Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь...

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь. Искал свою розовую чайку, пил, как может пить русский человек, не найдя свого места под солнцем. ...

18 Сентября, 2018
Сухановский поэтический вечер

Именно так называется ежегодная встреча литераторов на Княжострове. ...

18 Сентября, 2018
Новая книга «Путешествие в Букландию»

«Буря в Букландии» – лишь начало удивительного путешествия самой обычной девочки, которая не любит читать, в волшебную страну книг. ...

14 Сентября, 2018
Отзыв на книгу «Валенки и грабли»

Когда Надежда подписывала мне свою книгу, она сказала, что будет рада отзыву. ...

13 Сентября, 2018
КНИГА ЗА РЕПОСТ: розыгрыш № 15

Друзья-книголюбы! А вы знали, что ежегодно в первый понедельник октября во многих странах отмечают Международный день врача (International Doctor’s Day)?   ...

11 Сентября, 2018
Новая книга: К успешному родительству

Из типографии привезли тираж методического пособия «К успешному родительству: методы семейного воспитания». ...

11 Сентября, 2018

НЕ ВСЯКИЕ КНИГИ ВАЖНЫ И НУЖНЫ

«Здравствуй, музыка» или Педагогические размышления о том, как я вернулась в свою прежнюю профессию учителя музыки на волнах новой общеобразовательной программы.

Каждый преподаватель знает, как неимоверно трудно бывает переходить с испытанной, полюбившейся, принесшей творческие плоды, программы на новую, неизведанную. Любой опытный учитель отчетливо понимает, что основной психологический и педагогический груз упадет именно на него. Сколько новых игр, приемов, способов, упражнений придется заново придумывать, изменять, приспосабливать, и в конечном итоге – никогда заранее не узнаешь, какая из личных методик потерпит поражение и закончится печально, как в русской поговорке «про первый блин комом».

Словом, чтобы там ни говорили современные педагогические оптимисты про всемогущее творчество и требования нового времени к учительству, внедрение очередной программы – это всегда для преподавателя стресс! И тем не менее, современные рекомендации и методики произрастают в наш информационный век, как грибы после дождя, а наши неутомимые труженики школьного фронта едва успевают менять учебники и бесконечно перестраиваться. «Сколько хлопот, однако!» – сказал бы уставший чеховский Ионыч. Но сегодня, похоже, ни врач, ни учитель не имеют «никакого Римского права» на усталость и всегда должны быть готовы к освоению новейшей методической «целины».

В 2006 году я по личным и семейным обстоятельствам вынуждена была уволиться с работы учителя музыки и на неопределенное время расстаться с любимой профессией. Уроки музыки в большинстве школ России велись тогда по традиционной и казавшейся неприкосновенной программе великого педагога и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Считаю, что новаторские труды Дмитрия Борисовича и сегодня не потеряли своей актуальности и современности, поскольку давали большую возможность для творчества учителя, а музыкальный материал можно было подбирать и менять на свое усмотрение. Вернувшись в школу в 2011 году, я долго не могла разобраться и решить сама для себя, по какой же программе начать работу? Сначала я просмотрела и ознакомилась с учебными пособиями Т. И. Науменко, В. В. Алеева, а затем заглянула в книги Сергеевой Г. П., Критской Е. Д., Шмагиной Т. С., и сразу же решила, что буду работать только по ним! Я считаю, что таких красочных, удобных, познавательных школьных учебников не было даже в советские времена. Прекрасно подобранный музыкальный материал, опирающийся на русскую историю, праздники и традиции родной культуры и культуры других народов, а главное – в задачах только этого музыкального курса поставлена проблема воспитания через музыкальное искусство нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине! Это после долгой педагогической «смуты» 90-х было поистине настоящее смелое новаторство! В программу вводится русская духовная и западная музыка. Открываются факты из жизни великих композиторов, которые намеренно замалчивались, в частности, об огромной любви многих русских музыкальных гениев к религиозной музыке, о влиянии этого сложнейшего и высокого искусства на все многообразие их творческого наследия. Уверена, что при всем большом желании Д. Б. Кабалевскому ни за что не разрешили бы ввести в программу такие темы. Я была немало удивлена нововведениям и такому разнообразию учебного материала.

Но, не успев привыкнуть и насладиться преподаванием по такой интеллектуально и нравственно-насыщенной методике, как учебным заведениям, вступившим в проект «Начальная школа XXI века», было рекомендовано всем предметникам, включая даже учителей музыки, работать по учебникам авторского коллектива Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Неужели нет другого выхода и нельзя найти компромисс хотя бы по отношению к преподавателям по искусству? Ведь давно ведущими мировыми философами и психологами доказано, что музыкант или художник не может творчески работать в условиях давления. Музыка – не точный предмет, и учить ребят музыке можно лишь в том случае, когда педагогу самому эмоционально комфортно. Рекомендованный авторским коллективом проекта учебник В. О. Усачевой и Л. В. Школяр, на мой взгляд, не очень подходит для самостоятельных занятий детей и не достаточно интересен. Многие иллюстрации, помещенные в учебник по принципу контраста от рисунков О. В. Кузьминой в детском графическом или цветном стиле до шедевра Боттичелли «Весна», вызывают у первоклассников на практике смешливое настроение, в связи с чем учителю приходиться вести урок с удвоенным вниманием и напряжением, прилагая немалые усилия, чтобы направить детей к правильному пониманию содержания картин. На мой взгляд, фрагмент «Весна» (стр. 49), так же, как и живописное полотно Ф. А. Малявина «Вихрь» не достаточно понятны младшему школьнику семилетнего возраста в силу их исключительной философской и жизненной глубины. Подробнее эта картина изучается в 8 классе на уроке «Искусство» Известно, что художник не ставил себе цель подлинно запечатлеть фрагмент танца, женщины в картине выглядят нереально, художник акцентирует мощное стихийное начало в женских образах. Картина наполнена символикой иносказания, создает внутреннее напряжение. Поэтому, безусловно, по опыту этого года, я сделала вывод, что не все темы, иллюстрации новой программы мне по душе.

Но, в свою очередь, не могу не отметить прекрасные фотографии Большого театра, звезд оперного и балетного жанров, снимки с репетиций. Все это является сильной стороной учебника, но все же заранее прошу прощения за откровенность в том, что, следуя своему опыту и педагогической интуиции, а также личному предпочтению, мне бы хотелось вести уроки по учебникам и пособиям Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и Т.С. Шмагиной. На встрече с учительницей музыки по имени Николь из города Мюнхен, организованной ИППК г Архангельска в октябре 2011 года, я и мои коллеги очень удивились, когда узнали, что в Германии педагог сам выбирает программу, по которой он желает вести свой предмет. Ну что ж, по-моему, очень интересный пример уважительного отношения к педагогу и демократичного подхода к образованию!

Иллюстрацией к данной статье могут служить лицевая часть вышеуказанных учебников и фрагменты их оформления с названными страницами или по выбору редактора.

Марина Шохина, учитель школы № 30 г.Архангельска