Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Степень родства

О степени родства 30 октября с.г. в представительстве САФУ в г. Москве состоялся замечательный вечер памяти, посвященный Дмитрию Алексеевичу Ушакову, нашему земляку. 15 сентября этого года исполнилось бы 85 лет Дмитрию Алексеевичу, замечательному человеку, поэту, бывшему члену Поморского землячества с 1995г. ...

10 Ноября, 2017
Долгое возвращение автора на родину

В Архангельске издали книгу писателя-эмигранта Евгения Гагарина «Старый епископ молча тяжело поднимается с земли и неверными шагами идет по тротуару. Его сопровождают насмешки и комья снега. Он идет в церковь, как будто ничего не слыша и не видя. Коммунистическая молодежь заполняет церковный двор до ворот. ...

23 Октября, 2017
Книга и спектакль

Они и мы Архангельский театр кукол подготовил очередной не совсем обычный спектакль под названием "Они и Мы". ...

23 Октября, 2017

Из книги "Возвращение в Арктику" (автор - Владимир Соколов, издательство "Лоция", 2014 г.)

МОЙ АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

Хроника плавания на Новую Землю и к острову Визе научно-исследовательского судна «ПРОФЕССОР МОЛЧАНОВ»

Отпуск на море

Уже третий год подряд мой отпуск начинается в начале июля. На своей работе, в Администрации морского порта, вопросы о том, почему бы не уступить лучшее время года тому или другому коллеге, заканчивались после первых слов о месте отдыха — об Арктике. Руководство другой организации, Северного управления гидрометеослужбы, составляя штатное расписание на НИС «Профессор Молчанов», все эти годы были уверены в положительном решении сроков моего отпуска. И, наконец, ректорат Северного Арктического федерального университета просто заявлял — на месте дублера капитана «плавучего университета» они никого другого не представляют. Короче говоря, все шли навстречу моему желанию провести законный отпуск с пользой, интересно, подальше от стандартных мест отдыха.

Признаться, восторженные рассказы о Хургадах, Лас-Пальмасах, прочих Майорках, где «все включено и полным-полно русских» надоели изрядно. Сегодня о возрождении нашей, российской, Арктики говорят часто и много, но побывать в высоких широтах удается единицам. И пока Русский Север для иностранных путешественников остается закрытым, надо успевать: туристическая индустрия очень быстро превратит нетронутую цивилизацией экзотику во «все включено».
Нынешнее плавание планировалось, как и в предыдущие рейсы, со студентами на борту. Теплоход «Профессор Молчанов» должен побывать на действующих и заброшенных полярных станциях «ближней» Арктики. Крайняя северная точка маршрута — остров Визе. Первого июля, получив отпускное удостоверение, тут же отнес его в отдел кадров Севгидромета и фактически обменял его на другую бумагу — направление на судно. Кадровики предупредили: «На теплоходе меня уже ждут».

Научное судно, готовясь к арктическому рейсу, стояло у причала в дальнем углу Мосеева острова. Не многие помнят, что в годы бурного освоения Заполярья этот грузовой район в летнее время был востребован. Здесь, как правило, грузились суда-снабженцы небольших размеров — «Спартак», «Вавчуга», «Иван Болотников». Если для прохода на Бакарицу, где традиционно грузились суда в Арктику, требовалось ждать ночную разводку мостов, то попасть на Мосейку можно было в любое время. И потому площадка у причала всегда была переполнена контейнерами. Причал № 77 в то время так и называли — контейнерный.

Уже много лет на грузовой площадке было пусто. Нынешний хозяин района — ООО «Мортехсервис» занимается ремонтом судового оборудования, к стивидорным работам отношения не имеет. У причала отстаивались буксир «Норд» и другое судно гидрометслужбы — «Иван Петров». «Профессор Молчанов», кажется, едва втиснулся между ними. На палубе — суета. Подготовка к выходу в море велась полным ходом: старший и третий механики принимали топливо с бункеровщика «Семжа», старший штурман и боцман — пресную воду с «Водолея-2», второй штурман и два повара — продукты с автомашины.

Выход в море назначен на завтра. И потому после обычных 17 часов конец рабочего дня не наступил. Уже ближе к полуночи были разложены, закреплены в лабораториях приборы и оборудование, убраны и зачехлены судовые механизмы, опустели каюты, служебные помещения, коридоры. Даже на ходовом мостике, в машинном отделении, где неслась круглосуточная вахта, наступили покой и тишина.

Рейсовое задание

2 июля в 10.00 НИС «Профессор Молчанов» принял на борт участников экспедиции «Арктический плавучий университет-2013». В 12.00 отошли от причала № 77 порта Архангельск, имея на борту экипажа 22 человека, экспедиции 52 человека, топлива — 254 тонны, пресной воды — 262 тонны. В 15.10 сдали лоцмана в районе острова Мудьюг. Вышли в Двинский залив Белого моря назначением к мысу Канин Нос.

С раннего утра на судно начали съезжаться те, кто выходил в плавание. В полдень на судно прибыл лоцман. И в ту же минуту внизу из-под палубы зашумел главный двигатель. Выполняя команду штурмана «По местам швартовки стоять!», моряки вышли на бак и корму. Вся экспедиция поднялась выше — на шлюпочную и пеленгаторную палубу; посылая провожающим приветы и воздушные поцелуи. Отданы швартовные концы. Дали малый вперед. Медленно мимо нас проплывали, скрываясь за поворотом, набережная Соломбалы, поселки Маймаксы. Миновали самую дальнюю городскую окраину — грузовой район Экономия. На смене вахт второго и старшего штурманов прошли приемный буй. Катер «Бриз», приняв лоцмана, отошел от борта.

Итак, научное судно «Профессор Молчанов» вышло в рейс. Руководитель «плавучего университета» прокомментировал план рейса: «Предполагаем, что из Баренцева моря наш путь ляжет на восток. Необходимо провести исследования на трех широтных разрезах по Карскому морю. Они проложены от южного острова архипелага Новая земля до острова Диксон, следующий от пролива Маточкин шар до полуострова Таймыр и последний от мыса Желания до острова Русский. Далее планируем побывать у мыса Челюскин, оттуда подняться к острову Голомянный архипелага Северная Земля, затем пойти на запад к острову Визе. В практические занятия включены съемка береговой линии, отбор образцов грунта, растительности. Поэтому высадки на берег как специалистов, так и студентов должны быть часто. Рейсовым заданием предусмотрено, что первые исследования и первые высадки на берег будут проходить там, где есть люди, то есть, на острове Колгуев, на Югорском полуострове и на острове Вайгач».
Вечером прошли траверз мыса Зимнегорский, дальше к северу начиналось Горло Белого моря. Наш теплоход, не сильно подгоняя свои 2 тысячи «лошадей»: из двух дизелей работает только один — шел со скоростью 9 узлов.

И все же сумел обогнать следующий параллельно гидрограф «Сергей Кравков». Для плавсостава Гидробазы Арктическая навигация только-только начиналась; его экипаж будет заниматься обслуживанием трассы Северного морского пути до глубокой осени — до октября.

К острову Колгуев

3 июля 2013 года.

В 01.45 прошли Северный полярный круг в северном направлении. На 12.00 пройдено 248 миль. Ветер южный 4 м/с. Море — штиль. Температура +13°С. В 15.10 прошли траверз маяка Канинский, вышли в Баренцево море. В 16.00 к северу от полуострова Канин в 1 миле встали на якорь в районе ручья Косой. Группа участников экспедиции высадилась на берег для отбора проб снега и песка, изучения почв. С борта судна выполнены гидробиологические работы. В 18.40 группа вернулась на борт. Снялись с якоря, продолжили плавание назначением бухта Ременка острова Колгуев.

Через сутки плавания прошли мыс Канин нос. Повернули на восток, и… остановились. Об этом капитан и руководитель экспедиции условились заранее: если погода позволит, сделать пробную высадку на полуостров Канин. Выбрали на берегу подходящее место, оно называется Косой ручей. Здесь ровное песчаное дно и полоса прибоя в его устье гораздо спокойнее, чем у находящихся рядом скал. Видно как океан, чуть шевеля водной гладью, бьет по камням с изрядной силой даже в безветрие. А рядом на песке — тихо. На лодке-«зодиаке», нашем главном транспортном средстве, студенты благополучно добрались до объекта исследований — береговой растительности. Их оранжевые жилеты мелькали на сопке и в низине, где еще сохранился снег. Теплоход терпеливо ждал их, стоя на якоре.

Через три часа исследователи вернулись с образцами грунта и с бережно упакованным гербарием. Снялись с якорной стоянки, пошли полным ходом дальше. Разошлись на встречных курсах с грузовым теплоходом «река-море» — «Беломорский-20». Он, доставив каменный уголь для Индиги, возвращался в Архангельск. Поделился известием; моряки выполняют госзадание северного завоза по побережью Ненецкого автономного округа, следующим будет Бугрино. Это как раз тот поселок, куда направлялись мы.

4 июля 2013 года.

В 07.50 зашли в бухту Ременка, в 10.50 встали на якорь к югу в 3 милях от поселка Бугрино. Участники экспедиции высадились на берег. Произведен отбор проб песка, проведены геоботанические описания растительности. Выполнены работы по описанию берега, выявлению объектов морского географического наследия. На 12.00 пройдено 310 миль. Всего за рейс — 458 миль. Ветер южный 5 м/с. Море — штиль. Температура +16 °С. В 19.00 группа прибыла на борт судна. Снялись с якоря. В 20.10 вышли из бухты Ременка, продолжили плавание назначением к полярной станции Белый Нос полуострова Югорский.

Входили в бухту Ременка с большой осторожностью и тому были причины. Входной навигационный знак, который десятки лет был отличным ориентиром для моряков, исчез с песчаной косы. Створы, указанные на карте, отсутствовали. Выйдя на предполагаемую линию створа, убедились — глубины с табличными данными не совпадают. Так на самом малом ходу, веря только эхолоту, дошли до якорной стоянки. И тут напряженную тишину, царившую на мостике, нарушила радиостанция: «Кто заходит на рейд Бугрино? Пограничникам — на связь!». Было от чего подивиться: откуда они здесь, за полторы тысячи верст от границы? Штурман вызывал пограничников снова и снова, но теперь радиостанция молчала. «Пограничники» объявились через полчаса, ими оказались два местных парня.

Подъехав на «казанке» к судну, они предлагали рыбу, приглашали на выпивку, но, не встретив понимания, отчалили. Побывавшие в поселке и на метеостанции члены экспедиции, позже рассказывали, что видели их валяющихся в непотребном состоянии на берегу между камнями.
В остальном поселок оставил неплохое впечатление: большинство из полсотни домов построены еще в советское время, но есть и совсем новые. Жители — около 400 человек, основное их занятие — оленеводство. Выполнив научную часть программы визита на Колгуев, вечером снялись с якоря. Так же с максимальной осторожностью вышли на морской простор.