IV Северные детские чтения

30 марта – 1 апреля 2012 года

 

Автор – Овчинникова Тамара Валентиновна

Директор литературно-издательского центра «Лоция»,

Преподаватель САФУ,

Член Союза журналистов РФ

 

Поддержка детской любознательности и чтения краеведческой литературы на примере составления кроссвордов и викторин

 

Издатели озабочены отсутствием интереса к чтению у детей

 

Недавно в Москве состоялся «круглый стол», на котором обсуждались перспективы развития отечественного рынка детской книги «Новые дети — старые книги: куда идет литература?». Обозначу несколько проблем этого мероприятия: отсутствие качественных современных произведений для детей. По словам директора издательства «РОСМЭН» Бориса Кузнецова, «современных авторов в России мало, новых почти нет, нет новых героев. Если посмотрим на книжные полки в магазинах, то 80% придется на классику, и всего 20% на современную литературу". Кроме того, руководитель издательства привел неутешительные данные последних исследований книжного рынка, согласно которым сейчас наблюдается серьезное сокращение времени, проводимого родителями и детьми за совместным чтением. В частности, в 70-х годах прошлого века около 70% родителей регулярно читали своим детям книги, в то время как сейчас этот показатель упал до катастрофических 7%. Все это ведет к тому, что дети все чаще вынуждены знакомиться с книгами самостоятельно, а это диктует совсем другие требования к формату книжной продукции.

По мнению Андрея Усачева, известного детского писателя, детских авторов в России не стало меньше — просто в нашей стране их всегда было мало. В частности, по мнению писателя, советская детская книга была сильна, в первую очередь, поэзией. «В прозе мы были слабы, а все наши "хиты" — Буратино, Хоттабыч, Незнайка — вторичны. Мы не создали традиции новой современной сказки», — констатировал Усачев.

Автор рассказал о британском опыте повышения уровня детского чтения в стране, когда во все тюрьмы были разосланы детские книги, а заключенным было предложено записать аудиокниги для своих детей, которые с удовольствием слушали сказки в исполнении собственных родителей. Усачев также отметил, что сейчас уже не столь важным является, будет ли ребенок читать обычную бумажную книгу или iPad-приложение — главное, чтобы он читал.

Именно этой проблемой – чтобы ребенок читал, я и озаботилась, когда стала разрабатывать ПРОГРАММУ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ, ИЗДАНИЯ КНИГ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА еще в 2009 году, работая в издательско-полиграфическом предприятии «Правда Севера». Во главу угла ставилась работа среди школьников по пропаганде чтения: в частности, организация работы Детского читательского жюри для анализа и объективной оценки произведений для детей, написанных местными авторами; поддержка и проведение конкурсов среди детей через разгадывание кроссвордов, составленным по книгам архангельских авторов; викторин на литературные темы.

 

Чтение книги как игра

Да, современные дети не любят читать, но информацию им получать откуда-то надо, особенно, если речь идет о нашем крае. Они, конечно, знают Писахова и Шергина (больше Писахова, потому что хотя бы гуляют по улице Чумбарова-Лучинского и видели памятник сказочнику), кто-то Коковина и Абрамова, некоторые – Личутина и Рубцова. Те ребята, которые ходят в библиотеки, все же больше информированы об архангельских писателях и поэтах, и это заслуга библиотекарей и школьных учителей, которые рекомендуют детям читать те или иные книги местных авторов. Но есть еще один способ предложить ребенку прочитать книгу: участвовать в разгадывании кроссворда или ответить на вопросы литературной викторины. Будучи редактором Архангельского книжного обозрения «Книгочей», который я сама придумала и вела на протяжении 6 лет, решила ввести рубрику «Кроссворд», который мне помогали вести наши архангельские любители книг, в том числе учитель 22-й школы Татьяна Коробских, пенсионерка, в прошлом учитель, Нина Луненок, директор музея имени Абрамова в Верколе Александра Абрамова, библиотекари Архангельской областной библиотеки им. Гайдара. Так у нас получилось рассказать читателям о книгах Степана Писахова, Михаила Ломоносова, Федора Абрамова, а также Анны Пермиловской («Крестьянский дом в культуре Русского Севера»), Светланы Ефремовой (серия книг о девочке Вере, которая знакомилась с историей края), Евгения Овсянкина («Улицы Архангельска»), Ивана Мосеева («Поморьска говоря») и другие. К слову сказать, я сама попыталась составить кроссворд по книге Веры Румянцевой «Я вас люблю» (сборник материалов о жителях Архангельска), мне это удалось, но я потратила очень много времени на его составление, потому что составлять кроссворд по книгам намного сложнее, чем какой-либо обычный, связанный с повседневной жизнью.

Чтобы пояснить эту информацию, предлагаю вопросник кроссворда по книге «Помрьска говоря».

КРОССВОРД «Поморьска говоря»

 

Нина Луненок, автор:

- Составить кроссворд на поморской говоре (поморскому наречию) мне помогли книги Б.Шергина, С.Писахова, О.Озаровской, К.Гемп, К.Случевского, Н.Клюева, А.Подвысоцкого и других исследователей, историков и писателей, которые знали и любили наш край. Я заинтересовалась многими словами и выражениями из этих книг, например, словосочетанием «сарафанная почта» И выяснилось, что на Севере так в шутку называли крестьянок, которые служили гребцами на почтовых карбасах. А выражение «кукуйский язык» происходит от немецкой слободы Кукуй, или Кукуя. Слово «донечко» означает блюдце к чайной чашке, а «набироха» - лукошко для ягод.

В составленном мной кроссворде зашифрованы малоизвестные слова, которые употреблялись в разных районах Поморья. А для подсказки можете прочитать книги Б.Шергина и С.Писахова.

 

Вопросы:

По горизонтали:

1. Стог сена. 2 Песенное или скандинавское название Белого моря. 3. Течение, быстрота, быстрое течение воды. 4. Мера рабочего времени в крестьянстве в прежнее время. 5. Неученый человек. 6. Корабельный лес, моряки (собирательно). 7. Схожие друг с другом, похожие лицом, одинаковые. 8. Волшебство, чародейство. 9. Приспособление для литья пуль или изделий из металла. 10. Зонтик от солнца. 11. Судья низшей степени. 12. Густой лес. 13. Время смены течений; лед в это время расходится, образуя проходы для судов. 14. Беспорядочное волнение при встрече течений или течения с противоположным ветром. 15. Небольшой морской залив. 16. Ведро в домашнем хозяйстве. 17. Дорожная шляпа. 18. Ворчать, привередничать. 19. Ствол дерева с корнем. 20. Большая общая чаша для питья и еды. 21. Изобильно, с достатком. 22. Зеленая краска из медной окиси. 23. Проказник, затейник, шутник.

 

По вертикали:

  1. Мелкая ячневая крупа. 2 Голубика, голубель (ягода). 3. Красоваться, охорашиваться. 4. Поморское выражение «позавтракать». 5. Сосуд для молока. Деревянный лагун для молока. 6. Прятаться, укрываться. 7. Выпрыгнуть, подняться вверх. 8.Талант, способность. 9. Бочка в сорок ведер (Подвысоцкий). 10. Фарватер реки. 11. Возвышенный гористый берег, незатопляемая приливом часть берега. 12. Возвышение на берегу, откуда глядели на плывущие в море корабли. 13. Нагромождение льда, гряды стоящих на берегу льдин. 14. Детские санки с высокими побочинами и спинкой-кузовом. 15. Северное сияние. 16. Башмаки, сделанные из сапог посредством обрезания голенищ (Подвысоцкий). 17. Шелковый сарафан. 18. Бродячий актер. 19. Протянувшаяся от берега в море подводная отмель. 20. Инозмецы-завоеватели. 21. Колья, вбиваемые в дно реки и переплетаемые прутьями для лова семги. 22. Печь в бане.

 

Ответы:

  1. Зарод. 2. Гандвиг. 3. Быстрина. 4. Упряг. 5. Нестудированный. 6. Корабельщина. 7. Сличные.8. Кудесы. 9. Льяло. 10. Парусоль. 11. Тиун. 12. Сузём. 13. Разводье. 14. Сувой. 15. Лахта. 16. Квашенка. 17. Фуро. 18. Уросить. 19. Кокора. 20. Ьратыня. 21. Харчисто. 22. Ярь.23. Прокурат.

 

По вертикали:

1. Заспа. 2. Гонобобель. 3. Баситься. 4 Пофриттиковать. 5. Палагушка. 6. Тулиться. 7. Вычалить. 8. Таланесть. 9. Сороковка. 10. Стреж. 11. Угор. 12. Глядень. 13. Ропака. 14. Чунка. 15. Сполохи. 16. Опорки. 17. Штофник. 18. Скоморох. 19. Ягра. 20. Находильники. 21. Езы. 22. Калинница.

 

 

Интерес к разгадыванию кроссвордов возник сразу же – я объявляла конкурс, обозначала приз (обычно это была книга), оговаривала дату приема ответов (обычно в течение месяца). Многие школы и детские учреждения принимали участие в конкурсах, особенно приятно было видеть письма с ответами из школ, расположенных в Цигломени, Маймаксе, о.Бревенние, а также из Онеги, Мезени, Холмогор, Вельска и прилегающих деревень. Чтобы разгадать кроссворд или ответить на вопросы викторин, надо было прочитать ту или иную книгу – вот в этом и заключалась задача пропаганды чтения среди молодежи. И можно быть уверенным, что те ребята, которые присылали ответы, уж точно прочитали рекомендованную книгу.

Вот, к примеру, список участников конкурсов:

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА КРОССВОРДОВ

«Улицы Архангельска»

Победитель – Баранова Анастасия, 9-А кл., школа № 22

Участники:

Школа № 22: Ульяновский Никита, 5б

Засецкий Влад, 4а

Спиричева Анастасия, 6а

Клементьева Наташа, 9а

Загоскина Татьяна Александровна

Копытова Людмила Ивановна

Леонтьева Елена Николаевна

Суханова В.А.

«Сказки С.Г. Писахова»

Победитель – Ульяновский Никита, 5-Б кл., школа № 22

Участники:

Школа № 22:

-Брюхова Анна, 3а

-Засецкий Влад, 4а

-Меньшикова Алена, 3а

-Бородкина Алена, 3а

-Такшеева Марина, 7а

-Минаева Ана, 7б

-Лебединская Александра, 7а

-Копытова Людмила Ивановна

-Леонтьева Елена Николаевна, 23-67-02

-Трескина Галина Юрьевна

Школа № 48: Тухватулин Артем, 4 кл.

-Бадулина Маргарита, 3 кл.

-Кузьмина Полина, 4кл.

ГОУ «Санаторная школа-интернат №1»:

-Леонтьева Екатерина, 5б

-Семушина Юля, 8

-Танасейчук Мария, 8

-Влвдимирова Елена, 8

-Веселова Людмила Андреевна, воспитатель,

-Самойлова Елена Викторовна, воспитатель МДОУ №50

-Филиппов Сергей, 9а, гимназия № 3,

-Шувалов Николай, 5б, гимназия №6.

 

Дети – эксперты книг

 

Как мы знаем, побуждает детей обращаться к национальной и краеведческой литературе прежде всего школа. Именно она - бесспорный лидер, задающий тон краеведческой работе с детьми. Домашние задания, подготовка к урокам ведут школьников в те же библиотеки в поисках нужной книги по истории края, его природе, искусству и литературе. Считаю, что поддержка литературного краеведения дает ключ к пониманию творчества писателя, а местных авторов в области много – только в Архангельском отделении Союза писателей их 50 человек. Но много ли читателей знают об этих авторах? Чтобы современные дети больше узнали об архангельских авторах, была организована работа Детского читательского жюри. Пригласили школы участвовать в отборе и в результате членами жюри стали 5 подростков (6-8 классы школ Архангельска).

Для оценки издательство юным экспертам были предложены книги архангельских авторов:

Е.Антропова (Архангельск) - Волшебная пуговка Путси-Там"

О.Кодола (Архангельск) - "История Архангельской области, "Природа Архангельской области"

В.Чиркин (Котлас) - "Поросенок Борька"

Е.Гермаковская (Москва) - «Сиреневая звезда»

С.Писахов – «Архангельска богатейка»

А.Соболев (Новодвинск) - «Час чуда»

 

«Час чуда»

- Елизавета Верещагина, Архангельский городской лицей:

Мне понравилась книга, она учит не только создавать маленькие шедевры, но и прислушиваться к мнению других. В книге содержится много полезной информации, она учит как весело провести порой скучный урок (или свободное время), делая поделки. Эта книга показывает нам новые материалы, из которых может получиться что-то необыкновенное.

 

«История Архангельской области»

- Никита Голосевич, школа № 17

Книга очень хорошая и интересная. Она открывает перед нами некоторые странички истории Архангельска. Если её всю прочитаешь, знаний станет ещё больше. Эта книга учит тому, что нельзя не знать историю Архангельска. Надо чтить память предков. Если ты знаешь историю своей области, тебе же лучше. Она где-нибудь тебе поможет. Я очень благодарен Помор Поморычу за новые знания об Архангельской области.

 

Сиреневая звезда,

Эльвира Яковенко, школа № 28

Это книжка-сборник сказок о русском Севере. Интересные, короткие, яркие – они повествуют о детях школьного возраста. Разнообразные, иногда волшебные приключения, поджидают ребят в каждой сказке. Рассказы, сопровождаемые картинками, очень интересно читать.

Главные герои – это дети, жители Севера. В каждой сказке они разные, но всё-таки похожи друг на друга своей сообразительностью, фантазией и неугасимым весельем.

 

«Поросёнок Борька»

- Елизавета Верещагина, Архангельский городской лицей

Я, читая, поняла, что потребности и человека и животных в чём-то схожи. Также я поняла, что необходимо помогать слабым, нуждающимся в помощи, потому что это им просто необходимо. Эта книга вызвала у меня чувство какой-то доброты и желание помочь кому-то. Эта книга учит бережно относиться к животным, учит как можно помочь им, и в чём они нуждаются. Эта книга даёт понять, что если у тебя есть время, необходимо с пользой его проводить.

 

«Волшебная пуговка Путси-Там»

- Эльвира Яковенко, школа № 28

Очень интересная, впечатляющая и немного запутанная сказка про волшебную пуговку. Казалось бы, какая-то пуговица, а столько чудес случилось. Но основа этой книги – дружба, взаимопонимание.

Высказывая своё мнение о книге, я бы не забыла упомянуть о том, что в этой сказке и добру, и злу в конце концов досталась своя доля счастья. Особую изюминку этому произведению придают часто встречающиеся рифмы. Они делают сказку волшебней и необычнее. Ещё мне очень понравились картинки в книге – яркие, чёткие, запоминающиеся, они передают не только внешний вид героя, но и его внутреннее состояние с помощью глаз, расположения и красок.

 

Ребята стали не просто читателями, а людьми, к мнению которых могут прислушаться другие дети – в этом значимость эксперимента. Доверие к мнению коллеги, друга, школьного товарища дорогого стоит для издателей и авторов. Дети не просто прочитали книги, они стали носителями общественного мнения, которое формирует информационную среду для следующих читателей книги. Это вариант пропаганды чтения также заслуживает внимания и требует, на мой взгляд, продолжения в библиотечной и школьной среде.

Как прививать любовь к чтению

Государство продолжает прививать россиянам любовь к чтению, правда, используя метод наружной рекламы и, преимущественно, за чужой счет. В 2010 году стартовал очередной этап пропагандистской кампании «Читайте книги, когда Москву украсили рекламные щиты, на которых известные и не очень писатели призывали сограждан читать побольше книг. Спонсором акции выступило издательство «АСТ». Но все же именно московские власти приняли и утвердили (с финансированием) программу поддержки чтения. Некоторые города активно стали пропагандировать чтение, поддержав общее настроение библиотек и книгоиздателей, например, Санкт-Петербург, Красноярск. Но опять-таки через личность в истории: Валентина Матвиенко, в бытность будучи губернатором города, приложила немало усилий, чтобы Санкт-Петербургский книжный салон стал широко известным не только в городе, но и в России. Так же в Красноярске при поддержке Фонда Михаила Прохорова Красноярская книжная ярмарка приобрела федеральную известность.

В нашем регионе такой программы нет, но очень хочется надеяться, что будет. Но пока мы разговариваем об этой программе, можно пропагандировать чтение среди молодежи такими вот «точечными ударами» - проводить конкурсы, создавать кроссворды по книгам, привлекать к этому детей и их родителей. Разве секрет, что «Гарри Поттер» обязан своей сумасшедшей популярностью больше маркетинговому, чем литературному гению? Самое читающее «Гарри Поттера» поколение будет читать и дальше — надо только суметь предложить интересные формы подачи книг и заинтересовать юного потенциального читателя взять в руки книгу. Надо лишь, чтобы книги и дети почаще встречались.