Поиск по сайту

КНИГА ЗА РЕПОСТ. Розыгрыш № 8

Друзья! ВНИМАНИЕ! После долгого затишья литературно-издательский центр "Лоция" объявляет новый розыгрыш "КНИГА ЗА РЕПОСТ". ...

24 Июля, 2017
Новая книга «Под светлеющим небом»

Это первая книга стихов Екатерины Некрасовой – автора из г. Северодвинска Архангельской области. Стихи Екатерина пишет с юности. Немалое место в её творчестве занимают стихотворения о родном городе, Севере, русской деревне, философская лирика. ...

18 Июля, 2017
Сказка про Сушку

  В литературно-издательском центре "Лоция" вышла в свет книга Микушева Сергея Альбертовича «Сушка и его друзья». ...

14 Июля, 2017
Тярин

В издательстве "Лоция" вышел в свет альбом работ Александра Тярина. ...

04 Июля, 2017
Пред заказ книги Ольги Голубцовой «Затепли свечу»

  В преддверии юбилея Архангельской области издательство «Лоция» выпустит в свет новую книгу Ольги Голубцовой «Затепли свечу»: документальная повесть личных воспоминаний автора о К.П. Гемп. ...

29 Июня, 2017
Подарок городу

Друзья! Мы можем вместе сделать подарок нашему городу: поможем сохранить историю об архангельском цирке. ...

20 Июня, 2017

НЕ ВСЯКИЕ КНИГИ ВАЖНЫ И НУЖНЫ

«Здравствуй, музыка» или Педагогические размышления о том, как я вернулась в свою прежнюю профессию учителя музыки на волнах новой общеобразовательной программы.

Каждый преподаватель знает, как неимоверно трудно бывает переходить с испытанной, полюбившейся, принесшей творческие плоды, программы на новую, неизведанную. Любой опытный учитель отчетливо понимает, что основной психологический и педагогический груз упадет именно на него. Сколько новых игр, приемов, способов, упражнений придется заново придумывать, изменять, приспосабливать, и в конечном итоге – никогда заранее не узнаешь, какая из личных методик потерпит поражение и закончится печально, как в русской поговорке «про первый блин комом».

Словом, чтобы там ни говорили современные педагогические оптимисты про всемогущее творчество и требования нового времени к учительству, внедрение очередной программы – это всегда для преподавателя стресс! И тем не менее, современные рекомендации и методики произрастают в наш информационный век, как грибы после дождя, а наши неутомимые труженики школьного фронта едва успевают менять учебники и бесконечно перестраиваться. «Сколько хлопот, однако!» – сказал бы уставший чеховский Ионыч. Но сегодня, похоже, ни врач, ни учитель не имеют «никакого Римского права» на усталость и всегда должны быть готовы к освоению новейшей методической «целины».

В 2006 году я по личным и семейным обстоятельствам вынуждена была уволиться с работы учителя музыки и на неопределенное время расстаться с любимой профессией. Уроки музыки в большинстве школ России велись тогда по традиционной и казавшейся неприкосновенной программе великого педагога и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Считаю, что новаторские труды Дмитрия Борисовича и сегодня не потеряли своей актуальности и современности, поскольку давали большую возможность для творчества учителя, а музыкальный материал можно было подбирать и менять на свое усмотрение. Вернувшись в школу в 2011 году, я долго не могла разобраться и решить сама для себя, по какой же программе начать работу? Сначала я просмотрела и ознакомилась с учебными пособиями Т. И. Науменко, В. В. Алеева, а затем заглянула в книги Сергеевой Г. П., Критской Е. Д., Шмагиной Т. С., и сразу же решила, что буду работать только по ним! Я считаю, что таких красочных, удобных, познавательных школьных учебников не было даже в советские времена. Прекрасно подобранный музыкальный материал, опирающийся на русскую историю, праздники и традиции родной культуры и культуры других народов, а главное – в задачах только этого музыкального курса поставлена проблема воспитания через музыкальное искусство нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине! Это после долгой педагогической «смуты» 90-х было поистине настоящее смелое новаторство! В программу вводится русская духовная и западная музыка. Открываются факты из жизни великих композиторов, которые намеренно замалчивались, в частности, об огромной любви многих русских музыкальных гениев к религиозной музыке, о влиянии этого сложнейшего и высокого искусства на все многообразие их творческого наследия. Уверена, что при всем большом желании Д. Б. Кабалевскому ни за что не разрешили бы ввести в программу такие темы. Я была немало удивлена нововведениям и такому разнообразию учебного материала.

Но, не успев привыкнуть и насладиться преподаванием по такой интеллектуально и нравственно-насыщенной методике, как учебным заведениям, вступившим в проект «Начальная школа XXI века», было рекомендовано всем предметникам, включая даже учителей музыки, работать по учебникам авторского коллектива Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Неужели нет другого выхода и нельзя найти компромисс хотя бы по отношению к преподавателям по искусству? Ведь давно ведущими мировыми философами и психологами доказано, что музыкант или художник не может творчески работать в условиях давления. Музыка – не точный предмет, и учить ребят музыке можно лишь в том случае, когда педагогу самому эмоционально комфортно. Рекомендованный авторским коллективом проекта учебник В. О. Усачевой и Л. В. Школяр, на мой взгляд, не очень подходит для самостоятельных занятий детей и не достаточно интересен. Многие иллюстрации, помещенные в учебник по принципу контраста от рисунков О. В. Кузьминой в детском графическом или цветном стиле до шедевра Боттичелли «Весна», вызывают у первоклассников на практике смешливое настроение, в связи с чем учителю приходиться вести урок с удвоенным вниманием и напряжением, прилагая немалые усилия, чтобы направить детей к правильному пониманию содержания картин. На мой взгляд, фрагмент «Весна» (стр. 49), так же, как и живописное полотно Ф. А. Малявина «Вихрь» не достаточно понятны младшему школьнику семилетнего возраста в силу их исключительной философской и жизненной глубины. Подробнее эта картина изучается в 8 классе на уроке «Искусство» Известно, что художник не ставил себе цель подлинно запечатлеть фрагмент танца, женщины в картине выглядят нереально, художник акцентирует мощное стихийное начало в женских образах. Картина наполнена символикой иносказания, создает внутреннее напряжение. Поэтому, безусловно, по опыту этого года, я сделала вывод, что не все темы, иллюстрации новой программы мне по душе.

Но, в свою очередь, не могу не отметить прекрасные фотографии Большого театра, звезд оперного и балетного жанров, снимки с репетиций. Все это является сильной стороной учебника, но все же заранее прошу прощения за откровенность в том, что, следуя своему опыту и педагогической интуиции, а также личному предпочтению, мне бы хотелось вести уроки по учебникам и пособиям Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и Т.С. Шмагиной. На встрече с учительницей музыки по имени Николь из города Мюнхен, организованной ИППК г Архангельска в октябре 2011 года, я и мои коллеги очень удивились, когда узнали, что в Германии педагог сам выбирает программу, по которой он желает вести свой предмет. Ну что ж, по-моему, очень интересный пример уважительного отношения к педагогу и демократичного подхода к образованию!

Иллюстрацией к данной статье могут служить лицевая часть вышеуказанных учебников и фрагменты их оформления с названными страницами или по выбору редактора.

Марина Шохина, учитель школы № 30 г.Архангельска