Поиск по сайту

Интернет-магазин Книговед

Новая книга «Толшма»

В рамках настоящего издания представлены краеведческие материалы, касающиеся истории толшменских церковных приходов, разнообразных учреждений села Никольского: больницы, богадельни, детского дома, музея. ...

25 Сентября, 2017
Подросток в приёмной семье

  В литературно-издательском центре "Лоция" вышел новый сборник материалов для родителей "Подросток в приёмной семье". ...

18 Сентября, 2017
КНИГА ЗА РЕПОСТ. Розыгрыш № 9

Друзья! ВНИМАНИЕ! Мы решили не откладывать в долгий ящик и запустить новый розыгрыш "КНИГА ЗА РЕПОСТ" от литературно-издательский центр "Лоция". ...

12 Сентября, 2017
Победитель конкурса «Книга за репост №8»

Результаты конкурса «КНИГА ЗА РЕПОСТ №8» ...

01 Сентября, 2017
Новая книга «Гороскоп Архангельска и другие гороскопы»

В книге даны гороскопы городов (в частности, Архангельска), коммерческих фирм, а также семейных пар и отдельных людей. Автор – Надежда Мокеева-Линнеманн – давно занимается астрологией и решила поделиться с читателями некоторой информацией из этой занимательной области знаний человечества. Подробнее о книге читайте в разделе "Обзор книг" ...

21 Августа, 2017
Новая книга «В ветвях Мнемозины»

Книга, посвящённая исследованию родословной семьи, содержит фотографии, архивные выписки, письма и жизнеописание рода священников Поповых. От автора Я начала изучать свою родословную (заказывать и самостоятельно искать в архивах, музеях) материалы о своих предках в 2011 году. Сейчас, по прошествии шести лет, я отчётливо осознаю, что составлением своей родословной – этим благородным, кропотливым и увлекательным делом – мне следовало заняться намного раньше, ведь каждый новый документ ...

21 Августа, 2017

Финская кампания

О советско-финской войне сегодня вспоминают редко. В официальных документах СССР эта война значилась как финляндско-советский вооруженный конфликт, спровоцированный финской военщиной. А военные называли ее просто – финской кампанией.

Началась эта странная война 30 ноября 1939 года и длилась недолго – до марта 1940 года. Не совсем понятно, чего мы там добивались. Может быть, хотели, чтобы Финляндия вошла в состав СССР? Очевидно одно – в условиях начавшейся мировой войны Советский Союз принимал меры по укреплению безопасности страны.

Финны построили почти неприступную линию обороны, которую назвали именем своего фельдмаршала Маннергейма (кстати, бывшего генерала старой русской армии). Красной армии пришлось ее штурмовать. Авиация в этой зимней войне большой роли не играла, хотя советские бомбардировщики и совершили ряд налетов на Хельсинки. Финны же использовали самолеты иностранных марок, в основном устаревшие. Советские войска все-таки прорвали «линию Маннергейма», разгромили выборгскую группировку врага и нанесли большие потери финской армии. Финляндия была вынуждена просить мира. Жертв было много. А удалось лишь немного отодвинуть границу с Финляндией от Ленинграда к Выборгу.

12 марта 1940 года с Финляндией был подписан мирный договор, по которому к Советскому Союзу перешли Карельский перешеек, северное и западное побережья Ладожского озера.

В районе Кандалакши граница Финляндии, близко подходившая к Мурманской железной дороге, была немного сдвинута на запад. На севере к Советскому Союзу отошли небольшие части полуостровов Средний и Рыбачий и группа островов в Финском заливе. Для сооружения военно-морской базы был получен в аренду на 30 лет полуостров Ханко.

Советские потери в процентном отношении от участвовавших в боевых операциях солдат были в два раза больше, чем в финских войсках. Война выявила серьезные недостатки в боевой подготовке рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Несмотря на все усилия и героизм советских войск, им не удалось вести наступление так успешно и такими темпами, как предполагалось первоначально.

Причинами были недостаточное знание театра военных действий и отсутствие опыта ведения войны в условиях лесов и глубокого снега. Не было обученных лыжных войск, не хватало специального зимнего обмундирования. А зима 1939/40 годов выдалась чрезвычайно суровой – солдат изматывали 40-градусные морозы. С другой стороны, нас явно «переигрывали» финские мобильные лыжные части шюцкора (военизированные силы самообороны Финляндии), хорошо подготовленные и знакомые с местностью.

С началом финской кампании в ряды ВВС был призван полярный летчик Ф.Б. Фарих. Он занимался подготовкой молодых пилотов для фронта. На бомбардировщике ТБ-3 Фарих лично совершил 20 боевых вылетов по тылам финской армии.

В те годы тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (в гражданской авиации он назывался Г-2) был основным бомбардировщиком ВВС РККА. Участвовал в боевых действиях у озера Хасан и на Халхин-Голе. В начале Великой Отечественной войны широко использовался в качестве военно-транспортного самолета.

Первый корабль Г-2 был прописан в парке Архангельского аэропорта 7 февраля 1939 года, и в тот же день совершил первый полет по маршруту Архангельск – Нарьян-Мар – Архангельск (командир корабля В. Горев). Начались перевозки семги и пушнины с Печоры в Архангельск. Самолет брал на борт три тонны груза и до 30 пассажиров.

На Севере Фарих работал с 1928 года. Сначала летал бортмехаником в экипаже полярного летчика М. Слепнева, потом пилотом. Активно открывал новые полярные трассы и воздушные маршруты в Архангельской области. В 1936–1937 годах Фарих совершил перелет Москва – Амдерма – Москва, трансарктический перелет Москва – Уэллен – Москва, а также другие полеты в высоких широтах.

Во время Отечественной войны подполковник Фарих выполнял особые задания командования. Он совершил 18 боевых вылетов в глубокий тыл противника, занимался испытанием новых типов самолетов. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги». В 1948 году Ф.Б. Фарих был арестован и осужден на 25 лет ИТЛ. В 1956 году освобожден, полностью реабилитирован и восстановлен на летной работе.

В финской кампании участвовал и другой полярный летчик – И.П. Мазурук. В 1938 году он был назначен начальником управления полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил курсы командного состава при Военно-воздушной академии и был направлен на финляндско-советский фронт.

В качестве командира экипажа бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько успешных боевых вылетов. В годы Отечественной войны И.П. Мазурук был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, руководил трассой Алсиб, по которой перегонялись американские самолеты. Награжден многими орденами и медалями.

В советско-финской войне принимали участие многие жители Архангельской области. Не все из них вернулись домой. Одними из первых на фронт были направлены архангельские летчики П.П. Москаленко, Н.Е. Низиков, С.Н. Демченко и В.Н. Хрисанфов. Они храбро воевали на Карельском перешейке в составе 7-й армии, на вооружении которой, помимо артиллерии и танков, было 644 боевых самолета. За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Петр Москаленко был награжден орденом Красного Знамени, Николай Низиков – орденом Красной Звезды. Демченко и Хрисанфов получили медали «За боевые заслуги».

Наши пилоты еще до войны отличились в полетах по заполярным трассам. Так, командир самолета-разведчика ПР-5 Сергей Демченко совершил первый в истории Аэрофлота перелет по маршруту Архангельск – мыс Желания – Архангельск. Начальником перелета и одновременно штурманом был М.Д. Алешин. В состав экипажа также входили бортрадист Л.В. Зашихин и бортмеханик Е.П. Киреев. Летчики Н. Низиков и В. Хрисанфов успешно перевозили пассажиров и грузы по таежным селам и деревням Северного края.

В музее авиации Севера сохранился пожелтевший от времени листок бумаги с приказом Главного Управления ГВФ № 214 от 31 августа 1937 года, в котором говорится: «В период с 27 июля по 13 августа 1937 года экипаж 33 отряда в составе пилота товарища Демченко С.Н. и зам. командира отряда тов. Алешина М.Д. выполнили специальное задание на самолете Р-5 по высотному зондированию атмосферы для обеспечения перелетов через Северный полюс. За образцовое выполнение задания при трудных метеорологических условиях пилоту 33-го отряда Демченко и зам. командира отряда Алешину М.Д. – объявить благодарность».

Петр Москаленко в 30-е годы летал на санитарных самолетах У-2 над побережьями и островами Белого, Баренцева и Карского морей. Испытал все «прелести» суровой полярной погоды. Ориентирами тогда были затерявшиеся в снежном безмолвии редкие поселки да оленеводческие стойбища, насущной принадлежностью – меховая маска от обморожения; навигационным прибором – простейший магнитный компас.

В поединках с коварной стихией Арктики выручали только энтузиазм и беззаветная влюбленность в авиацию.

Таких полетов, порою с риском для собственной жизни во имя спасения других, было множество. Смелый пилот открывал неизведанные северные трассы, садился на коварных прибрежных ледяных припаях, на глухих таежных лесосеках.

В каждодневном опасном труде он приобретал необходимый летный опыт, который так пригодится ему во время войны.

В 1938 году П.П. Москаленко был назначен первым командиром авиаподразделения вновь созданной санитарной авиации Архангельска. В его авиазвене летал пилот М.Ф. Редьков. Только за 1939 год летчики обслужили 359 срочных вызовов, перевезли больных и медперсонала – 92 человека, оказали помощь 4256 жителям Северного края.

С началом Великой Отечественной войны герои финской кампании снова отправились на фронт. Несомненно, боевой опыт, приобретенный в карельских сражениях, пригодился им при ведении воздушных боев с фашистскими самолетами и бомбардировке вражеских объектов.

П.П. Москаленко воевал на Карельском фронте и являлся заместителем командира по летной части 5-го отдельного авиаполка ГВФ, сформированного в Архангельске из северных летчиков. Принимал личное участие в бомбежке военных объектов противника, заброске в тыл врага разведывательных групп, перевозке срочных грузов.

Он приземлялся в окруженной противником группе советских войск, чтобы доставить боеприпасы и увезти в тыл тяжелораненых.

Заслуженный пилот СССР Петр Павлович Москаленко летал более чем на сорока типах самолетов. Провел в воздухе 20 тысяч часов! Много раз полярный летчик вылетал на ледовую разведку, чтобы подобрать подходящие льдины для дрейфующих станций и посадочных площадок.

В 1956 году командир авиаотряда антарктической экспедиции Академии наук СССР Москаленко неожиданно был снова отправлен на Север. В районе острова Шпицбергена терпела бедствие шведско-норвежская полярная экспедиция.

При спасении полярников Москаленко первым совершил в Арктике рискованный эксперимент – посадил самолет на ледяной купол острова.

Москаленко внес свой вклад и в освоение Антарктиды.

В 1974 году в экстремальной ситуации надо было проложить воздушный мост между полярными станциями Мирный, Пионерская и Восток-1. Во льдах застрял дизель-электроход «Обь», доставивший сюда ученых и летчиков. На помощь пришел теплоход «Наварин». В качестве промежуточного аэродрома командир антарктического авиаотряда Москаленко предложил использовать... айсберг. Ежедневно он лично приводил самолет Ил-14 на плавучий аэродром.

Воздушный мост теплоход – айсберг – полярная станция стал первым в практике освоения Антарктиды. За успешную операцию по эвакуации 17-й антарктической экспедиции и спасению дизель-электрохода «Обь» П.П. Москаленко был награжден третьим орденом Ленина.