Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь...

Я прожил бурную, не всегда правильную жизнь. Искал свою розовую чайку, пил, как может пить русский человек, не найдя свого места под солнцем. ...

18 Сентября, 2018
Сухановский поэтический вечер

Именно так называется ежегодная встреча литераторов на Княжострове. ...

18 Сентября, 2018
Новая книга «Путешествие в Букландию»

«Буря в Букландии» – лишь начало удивительного путешествия самой обычной девочки, которая не любит читать, в волшебную страну книг. ...

14 Сентября, 2018
Отзыв на книгу «Валенки и грабли»

Когда Надежда подписывала мне свою книгу, она сказала, что будет рада отзыву. ...

13 Сентября, 2018
КНИГА ЗА РЕПОСТ: розыгрыш № 15

Друзья-книголюбы! А вы знали, что ежегодно в первый понедельник октября во многих странах отмечают Международный день врача (International Doctor’s Day)?   ...

11 Сентября, 2018
Новая книга: К успешному родительству

Из типографии привезли тираж методического пособия «К успешному родительству: методы семейного воспитания». ...

11 Сентября, 2018

Сам пишу, сам продаю: напечатать книгу - мало, нужно найти читателя

Опубликовано в газете "Бизнес-класс Архангельск"

21.04.2012 00:28 Текст: Елена Светличная. Фото: Алексей Липницкий

В советские годы, чтобы издать свою книгу, нужно было пройти сложную систему «отбора». Но дело не только в цензуре — при подготовке изданий трудились профессиональные редакторы, художники, корректоры. Переход издательств на экономические рельсы снял все «фильтры»: теперь любой желающий может напечатать свое творение. О противоречиях регионального книгоиздательства накануне Всемирного Дня книги и авторского права мы беседуем с издателем, директором Литературно-издательского центра «Лоция» Тамарой ОВЧИННИКОВОЙ.

- Тамара Валентиновна, любопытно, что в книжных магазинах Архангельска наши местные авторы представлены в основном как рассказчики об истории края. Художественная литература у нас не издается?

- Наши региональные издательства специализируются на выпуске книг по краеведению, культуре, истории края. И это хорошо — они нашли свою нишу.

Если говорить о художественной литературе, беллетристике — местных авторов не так много, известных — еще меньше. Кто на слуху? Например, Михаил ПОПОВ — член Архангельского регионального отделения Союза писателей, автор двух десятков книг, в том числе прозы, публицистики. Он известен и как главный редактор литературного журнала «Двина». Ему проще себя продвигать.

Валерий ЧУБАР — известный радиожурналист, писатель. Александр ТУТОВ — я считаю его хорошим промоутером. Да, он врач, занимается политикой, но и пишет книги...

Если говорить о детских писателях — на слуху Елена АНТРОПОВА и Владислав ЧИРКИН. Очень успешно начал Олег КОДОЛА, но это опять же краеведение. Он популярным языком пытается изложить историю нашего края, в том числе для детей.

Конечно, нельзя не упомянуть поэтессу Елену КУЗЬМИНУ, которая возглавляет региональное отделение Союза писателей, исследователя творчества Бориса ШЕРГИНА, доктора филологических наук Елену ГАЛИМОВУ.

Вот и получается, что у нас нет авторов, которые издают так называемую массовую литературу. Между тем в региональном Союзе писателей более 50-ти членов. Но мы ничего о них не знаем. Как продвигать это знание?

Еще со школьной скамьи мы знаем АБРАМОВА, ШЕРГИНА, ПИСАХОВА, ФОКИНУ, РУБЦОВА — их произведения можно найти на прилавках книжных магазинов. Сейчас, слава Богу, появились в продаже и книги Владимира ЛИЧУТИНА. Но издают наших известных северных авторов в основном московские издательства.

- То есть местные издательства не «гоняются» за интересными рукописями, чтобы издать их и получить прибыль? Книга и «бизнес-проект» для регионального книгоиздательства понятия несовместимые?

- Такие «монстры» издательского бизнеса как «АСТ», «Эксмо», «Азбука» и другие давно наработали опыт, клиентуру и целевую аудиторию с помощью популярных сейчас Дарьи ДОНЦОВОЙ, Александры МАРИНИНОЙ, Татьяны УСТИНОВОЙ, Виктора ПЕЛЕВИНА и других. Читатели привыкли к ним, ждут новых произведений. Издательствам не составляет труда сделать авторский договор таким образом, чтобы писатель получал еще и процент, причем с каждой продажи. Эти богатые книжные издательства могут себе позволить искать интересные рукописи, вкладывать деньги и потом раскручивать или тему, или книгу, или автора. У нас это, к сожалению, нереально.

В Архангельской области вообще нет поддержки книгоиздательства. Раньше в рамках областной программы по культуре распределялись гранты на книгоиздательскую деятельность. Кстати, этим предложением удачно воспользовался Пинежский район в лице Леонида ЖИТОВА — руководителя районного отдела по культуре, искусству и туризму. Он нашел авторов и за счет бюджетного финансирования издал несколько книг о Пинеге. Другие муниципальные образования с этой программой поработали слабо.

Пожалуй, только ИПП «Правда Севера» вкладывается в издание краеведческих книг. Это когда речь идет о приобретении авторских прав. Да, тираж продается, но хорошо если одна тысяча экземпляров реализуется за год. Все зависит от целевой аудитории и маркетинга.

В свое время, когда был «голод» на Степана ПИСАХОВА, издали его сказки с иллюстрациями Дмитрия ТРУБИНА. Трехтысячный тираж разошелся, наверное, за полгода! Почему? Это имя автора, имя художника и спрос на Писахова. Все совпало, и сказки раскупили. Но печатать всех желающих ради торжества конкуренции у региональных издательств нет денег. Они не могут брать на себя финансовые риски, если книга провалится.

- У нас и магазинов почти не осталось, где автору можно продать свою книгу...

- Система Книготорга рухнула вместе с Советским Союзом, а оставшийся в Архангельске «монстр» — компания «АВФ-книга» держится и даже имеет несколько филиалов в области.

Если еще несколько лет назад местные авторы в архангельском «Доме книги» были представлены на одной полке, то сейчас работает краеведческий отдел. Я очень рада, что нашим авторам дали возможность достойно представлять свои работы. Раньше книга могла потеряться, а теперь ее не нужно искать — все знают, где можно купить региональные издания.

А частники в районах местных авторов не берут — говорят, что неинтересно. Я ездила по области — в магазинах, где торгуют хлебом, солью, носками и спичками, небольшие книжные отделы есть. Но там нет краеведческой литературы, зато всегда можно увидеть Донцову с Акуниным. Продавцы не изучают рынок и не предлагают наши книги. Системы нет, нет людей, которые могли бы быть заинтересованы в этой системе. Сбыт развален. А у издательств нет денег на продвижение.

Кстати, вопреки расхожему мнению, магазины не покупают тиражи. Реализовали 5-10 книжек — звонят автору: «Приносите еще». Вот так с 2004 года наши писатели и продают свои тысячные тиражи...

- Где бы ни выкладывались местные издания — на полке, в отделе по краеведению или в общем отделе — их не так трудно отличить от книг, выпущенных столичными издательствами. Зачастую страдает качество, и выбор действительно полезной книги оказывается сродни выигрышу в лотерее.

- Согласна. И прежде всего ухудшилась содержательная часть.

У людей смешались понятия — что такое полиграфия, типография, издательство. Авторы приходят в типографию с «вордовским» текстом и гордо говорят: «Я сделал книгу!». Для них не важно, что никто из профессионалов не работал с текстом: ни художники, ни редакторы, ни корректоры. А типография что может сделать? Ведь типография — это всего лишь машина, которая может печатать. И уж как ты сделал свою книгу — машине все равно. Техника не исправляет ошибок, которые потом обнаруживаются в тираже. А уж к идее, концепции, структуре книги, оформлению машина тем более не имеет никакого отношения.

Чаще авторы либо не понимают этого, либо жалеют денег на литературного редактора, дизайнера-оформителя, корректора. И потом мы получаем результат самостийного издателя, когда автор надеется исключительно на себя: хотел как лучше, а получил неизвестно что. Во многом из-за низкого качества — будь то печать или содержание, книга не находит своего читателя. Поэтому автору нужно сразу думать — что он будет делать с тиражом. Хранить дома в прихожей и запинаться?

 

Кем-то движет исключительно самореализация — это хорошая позиция, но чаще всего именно такие авторы не задумываются, что с произведением будет дальше. Будет ли у него читатель, какой, а самое главное — дойдет ли до читателя его книга?

Кто-то хочет заработать деньги — на мой взгляд, в Архангельской области на сегодняшний день это проигрышный вариант. Книг в магазинах безумное количество: падают тиражи, но увеличивается ассортимент. Раньше типографии за книжку тиражом до 3 тысяч экземпляров даже не брались — не выгодно. А сейчас они и 500 могут напечатать, и 100. Автор наивно полагает, что его книгу расхватают — а ее не покупают. Не продумал стратегию, целевую аудиторию, сбыт.

Многими движет желание «засветиться». Если книга выдержана в стандартах издательского дела, имеет все необходимые библиотечные коды, международный стандартный номер ISBN, она поступает во все библиотеки России и заносится в каталоги. Автор уже этим счастлив и собирает себе библиографию. Кто-то с помощью книги хочет продвинуть себя, свой бренд...

Недавно журналист Андрей ЖДАНОВ выпустил примечательную «Книгу слов о воспитании». Казалось бы, она совершенно не о том, чем он живет сейчас. Все знают его как главного редактора журнала Magazine. А он взял и издал книгу о воспитании детей. А между прочим, он начинал свой профессиональный путь в МЖК «Соломбала» именно с этого! Я была редактором его книги о воспитании ребенка. Получается, что по прошествии гораздо большого количества лет он вернулся к этой теме. Для чего? В душе копилось!

Не так давно я готовила к изданию кулинарную книгу — домохозяйке просто хотелось систематизировать все накопленные с 50-60-х годов прошлого века рецепты. Принесла она их в рукописном виде — в двух мешках. Первоначально стояла задача сделать брошюру в нескольких экземплярах для личного пользования. Но когда мы сделали сигнальный образец, автор впечатлилась и вместо одной штуки заказала тысячу, причем на мелованной бумаге и с фотографиями блюд. Книга нигде не продавалась — разошлась по знакомым и родственникам.

Это некие иллюстрации — что движет человеком, когда у него появляется желание выпустить книгу.

- Как вы решились отправиться в «свободное плавание», чтобы самостоятельно заниматься изданием книг?

- В советское время существовало Северо-Западное книжное издательство: оно было очень серьезным с точки зрения качества выпускаемых книг. Но сейчас система трансформировалась в худшую сторону. Когда возможность печататься получили все, вырос спрос на услуги издателей — специалистов, которые готовят оригинал-макеты, соответствующие всем стандартам издательского дела. Работа с текстом, содержанием, иллюстрациями — все это должно происходить до того, как книга попала в типографию.

Я давно шла к этому решению — заняться собственным бизнесом. Так появился литературно-издательский центр «Лоция», развитием которого я сейчас и занимаюсь. У меня профильное образование, опыт работы в ИПП «Правда Севера», большой издательский и редакторский багаж. И сейчас я продолжаю готовить к изданию книги наших авторов.

- Все более острым становится конкуренция электронной и печатной книги. Социальным стало само чтение: на смену уединению с книгой пришла интерактивность «ридеров» и общение через сети. Не страшно идти в бизнес, будущее которого новые технологии ставят под сомнение? И выживут ли писатели, когда исчезнут бумажные книги?

- Интерес к чтению не снизился, другой вопрос — как он трансформировался. Безусловно, электронные варианты стали использовать чаще — это удобнее, чем носить с собой зачастую тяжелые бумажные книжки. Но электронную книгу тоже нужно делать с умом — структурировать главы, подбирать шрифт, не забывать про абзацы и т. д. Нельзя думать, что электронную версию можно спокойно сделать в текстовом формате word и продавать. Поэтому услуги литературного редактора всегда будут востребованными, а выпуск книг станет дешевле, ведь мы уже не будем тратиться на печать.

Пока услуги по форматированию текстов в электронные форматы для «ридеров» в Архангельске не предоставляются. По крайней мере я об этом ничего не слышала. Но направление перспективное, и оно, без сомнения, будет развиваться.

У меня был один заказчик — молодая девушка решила опубликовать свой личный дневник в формате книги. Чтобы не тратиться на печать, она открыла сайт, запустила интернет-кошелек. Получилось интересно, а главное, востребовано молодой аудиторией.

Современные технологии дают нам массу новых возможностей — профессионально оформленный оригинал-макет изготавливается в электронном виде. Диск можно положить на полку до лучших времен, демонстрировать на компьютере, отпечатать в бумажном варианте для друзей, никто не запрещает выложить свое творение в Интернет или оцифровать его для чтения в «ридере». Главное — не забывать, что эту книгу прочитают, возможно, миллионы людей — умных, образованных, интеллектуально развитых. Не подкачайте, авторы!

ЯЗЫКОМ ЦИФР

По данным Российской книжной палаты, в 2011 году в Архангельской области издано 390 книг общим тиражом 240 тысяч экземпляров. В 2010 году эти показатели были немного меньше: 350 книг тиражом 235 тысяч.