КРАЕВЕДЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ОНИ РАБОТАЮТ ДЛЯ НАРОДА

http://lotsiya.ru/img1/troshina.jpg

Я побывала не на интервью, а на настоящей лекции. По первым же минутам общения я сразу для себя поняла – передо мной сидит самый настоящий преподаватель истории, каждое незнакомый мне исторический факт был рассказан и пояснен мне в ярких красках. Один минус, было мало времени, так как за дверью нашего преподавателя ждали студенты.

Трошина Татьяна Игоревна – кандидат исторических наук, защитила докторскую диссертацию, работает на кафедре социальной работы и социальной безопасности САФУ. Научное направление – социальная история Русского Севера, историческая этнография Архангельской области.

Татьяна Игоревна родилась в Петрозаводске. Отец военный, поэтому и получилось так, что с семьей они оказались в столице Поморья, на тот момент Татьяне Игоревне было семь лет. В Архангельске не было никого из родных, и культура оказалась настолько чужой, что она смотрела на нее взглядом стороннего человека. Наверное, интерес к краеведению всегда и возникает в связи с тем, что человек воспринимает новую культуру как чужую, она для него удивительная и ее хочется познавать.

Училась в 21-й школе Архангельска. Из школьных лет запомнились прекрасные учителя: филолог, историк. Летом отдыхала в деревне. Но сколько бы ни было бабушек и дедушек, к которым можно было ездить, Татьяна Игоревна благодарит родителей своих одноклассников, которые брали ее с собой на катер. Все вместе они ездили по дельте Северной Двины, именно в те минуты удалось увидеть первые красоты Севера.

Уже в школе Татьяна Игоревна занималась краеведческой работой. Только вот теперь она думает, что, наверно, учителя неправильно делали, что посылали их «надоедать» пожилым людям: «На нынешней улице Чумбарова-Лучинского наше пионерское звено делало о нем альбом. Его сестры проживали в это время на улице имени своего брата, и вот мы приходили к ним, они давали нам какие-то ксерокопии фотографий, и мне было интересно не только из-за его известности, но и потому, что люди знали другую жизнь, другое время», – делится своими воспоминаниями Татьяна Игоревна.

Отец – военный, мама – врач, и оба интересовались историей. Но именно бабушка приучила Татьяну по-настоящему любить историю. «Бабушка у меня из старых интеллигенток, дореволюционных – Головина Нина Петровна. Она закончила гимназию, училась на Бестужевских курсах. Потом началась революция, она начала работать с беспризорниками, вышла замуж за бывшего царского офицера, который тоже служил в Красной армии, но рано умер, поскольку был травмирован на Первой мировой войне». Именно тогда у Татьяны проснулся интерес к изучению истории. И большинство книг своих посвятила именно ему – русскому офицеру и красному командиру, а также поколению, на чью долю выпала Первая мировая, революция, гражданская война, все ужасы того времени.

– Когда дедушка умер, бабушка продолжала учительствовать. Тогда учителя в сельской местности ценились. Для меня учителя – святые люди – великое дело делают. Я помню, что мою бабушку, когда мы шли по улице, я еще маленькая была, народ постоянно останавливал: «Здравствуйте, Нина Петровна».

Вот такое было огромное уважение к учителям, или к ней, я не знаю. Бабушка со мной много разговаривала, давала разные советы. Время было непростое. Когда она умерла, я еще была довольно юной, жаль, что не всё удалось у нее узнать. «Вот будет свободное время – займусь своей родословной», – говорит Татьяна Игоревна.

После окончания школы дальнейший путь продолжился в Ленинградском университете. Ну как обычно бывает у большинства студентов, хочешь поступить на один факультет, а в итоге учишься совсем на другую специальность. Так и у Татьяны Игоревны: хотела быть историком – археологом, но ни на археологию, ни на этнографию поступить не удалось, поэтому училась на факультете оте- чественной истории.

Потом стала работать в краеведческом музее. Проработала около 30 лет. Сначала в экскурсионном отделе, потом в экспозиционном, и заключительная должность – заведующая отделом экспозиционной истории. Работа это или хобби? «Конечно же работа», – отвечает Татьяна Игоревна.

– Когда я училась, а это была эпоха застоя, у нас, у продвинутых интеллектуалов 70-х годов, считалось неприличным заниматься временем, от которого остались всякие цитаты: Ленина, всяких партийных съездов. Мы занимались эпохой до XVII века. Поэтому я свою дипломную работу писала по чудь заволочской – это древнее финно-угорское население. Но когда я начала работать в музее, стала ездить в этнографические экспедиции. Мы должны были опросить население об истории деревни, найти какие-то предметы для музея. И вот тут я поняла, что люди – самое главное в истории для меня. В этике крестьянского населения всегда присутствует крайне уважительно построенный разговор с любым человеком, кем бы он там ни был в то время.

Последний раз в экспедицию Татьяна Игоревна ездила в 2004 году. По её словам, говорили все очень вежливо, но как чужие.

И поэтому для нее было огромной удачей, когда более 15 лет назад открылись архивы. «У нас есть партийный архив, туда раньше пускали только членов партии, потом стали рассекречивать некоторые документы, и я с большим удивлением узнала, что у нас огромная коллекция воспоминаний. Дело в том, что когда закончилась гражданская война, участники Белого движения начали активно писать воспоминания, и получился так называемый архив русской революции, и как бы в ответ на их воспоминания потребовались записи участников Красной армии и большевиков.

– Потому что понимали, что потомки будут судить по тем источникам, которые до них дойдут, – рассказывает историк.

Я спросила у Татьяны Игоревны, кто же для нее является авторитетом?

– Ключевский Василий Осипович – историк XIX века. Кстати, он писал свою докторскую диссертацию по Соловецкому монастырю. Почему Ключевский? Во-первых, он прекрасно писал. Ведь краеведы не должны забывать о том, что они работают для народа.

– Я помню, что в экспедиции, чтобы получить транспорт, приходишь к председателю сельсовета и начинаешь ему рассказывать про его деревню, как тут все было до революции, как все было в 20-е годы.Так вот один мне сказал: «Гады же вы, все это знаете, а от народа скрываете», – с улыбкой на лице вспоминает Татьяна Игоревна.

– Ключевский замечательно говорил, на его лекции сбегались студенты со всего Питера. Василий Осипович – фактически отец нашей российской культурологии, он считал, что у каждого региона есть своя история, и ее надо рассматривать особо.

На сегодняшний день Татьяна Игоревна не только преподает в университете, но и занимается научной работой. Популяризатор историко-краеведческих знаний имеет более 50-ти выступлений в областной печати и несколько десятков по радио и телевидению. Написала шесть книг. Т.И. Трошина является постоянным членом историко-этнографических экспедиций по Архангельской области, участником и членом оргкомитетов международных семинаров и конференций по истории и этнографии. Имеет 46 научных публикаций.

Федько Ольга