Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь...

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь. Искал свою розовую чайку, пил, как может пить русский человек, не найдя свого места под солнцем. ...

18 Сентября, 2018
Сухановский поэтический вечер

Именно так называется ежегодная встреча литераторов на Княжострове. ...

18 Сентября, 2018
Новая книга «Путешествие в Букландию»

«Буря в Букландии» – лишь начало удивительного путешествия самой обычной девочки, которая не любит читать, в волшебную страну книг. ...

14 Сентября, 2018
Отзыв на книгу «Валенки и грабли»

Когда Надежда подписывала мне свою книгу, она сказала, что будет рада отзыву. ...

13 Сентября, 2018
КНИГА ЗА РЕПОСТ: розыгрыш № 15

Друзья-книголюбы! А вы знали, что ежегодно в первый понедельник октября во многих странах отмечают Международный день врача (International Doctor’s Day)?   ...

11 Сентября, 2018
Новая книга: К успешному родительству

Из типографии привезли тираж методического пособия «К успешному родительству: методы семейного воспитания». ...

11 Сентября, 2018

Хроники борющегося человека:
в Архангельске прошел первый фестиваль арктического кино

На три дня в Поморье развернулся большой диалог о недостижимой для многих и столь манящей взгляды кинематографистов Арктике. С 7 по 9 декабря на шестнадцати площадках Архангельска, Северодвинска и Новодвинска показывали и рассказывали о своих фильмах их авторы — режиссеры, сценаристы, продюсеры и актеры. Всего в шорт-лист кинофестиваля вошли 56 фильмов: игровых и документальных, короткометражек и полного метра. Все они показывают не Арктику, а сживающегося с ней, борющегося, ищущего человека.

— Их объединяет человек, как свидетель событий прошлого, очевидец настоящего и творец будущего. Кино ведь и интересно тем, что отражает события времени, фиксирует «хронику эпох», поднимает вопросы, волнующие современного человека. Через истории героев своих картин сценаристы и режиссеры, как через лупу, рассматривают нас с вами, — рассказывает программный директор фестиваля, режиссер-документалист Анжелика Долинина.

Помимо просмотра фильмов, все фестивальные дни между «киношниками» разворачивался свой — профессиональный — диалог, и он тоже о человеке, только о том, что снимает кино.

 

Операция «Кооперация»

— Сейчас необходимо освещать арктические фестивали, выходить на региональный и международный уровни, выходить из изоляции, — сформулировал главный запрос создателей и участников Arctic open представитель из США, антрополог Гордон Броницкий.

Большой разговор о движении арктического кино состоялся во второй день фестиваля — на семинаре «Развитие и коммерциализация регионального кинематографа». Здесь над дальнейшим развитием киноиндустрии глубинки думали как функционеры, так и практики регионального кино.

Только по самым скромным подсчетам, арктическим кино занимаются пять фестивальных команд: Якутский и Чукотский фестивали, «Северный характер» в Мурманске, норвежский TIFF и новичок — Arctic open. У каждого из этих фестивалей есть своя история, но миссия одна — продвигать культуру северных народов, которые дают импульс всему отечественному кинематографу.

Фестивальные движения действительно обнажают запрос регионов на создание своего собственного кинопроизводства. И тому есть реальные подтверждения: так, в Архангельске работает своя школа кино InFilm, а в июле прошел первый питчинг кинопроектов, то есть публичная защита своей киноидеи для поиска продюсеров, а иногда и просто техники для съемок и вдохновленных участников команды. При этом, по рейтингам Союза кинематографистов, Поморье среди представителей арктических территорий находится на третьем месте по своей развитости и включенности в кинорынок. Представитель Союза кинематографистов России Филипп Абрютин заметил, что в регионах для шага в большое кино не хватает одного — общения.

— Везде есть молодые кинематографисты, не хватает одного — познакомить людей друг с другом, тогда окажется, что у Юры есть камера, Витя может сделать цветокоррекцию, а Катя хорошо пишет звук. Надо просто собираться чаще. Мы хотим расширять питчинг дебютантов и не останавливаться на 15 регионах, — рассказал Абрютин.

Он же выступил с предложением поработать над созданием открытого всероссийского форума регионального, а фестивалям скооперироваться — не объединиться в один, а продуктивно обменяться опытом.

С другой стороны обратился к проблеме идентификации регионального кино Гордон Броницкий. С его точки зрения, фестивальная рассредоточенность может не дать нужного эффекта — не позволит арктическому кино стать узнаваемым.

— Фестивальная форма может не только показать нам местных создателей кино, но и привести сюда других — Канаду и Гренландию, например. Понятно, что мероприятие должно окупаться, поэтому для фестивалей мы должны выбирать особые места, чтобы люди знали, где можно посмотреть лучшее арктическое кино. Мы можем выводить наше кино в интернет — тогда появится целая ассоциация, огромная база, которая поможет продвигать кино, показывать его продюсерам. Из такой вот сети я узнал об Архангельске, об этом фестивале, то есть появляется рынок — а это способ достучаться до всей Арктики, — комментировал ситуацию Броницкий.

Опытом многолетней жизни фестивалей поделились президенты двух крупных проектов — «Северного характера» в Мурманске и Международного кочующего северного фестиваля.

Создатель первого — Светлана Солдатова — к идее объединения отнеслась скептически. По ее мнению, каждый такой проект уже имеет свою исключительную историю, создан небольшой командой, как правило, энтузиастов — а значит, априори стоит особняком от других и несет что-то своё. «Северный характер», созданный в 2008 году, приобрел уже некий миссионерский характер — уже около пяти лет кино об Арктике (чаще — документальное) кочует по 35 городам и посёлкам Мурманской области. Во многих таких местечках — например, небезызвестном селе Териберка — благодаря фестивалю показ кино возобновили впервые за многие годы.

Специфика кочующего кинофестиваля сама по себе очень индивидуальна. Его история началась в 1998 году в Салехарде, с первого фестиваля антропологического кино.

— Я никогда не брала в программы фестиваля чрезмерно популярные вещи. В основе всегда были талантливые выражения культуры. Она держит каждого человека. Культурная идентичность — это самая сильная территория. Основой психологического ландшафта было абсолютное равенство всех национальных культур, и каждая представляла свое богатство, — рассказывает руководитель фестиваля Марина Южанинова.

Своя идея — доказавшая состоятельность на фестивальных кинопоказах — есть и у нового смотра арктического кино — Arctic open. И эта идея в том, чтобы показать не народ, а индивидуальные отношения человека и Арктики.

 

Поиски себя в жанре «роуд-муви»

Об этом — человеке и природе, познании и пути к себе через расстояния, знакомства с новой культурой и природой — одна из самых пронзительных и важных картин фестиваля. «Каренина и я» режиссера-итальянца Томмазо Моттола о своей жене — норвежке Гёрильд Маусет, изучающей судьбу и по истине русскую душу Анны Карениной. Такой межнациональный микс дал фильм, снятый в жанре «роуд-муви» — ведь актриса за полтора часа в кадре совершает путешествие по всей России — от архангельских Соловков до Владивостока, где ей и предстояло сыграть Каренину на театральной сцене.

Создатели фильма признаются, что этот проект о русской душе — или, что точнее, русской душе по Толстому — состоялся только благодаря очень большой вере в свою идею. Такое кино не поддержали бы на уровне государства — ему, как и многим фильмам фестиваля, выстоять удалось на чистом энтузиазме. Средства на фильм собирали с помощью краудфандинга.

Путешествие, начавшееся в России с наших северных Соловков, а завершившееся через месяц во Владивостоке, актриса, режиссер и их сын Бальтазар совершили, как они поняли в конечном итоге, ради того, чтобы не только узнать больше о знаменитой героине Толстого, но и узнать самих себя. В каждом новом городе Гёрильд обращалась к людям, случайным собеседникам или своим знакомым с важными для нее вопросами.

— Для понимания Анны мне особенно важной показалась встреча с монахиней в монастыре в Мурманске. Матушка, которая когда-то работала в банке, была управляющей, а потом вдруг изменила свою жизнь и пошла по другому пути. У Анны понимания того, что выход есть, не было, — поделилась Гёрильд Маусет.

Жадно впитывая информацию от встречавшихся на пути людей, актриса, по ее собственному признанию, открыла саму себя. Главную проблему Анны Гёрильд увидела в отсутствующем детстве — Толстой не дал Карениной-девочке светлых воспоминаний, отрезал от отцовской и материнской ласки, домашнего уюта. И в этом норвежская актриса удивительно сжилась с классическим русским образом — и из ее юношеских воспоминаний был вырезан кусок, когда на несколько лет она была обездвижена, выключена из обыденной жизни подростка.

Отношения отцов и детей перенес на большой экран и гость, член жюри фестиваля — режиссер Александр Хант. Его дебют «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом и инвалидов» стал ярким событием внеконкурсной программы фестиваля. Несмотря на то, что суровый мужской мир Ханта совсем не похож на страстный и абсолютно женский взгляд на мир из «Каренина и я», он ему удивительно созвучен. Безбашенный и озлобленный Витька в исполнении актера Евгения Ткачука таков во многом потому, что в детстве был обделен родительским вниманием — отец бил мать, потом ушел, а она — в петлю.

— Что меня лично коснулось? Я сам вырос без отца, тема отношений с ним очень важна. И я сам из небольшого городка, вырос с такими парнями, как Витька, не непосредственно в их среде, но рядом с ними. Моя цель — постараться приблизиться к ним, попытаться залезть под их агрессивную сторону, понять, что скрыто под ней. Моя задача была — сделать трагикомедию, подойти к этой теме не без иронии. Я вообще не очень верю в плохих людей. Мне кажется, это просто их защита. Лично мне Витька Чеснок симпатичен, — рассказал Александр Хант.

Эти истории, показанные в дни фестиваля не в одном Архангельске, но и в Новодвинске и Северодвинске, все эти несколько раз собирали полные залы аудитории, а при каждом общении со зрителями звучали слова благодарности и вместе с тем ошарашенности увиденным. Так, может быть, вот он — тот ключ, которым мог бы и новый Arctic open открыть секрет успешного кинофестиваля — рассказывать людям простые истории о них самих.

 

От «Берегини» к Arctic open

Фестиваль Arctic open Архангельск сделал и принял впервые, хотя до этого почву для него — международного — готовил фестиваль любительского кино «Берегиня». Та же команда работала над ним семь лет.

Теперь Arctic open — фестиваль, в котором участвуют и крупные режиссеры и сценаристы, а отмечают и документалистов, и создателей большого игрового кино. И традиция собираться посмотреть арктическое кино теперь уже в городе на Северной Двине, обещают организаторы, продолжится. Президентом кинофестиваля избрали известного кинорежиссера, актера и продюсера Игоря Угольникова.

— Я должен дать торжественную клятву в ранге президента, что фестиваль будет и второй, и третий, и дальше. Буду с честью и достоинством нести добро, это очень ответственно и почетно, — пообещал продолжить традицию Угольников.

 

Полина Карпович
Фото: Сергей Яковлев, fbereginya.com, пресс-служба правительства Архангельской области

29.ru