Поиск по сайту

Леонид Невзоров: «В союз писателей – на белом коне»

9 октября свой замечательный юбилей отметил наш коллега, наш добрый друг и наставник Леонид Иванович Невзоров. Многим он известен как автор 24 разножанровых книг о людях Севера, нашей удивительной природе, главных ценностях жизни, судьбе северной глубинки. ...

18 Января, 2019
На родине Рубцова

4-5 января в Емецке состоялся X литературно-музыкальный фестиваль «Под Рубцовской звездой», который собрал почитателей творчества поэта Николая Рубцова. ...

17 Января, 2019
Издатель, педагог, журналист и просто... деловая бабушка

Женщине всегда столько лет, на сколько она себя чувствует ...

17 Января, 2019
Мой Верхнетоемский район

К 100-летию со дня рождения Александра Тунгусова вышло в свет второе издание его книги "Мой Верхнетоемский район. Записки краеведа". ...

28 Декабря, 2018
Краеведческий музей в XXI веке. Традиции и новации в музейном деле

Вышел в свет сборник докладов научно-практической конференции «Краеведческий музей в XXI веке. Традиции и новации», которая прошла 22-23 ноября 2017 года в Архангельске в рамках музейного форума, организованного Архангельским краеведческим музеем. ...

28 Декабря, 2018
Книжное пространство вокруг молодежи

7-8 декабря состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция  «Журналистика и формирование образов прошлого и настоящего: проблемы, эффекты, прогнозы». ...

19 Декабря, 2018

http://lotsiya.ru/tvorchestvo/posle-dozhdya-tvorchestvo.jpg

Лёгкая поступь весны

о поэзии Игоря Гуревича

Легко и непринужденно льется поэтическое Слово. Поэзия рождается незаметно, на краешке бытия. Тонкий луч Солнца приносит нам Весну. А вместе с ней и обновление, и очищение, усталость проходит. Хочется наслаждаться этой упоительной жизнью, ее каждым мгновением, ее силой и ее легкостью. И приятно чувствовать и видеть, ощущать эту силу в поэзии, в этом чистом, незамутненном колодце поэтического слова.

 

Летнее утро. Девочка и звери

Передо мной в лазурной вышине
березовой листвы мажорный трепет.
И девочка в распахнутом окне
сидит на подоконнике и лепит

невиданных, придуманных зверей –
зеленые и синие фигурки.
А лето расплескало синь морей
и зелень на дворы и переулки.

Часам еще спешить до десяти
июньским утром солнечным и чистым…
Дом деревянный с девочкой в горсти
среди берез доверчиво-лучистых.

И скачет необычное зверье
осколками то зелени, то сини.
А девочка – храни, Господь, ее! –
для каждого придумывает имя.

Проем окна – распахнутый покой,
где девочка красуется, как в раме,
на подоконнике, кивая головой,
невидимой поддакивая маме.

Игорь Гуревич

Давно не было в северной, современной литературе такой легкости в поэтической форме и такой глубины в содержании стиха.

С самых первых строчек стихотворение захватывает нас, погружает в свой мир. Этот мир не придуманный, а самый что ни на есть реальный. Как будто Художник, автор этого стихотворения, архангельский поэт Игорь Гуревич, берет кисть, краски, мольберт и легко и непринужденно наносит мазки на чистый, белый лист.

Цветовая гамма стихотворения поражает и заставляет собой любоваться. В начале стихотворения идет голубая краска – «лазурная вышина». И дальше мы резко снижаемся на землю и видим в проеме окна «зеленые и синие фигурки». А дальше: «и лето расплескало синь морей». Казалось бы, три раза упоминается один и тот же цвет, но автор так умело, в разных ракурсах, подает его каждый раз, что мы видим – три разных цвета. И ведь даже не скажешь, что это три разных цветовых оттенка. Нет, это именно три совершенно разных цвета. Голубой – зеленый – синий! И где-то между ними очень тонка и не видна проходит грань поэтического Слова.

Красота поэзии завораживает! «Часам еще спешить до десяти…». В обычной жизни мы так не скажем. Это чисто поэтический оборот! И все, что происходит дальше в этом удивительном и прекрасном стихотворении, настолько увлекает нас, как читателей, что мы только и успеваем, что удивляться и идти вслед за автором и его бесподобной героиней. Идти за ней. В ее мир.

Образ матери придает этому стихотворению особый блеск. Мы не видим ее! Она где-то там, на заднем плане. Ее силуэт, ее контуры только намечены, обозначены автором. Но от этого они не становятся менее реальными для нас. Они – мама и девочка – для каждого придумывают имя.

А для того, чтобы придумывать имена «для каждого» (что само по себе замечательно!), вовсе не надо быть видимой, достаточно просто быть дома и заниматься своими делами и иногда, между делом, откликаться на голос дочери. Мы видим только девочку в проеме окна и – «необычное зверье». И нам этого вполне достаточно для законченности образа, полноты и насыщенности всей картины стихотворения.

И вот здесь-то как раз и начинаются чудеса! Ведь «необычное зверье» на подоконнике скачет! А это значит, что сказка оживает прямо у нас на глазах. Браво, автор! Браво, Игорь Гуревич!

Такое мастерство невозможно «придумать» или получить «в университетах». Оно просто должно быть у тебя в душе. Перед тем, как ты садишься к мольберту или за свой рабочий стол, чтобы написать стихотворение.

Легкая поступь Весны должна быть в твоем сердце, чтобы увидеть, разглядеть в нашем жестоком и равнодушном мире и эту девочку, и ее маму, и все ее фигурки. И что самое главное – доброту и чистоту этого светлого ничем не омраченного сердца!  А, заметив, передать нам, как ценный груз, как подарок. Как сокровище!

Виктор Ергин,

27 февраля 2014 года