Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Новая книга: Толшма II

В издательстве "Лоция" вышла в свет книга Дмитрия Александровича Пшеницына "СОЛИГАЛИЧСКИЙ ТОРГОВЫЙ ТРАКТ, ИЛИ ИСТОРИЯ ВОЛОСТИ ТОЛШМА (XVII–XX вв.). Толшменское сельское поселение Тотемский район Вологодской области". ...

28 Августа, 2019
Газета и газетчики в эпоху сталинизма

Газета и газетчики в эпоху сталинизма - так назвал свою книгу журналист Альберт Новоселов. ...

14 Августа, 2019
Встреча с автором в библиотеке

Фотоальбом «Виноградовский район, родная сторона», к 90-летию района, вышел в издательстве «Лоция». ...

14 Августа, 2019
Подслушано у автора

Людмила Шиловская: «Вот и всё. Книги проданы. ...

14 Августа, 2019
Новинки лета

Представляем вам новинки этого лета: ...

14 Августа, 2019
Переиздание "Чистой книги"

В издательстве «Лоция» был переиздан сборник «Чистая книга Фёдора Абрамова». ...

14 Августа, 2019

Так называется сборник статей, составленный Соловецким музеем-заповедником по итогам конференции, которая прошла на Соловках в июле прошлого года.

Конференция была посвящена памяти соловецких узников, погибших во время проведения репрессивной операции 1937-1938 годов. В основе большинства статей – ранее неопубликованные архивные материалы, воспоминания и письма заключенных.

Издатели уверены: книга будет интересна не только историкам, преподавателям и студентам, но и самому широкому кругу читателей.

Действительно, за разными по стилю изложения статьями встают столь же разные судьбы священников, врачей, деятелей культуры …

Человек-театр, знаменитый реформатор театра Лесь Курбас окончил свои дни в Соловецком лагере. В большой статье П. М. Леонов рассказал о жизни актера и режиссера, проследил его творческий путь, поведал о смелых театральных премьерах революционных лет и постановках уже там, в Соловецким лагере.

«Центральный театр Беломорско-Балтийского комбината НКВД был построен в Медвежьегорске в 1931 году. На сцене этого театра, «филиала МХАТа», как его шутя называли, играли в основном заключенные. Общая численность сотрудников театра составляла около 100 человек. Среди них были и известные артисты того времени. На сцене ставились не только драматические спектакли, но и оперы, оперетты, балеты, детские постановки. При театре действовали симфонический и духовой оркестры…»

Мыслями об искусстве делился в письмах из Соловецкого лагеря и священник Павел Флоренский. Этой теме посвящена статья А. М. Копировского. Кстати, по утверждению автора, это первая попытка исследовать письма о. Павла как источник для анализа его мыслей об искусстве – о музыке, литературе, живописи, эстетике.

Об опыте личных свиданий в Соловецком лагере на примере своих родителей рассказывает В. О. Волков.

«Это была особая категория свиданий… Обычные свидания предоставлялись в присутствии надзирателя. Согласно распорядку свидания, заключенные могли встречаться со своими гостями только в определенное время, не более чем по два часа в сутки в общем помещении… Личные свидания проходили безнадзорно и не ограничивались во времени… сначала организовывались на рабочих местах и даже в камерах заключенных (по договоренности с сокамерниками). Но примерно к 1925 году в лагере сложилась сравнительно отработанная практика их проведения… было построено специальное помещение – «дом свиданий» с приемными комнатами, спальнями и кухнями. Администрация лагеря также использовала для личных свиданий семейных пар каюты в пришвартованных в бухте судах…» Вот только получить разрешение на такое свидание было очень непросто…

Есть в книге и сухие цифры, документы, тексты шифрованных телеграмм, протоколов, «лимитов», за которыми – судьбы тысяч людей, для которых был определен один, общий страшный конец. Потомственные дворяне, ученые, бывшие офицеры царской армии, рабочие, служащие ВЧК и НКВД – их фамилии мы находим в приведенных в книге списках. Только 27 октября, 1, 2, 3, 4 ноября 1937 года на Соловках были расстреляны 1111 человек…

Одним словом, если вас интересует тема политических репрессий, то сборник статей «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» может стать незаменимым источником информации, в котором помимо исследовательских статей содержатся фотографии и копии архивных документов.