ВЛЮБЛЕННЫЙ В СЕВЕР

 

Виктор Федорович Толкачев отправился за своим золотым руном еще в молодости. Он покинул Донбасс, свою родину, и отправился на север, далекий и суровый. Почему он так стремился туда? Хотел увидеть Крайний Север, жизнь в ее крайнем проявлении, обнаженную, лишенную суеты и пестрой мишуры, жизнь в ее первооснове. И уже ничто не смогло остановить Виктора Федоровича, загоревшегося целью разгадать загадку Севера.

Горизонтальное измерение

Ненецкий округ. Для Виктора Толкачева это был целый мир, который он начал открывать для себя. Новые впечатления, удивительные открытия, неизведанные ранее эмоции – все это побудило моего героя начать вести свои дневники, писать в газеты. Начала сбываться мечта: «Хочу увидеть мир, в котором я живу. И, если получится, рассказать о нем».

С чего началось познание огромного мира тундры, севера? С такого же образа жизни, как и у коренных жителей Ненецкого округа. Одежда, обувь, еда, жилье, средства передвижения – все это было таким же, как и у самих ненцев. Даже ненецкий язык удалось освоить Виктору Федоровичу! И пусть Толкачеву, единственному русскому среди ненцев, было нелегко, но именно тундра подарила ему счастье видеть чудо природы: просторы, великолепные закаты, красоту которых трудно выразить словами, – во все это влюбился Виктор Толкачев.

Вертикальное измерение

Чтобы быть краеведом, нельзя поверхностно познакомиться с краем. Это Виктор Толкачев осознавал. Ненецкий округ стал предметом его научных исследований. Началось познание края «вглубь». Знание истории края очень много значило для Виктора Федоровича, ведь оно в совокупности с событиями настоящего способствовало прогнозированию будущего, а это очень важно для краеведа.

Одна из первых книг Виктора Толкачева «Звени, тиньган!» открывает глазами автора мир ненецкой тундры и рассказывает о жизни ее людей. Но познание края продолжалось, и в свет вышла вторая, потом третья… Главной книгой в своем творчестве Виктор Федорович считает «Закон капкана». Это документально­художественная книга, своеобразная сага о людях, живших и действовавших в то время, об их радостях и трагедиях.

Накопленные опыт и знания Виктор Толкачев выплескивал не только в книгах, но и в фильмах. «Вайгач», «К Новой Земле!» – тоже творения влюбленного в тундру Толкачева. Кроме того, мастер слова еще и сам иллюстрирует свои книги. Но иллюстрации и кино – это вспомогательные элементы краеведа Толкачева. Многие пробовали передать с помощью живописи дух тундры. Но если мы сравним картины Александра Борисова и Тыко Вылки, то увидим два абсолютно разных мира – страну смерти и страну жизни. Универсален звук, но его тон и окраска тоже могут быть поняты не так. Когда же не было ни живописи, ни музыкальных инструментов, было слово. И именно слово, по мнению Виктора Федоровича, способно передать и красоту, и драматизм, и неповторимость, потому что оно в своей основе хранит все: и цвет, и звук, и смысл. Словами можно описать все.

Третье и последнее измерение

Влюбленность в тундру переросла в настоящую любовь Виктора Федоровича, без которой невозможно краеведение – любовь к краю, в котором ты живешь, который ты исследуешь, любовь к людям, живущим на этой земле, к людям, с которыми ты общаешься. Это главный секрет Виктора Толкачева. Любить идеи, мечты, мысли, которыми пронизаны край и люди, – это краеведение истинное, оставляющее след в душе других людей. Все книги Виктора Толкачева пропитаны искренней любовью. Эти слова относятся и к процессу работы над книгами: во многом Виктору Федоровичу помогают любящие жена и сын. Любовь царит в творчестве пылкого краеведа Толкачева.

Любовь – одновременно простой и сложный секрет успеха Виктора Федоровича.

Инна Зметная