Светлана Солдатова — к идее объединения отнеслась скептически. По ее мнению, каждый такой проект уже имеет свою исключительную историю, создан небольшой командой, как правило, энтузиастов — а значит, априори стоит особняком от других и несет что-то своё. «Северный характер», созданный в 2008 году, приобрел уже некий миссионерский характер — уже около пяти лет кино об Арктике (чаще — документальное) кочует по 35 городам и посёлкам Мурманской области. Во многих таких местечках — например, небезызвестном селе Териберка — благодаря фестивалю показ кино возобновили впервые за многие годы.

Специфика кочующего кинофестиваля сама по себе очень индивидуальна. Его история началась в 1998 году в Салехарде, с первого фестиваля антропологического кино.

— Я никогда не брала в программы фестиваля чрезмерно популярные вещи. В основе всегда были талантливые выражения культуры. Она держит каждого человека. Культурная идентичность — это самая сильная территория. Основой психологического ландшафта было абсолютное равенство всех национальных культур, и каждая представляла свое богатство, — рассказывает руководитель фестиваля Марина Южанинова.

Своя идея — доказавшая состоятельность на фестивальных кинопоказах — есть и у нового смотра арктического кино — Arctic open. И эта идея в том, чтобы показать не народ, а индивидуальные отношения человека и Арктики.

 

Поиски себя в жанре «роуд-муви»

Об этом — человеке и природе, познании и пути к себе через расстояния, знакомства с новой культурой и природой — одна из самых пронзительных и важных картин фестиваля. «Каренина и я» режиссера-итальянца Томмазо Моттола о своей жене — норвежке Гёрильд Маусет, изучающей судьбу и по истине русскую душу Анны Карениной. Такой межнациональный микс дал фильм, снятый в жанре «роуд-муви» — ведь актриса за полтора часа в кадре совершает путешествие по всей России — от архангельских Соловков до Владивостока, где ей и предстояло сыграть Каренину на театральной сцене.

Создатели фильма признаются, что этот проект о русской душе — или, что точнее, русской душе по Толстому — состоялся только благодаря очень большой вере в свою идею. Такое кино не поддержали бы на уровне государства — ему, как и многим фильмам фестиваля, выстоять удалось на чистом энтузиазме. Средства на фильм собирали с помощью краудфандинга.

Путешествие, начавшееся в России с наших северных Соловков, а завершившееся через месяц во Владивостоке, актриса, режиссер и их сын Бальтазар совершили, как они поняли в конечном итоге, ради того, чтобы не только узнать больше о знаменитой героине Толстого, но и узнать самих себя. В каждом новом городе Гёрильд обращалась к людям, случайным собеседникам или своим знакомым с важными для нее вопросами.

— Для понимания Анны мне особенно важной показалась встреча с монахиней в монастыре в Мурманске. Матушка, которая когда-то работала в банке, была управляющей, а потом вдруг изменила свою жизнь и пошла по другому пути. У Анны понимания того, что выход есть, не было, — поделилась Гёрильд Маусет.

Жадно впитывая информацию от встречавшихся на пути людей, актриса, по ее собственному признанию, открыла саму себя. Главную проблему Анны Гёрильд увидела в отсутствующем детстве — Толстой не дал Карениной-девочке светлых воспоминаний, отрезал от отцовской и материнской ласки, домашнего уюта. И в этом норвежская актриса удивительно сжилась с классическим русским образом — и из ее юношеских воспоминаний был вырезан кусок, когда на несколько лет она была обездвижена, выключена из обыденной жизни подростка.

Отношения отцов и детей перенес на большой экран и гость, член жюри фестиваля — режиссер Александр Хант. Его дебют «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом и инвалидов» стал ярким событием внеконкурсной программы фестиваля. Несмотря на то, что суровый мужской мир Ханта совсем не похож на страстный и абсолютно женский взгляд на мир из «Каренина и я», он ему удивительно созвучен. Безбашенный и озлобленный Витька в исполнении актера Евгения Ткачука таков во многом потому, что в детстве был обделен родительским вниманием — отец бил мать, потом ушел, а она — в петлю.

— Что меня лично коснулось? Я сам вырос без отца, тема отношений с ним очень важна. И я сам из небольшого городка, вырос с такими парнями, как Витька, не непосредственно в их среде, но рядом с ними. Моя цель — постараться приблизиться к ним, попытаться залезть под их агрессивную сторону, понять, что скрыто под ней. Моя задача была — сделать трагикомедию, подойти к этой теме не без иронии. Я вообще не очень верю в плохих людей. Мне кажется, это просто их защита. Лично мне Витька Чеснок симпатичен, — рассказал Александр Хант.

Эти истории, показанные в дни фестиваля не в одном Архангельске, но и в Новодвинске и Северодвинске, все эти несколько раз собирали полные залы аудитории, а при каждом общении со зрителями звучали слова благодарности и вместе с тем ошарашенности увиденным. Так, может быть, вот он — тот ключ, которым мог бы и новый Arctic open открыть секрет успешного кинофестиваля — рассказывать людям простые истории о них самих.

 

От «Берегини» к Arctic open

Фестиваль Arctic open Архангельск сделал и принял впервые, хотя до этого почву для него — международного — готовил фестиваль любительского кино «Берегиня». Та же команда работала над ним семь лет.

Теперь Arctic open — фестиваль, в котором участвуют и крупные режиссеры и сценаристы, а отмечают и документалистов, и создателей большого игрового кино. И традиция собираться посмотреть арктическое кино теперь уже в городе на Северной Двине, обещают организаторы, продолжится. Президентом кинофестиваля избрали известного кинорежиссера, актера и продюсера Игоря Угольникова.

— Я должен дать торжественную клятву в ранге президента, что фестиваль будет и второй, и третий, и дальше. Буду с честью и достоинством нести добро, это очень ответственно и почетно, — пообещал продолжить традицию Угольников.

 

Полина Карпович
Фото: Сергей Яковлев, fbereginya.com, пресс-служба правительства Архангельской области

29.ru