В литературно-издательском центре «Лоция» продолжается работа над книгой «Моя родословная во времени и пространстве».
Инициатором проекта стало Архангельское отделение Российского общества историков-архивистов. Книга будет результатом областного смотра-конкурса «Моя родословная во времени и пространстве», она как нельзя лучше вписывается в ткань общественно-политической жизни нашего Отечества и региона, потому что 2012 год указом тогда еще президента Российской Федерации Д.А. Медведева объявлен годом истории, в том же году страна отмечает 1150-летие Российской государственности, а Архангельская область – своё 75-летие.
ОКУНУТЬСЯ В РОДОСЛОВНУЮ
Не нами сказано, что история страны лучше всего воспринимается через историю малой родины, историю предков, ведь яркое отражение всех исторических событий можно найти в каждой семье.
«Не заниматься историей семьи, – подчеркнул профессор А.В. Репневский на областной конференции по истории родословий, – просто оскорбительно». Поэтому не случайно многие члены землячеств, национальных автономий, краеведы, студенты, школьники и их преподаватели приняли участие в областном конкурсе и взялись за нелёгкую, но такую увлекательную работу – составление своей родословной, своего родословца.
Родословец – это слово о роде, а род объединяет сотни, а возможно и тысячи людей, корень которых идёт от одного предка по мужской линии. Конечно, если рассматривать всё родословное дерево – его основной ствол и все отходящие от него ветви и веточки. Чаще всего изучают какую-то одну мощную ветвь, с её самыми достойными и выдающимися персоналиями, с наиболее интересными событиями.
Что значит – «в пространстве и времени»? Некоторые архангелогородцы, длительный период занимаясь в архивах, довели своё родословное древо до 12-14 поколений, что равносильно четырём столетиям во времени. За эти четыре века род мог заселить несколько уездов, мигрируя по матушке Руси, а то и вовсе покинуть свою страну, как это сделали немецкие колонисты или разноязычные жители архангельской немецкой слободы.
Каждого, кто будет скрупулёзно изучать по архивным документам свою или какую-то другую родословную, ожидают самые неожиданные факты и события, крутые повороты в жизни предков.
Иногда переплетаются легенды и были; далёкие-далёкие, почти мифические летописные эпизоды неожиданно оказываются тесно связанными с твоей родословной, а реальными участниками этих событий были твои конкретные предки.
Возьмём, к примеру, почти сказочную златокипящую Мангазею. И вдруг в таможенной книге Великого Устюга за 1633 год читаем обыденную для писцов, но очень значимую для исследователя своей родословной, как чудесную находку, такую запись:
«Октября в 4 день мезенец Мелентей Козьмин с товарыщем Русином Ивановым пришёл из Монгозеи в обласе, явил товару: 12 сороков собольих, да 50 соболей, да 30 пластин собольих, два свясла лоскутья соболья…» /РГАДА. Ф.137. Оп.1. Е.х.24. Л.20-21/.
Или вдруг окажется, что мезенский крестьянин, один из предков твоего рода, связан с далёким воеводой из XVII века, о чём пишут земские старосты в Книге о мирских денежных издержках в 1663 году:
«Офонасью Иванову дано три рубли 25 алтын, что он Офонасей по нашему закащикову уговору в Окладникове слободке на воевоцком дворе с приезду и до поезду воевоцкого жил на дворе в денщиках с лошадью 15 недель». /РГАДА. Ф.137. Оп.1. Ед. хр.1. Л.65 об./.
А родословная коренного лешуконца, ныне известного московского писателя Арсения Ларионова озарена связью с неистовым протопопом Аввакумом. Его предки создали, в поддержку Аввакума, совместно с беглыми монахами, в тайге Цилемский старообрядческий скит, и почти два века были наставниками этой обители. Когда Аввакума везли в ссылку тайболой через Мезень на Печору в Пустозерский острог, стражники делали остановку в селе Койнас, где стояли крестьянские дворы Ларионовых. Протопоп молился в койнасской Никольской церкви, в честь этого события крестьяне поставили на въезде в село шатровый Аввакумов крест.
Архивные документы освещают такие важные для России события, как строительство Санкт-Петербурга, Новодвинской крепости, военных кораблей на архангельских верфях, работу на Олонецких горных заводах, называя поимённо всех двинских и мезенских крестьян, привлечённых по указу на эти работы.
Многие не выдерживали каторжной работы, умерли и захоронены там в болотах. Бесстрастная переписная книга 1716 года отмечала: «Деревня Палащельская. Вдова нищая Сергеевская жена Ульяния Анкидинова дочь 45 лет. У неё три сына: Козьма 12 лет, Осип 11 лет, Ярафей 8 лет. У ней дочь Федосья 17 лет. А муж ея вдовиной в Санкт Питербурхе умре в 711-ом году…» /РГАДА. Ф.350. Оп.1. Е.х.237. Л.261/.
Со школьной скамьи мы знаем, что Санкт-Петербург «построен на костях». Вот только косточки эти были какие-то абстрактные, каких-то отвлечённых людей. Переписная книга 1716 года даёт сведения по всем умершим на строительстве новой столицы и захороненных там. Оказывается, кости некоторых моих предков, представителей моего рода, тоже лежат в Санкт-Петербурге.
Московский писатель Олег Шестинский, прочитав мою книгу «Лешуконье», резюмировал: «Поклонись, Петербург, Русскому Северу не только за корабельный лес и пушнину, но и за жизни лучших и смекалистых его чад, отданных невскому городу навечно». /О. Шестинский. Об одной удивительно родолюбивой книге /Слово. 2007, №3. С.63-66/.
Чем глубже вникаешь в родословную, тем предметнее начинаешь понимать жизнь людей этого рода, их тесную связь с общероссийскими событиями, их вольное или принудительное участие во всех предприятиях страны. История отечества осваивается значительно наглядней и основательнее через историю рода.
Определённый интерес представляют истоки происхождения фамилий. На Русском Севере фамилии большинства крестьян появились на рубеже XVII-XVIII веков. Кто докопался в своих архивных поисках до этого периода, тот испытал наслаждение познания рождения своей фамилии – этого семейного имени. Прослеживая последовательно переписные книги, мы видим, как постепенно, в течение нескольких десятилетий (а вернее – в смене нескольких поколений), возникает та или иная фамилия.
Переписные книги показывают нам и такие примеры, когда два родных брата становятся основателями разных фамилий. Так, Поликарп Григорьевич по прозванию Шуба из деревни Заручевье Мезенского уезда стал основателем фамилии Шубины, а его брат Вавило Григорьевич (вероятно, носивший прозвище Шиш) дал своим потомкам фамилию Шишовы.
Уместно будет привести такой эпизод из моей исследовательской работы. Однажды я получил письмо из Москвы от доктора географических наук, члена-корреспондента РАН, почётного полярника Игоря Алексеевича Зотикова. Его заинтересовали происхождение фамилии и начало корней рода. Узнав, что Зотиковы живут на средней Мезени, Игорь Алексеевич попросил меня посмотреть в архивных документах всё об этой фамилии и особенно, кто из этого рода в начале XIX века выехал в среднюю полосу. Дело в том, что именно в эту пору приехали откуда-то с Севера в тамбовско-воронежские края священнослужители Зотиковы, предки Игоря Алексеевича. У него зародилось предположение, что это ветвь мезенских Зотиковых.
«По моему характеру, – писал Игорь Алексеевич, – это прошлое подходит. Я большую часть жизни посвятил изучению и работе в Антарктике, на Шпицбергене, на ледниках и дрейфующих станциях «Северный полюс». Занимаюсь наукой гляциологией (льды, ледники)…»
Разумеется, я с большим удовольствием согласился выполнить просьбу почётного полярника, тем более, что это моя родная тема, и у меня в личном архиве собраны все выписки переписных книг XVII-XVIII веков по Лешуконью (средняя Мезень). Не составило труда найти начало рода мезенских Зотиковых.
Основатели рода пришли на Устьвашку (ныне село Лешуконское) из Холмогор, предположительно, в конце XVI - начале XVII века. Писцовая книга 1623 года сообщает, что там проживает Зотка Левонтьев – родоначальник Зотиковых. В своём дворе живёт и брат его Политко Левонтьев. В моровые 1642-1644 годы Зотиковы выезжали на свою историческую родину, в Холмогоры (на посаде). По окончании голодных лет они вернулись на Устьвашку.
В перепись 1678 года зафиксированы сыновья Зотки – Тимошка и Исачка. Фамилии ещё нет. А уже их дети – Сергей Тимофеев, Архип, Федот и Семён Исаковы – в перепись 1710 года получили фамилию по отчеству отца – Зотиковы.
Перепись 1716 года отмечает семь ветвей этого рода. А перепись 1748 года показывает, что только от одного представителя рода – Игнатия – пошло пять ветвей. Но живут все Зотиковы в одной деревне – Верхнеконской (околоток Устьвашки).
Я выслал все собранные материалы и схему нисходящей (от родоначальника к потомкам) родословной, а Игорь Алексеевич взялся со своей стороны выстроить восходящую линию, насколько это возможно. Позднее он известил меня, что восходящая и нисходящая родословные схемы состыковались. Так, от рода мезенских крестьян отпочковалась ветвь тамбовских священников и учёных полярников.
Мезенский краевед Николай Васильевич Шульгин опубликовал интереснейшую страницу своей родословной – дневник его деда матроса 1-й статьи Фёдора Кузьмича Шульгина. Грамотный мезенский крестьянин фиксировал хронику своей жизни. За свою семилетнюю службу (1891-1897) участвовал в двух походах с Балтики на Дальний Восток на крейсере «Дмитрий Донской», бывал в Северной Америке на всемирной выставке 1893 года, повидал множество стран и народов, их правителей, в том числе двух последних российских императоров. Свои впечатления матрос Фёдор Шульгин записывал в дневник. Одно только перечисление увиденных городов и стран впечатляет.
Приведённые выше примеры украшают родословную, делают её интересной и увлекательной не только для представителей данного рода, но и для многих читателей.
Конечно, это только вешки во многовековой истории рода, но они характеризуют семейные традиции, стремления, нравы. А главное – они убеждают нас в достоверности предлагаемого родословца.
Чем достигается историческая достоверность родословия? По памяти большинства людей известны лишь три-пять поколений. Остальное надо искать в архивах.
Коренным жителям Архангельского Севера в этом плане здорово повезло: в архивах сохранились писцовые и переписные книги, начиная с начала XVII века, то есть за четыре столетия. Не зря академик Д.С. Лихачёв сказал: «Поморы так же родовиты, как столбовые дворяне».
Мне посчастливилось около двух десятков лет поработать в самых разных архивах: с 1995 года – в государственном архиве Архангельской области (ГААО), семь лет подряд ездил в Москву в Российский государственный архив древних актов (РГАДА), дважды работал в Санкт-Петербурге – в Российском государственном историческом архиве (РГИА), в архиве Санкт-Петербургского филиала Института Российской истории РАН, в Древлехранилище Института Русской литературы РАН (Пушкинский Дом), в отделе рукописей библиотеки Академии Наук. Это даёт мне основание с полной ответственностью сказать, что Дмитрий Сергеевич прав – почти каждый поморский род достоин написания своей родословной.
Поделюсь своим опытом, где и как можно собирать информацию по написанию родословной, с какими документами следует ознакомиться в начале пути.
Самые главные архивные источники – это переписные книги, ревизские сказки, метрические книги, духовные росписи, обывательские книги. Многих семей касаются крестьянские частные акты, документы воеводской канцелярии, таможенные книги, мирская волостная документация, окладные книги (роспись налогов с крестьян за сенные покосы, рыбные тони, налогов с мельниц, бань, конских пошлин и других).
Переписи населения проводились периодически уже много веков. К великому сожалению, документы этих переписей сохранились далеко не все. Причин тут много: и пожары, и стихийные бедствия, и просто постепенное разрушение переписных книг от небрежного хранения.
Известно, что на Севере первая перепись проходила в 1499-1500 годах – писцовая книга Двинского уезда Т.М. Афанасьева. Три переписи были проведены в XVI веке: писцовая книга И.П. Заболоцкого 1552-1553 годов, писцовая книга Василия Гагина 1559 года, писцовая книга В.А. Звенигородского 1586-1587 годов. Книги не сохранились.
Из самых ранних сохранились документы переписи 1623 года – писцовая книга О.Я. Прончищева и подьячих С. Редкина и П. Шарапова. Есть ссылки на предыдущую перепись. Книга хранится в Москве, в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА).
Также в РГАДА хранятся переписные книги 1646, 1647, 1678 годов.
Следующими идут так называемые ландратские переписи 1710 и 1716 годов. Первая хранится в архиве Санкт-Петербургского филиала Института Российской истории РАН, вторая – в РГАДА. Перепись 1710 года завершила в основном процесс образования фамилий северных крестьян.
Исключительно важна переписная книга 1716 года, которая приводит данные жителей двора не только на текущий момент, но и даёт сведения предыдущих переписей 1678 и 1710 годов. Это позволяет проследить рождение фамилий и перекидывает мостик из XVII в XVIII век. Без ландратских переписных книг составление родословий было бы невозможно, если корни рода уходили в XVII век.
Начиная с 1719 года, переписи носят название ревизий. Всего было проведено 10 ревизий: в 1719, 1748, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1858 годах. Ревизские сказки (переписные книги) первых трёх ревизий находятся в РГАДА, с четвёртой по десятую – в Государственном архиве Архангельской области (ГААО).
Завершает XIX век Первая Всероссийская перепись населения 1897 года, хорошо продуманная, сообщающая массу интересных и полезных сведений. Переписные книги этой переписи хранятся в ГААО.
В XX веке состоялось восемь переписей, все в советское время: 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.
XXI век начался переписью населения Российской Федерации 2002 года.
Переписи по времени проводились очень неравномерно. Между некоторыми из них были очень большие промежутки: между 10-ой ревизией и первой Всероссийской переписью – 39 лет, между переписями 1678 и 1710 годов – 32 года. За это время могло появиться и исчезнуть звено в родословной, что отмечалось на практике при исследовании некоторых родословий.
Более надёжными являются духовные росписи и метрические книги, которые заполнялись в приходах ежегодно. Церковь выполняла, кроме своих основных задач, роль загсов.
Духовные росписи перечисляли всех прихожан от мала до велика по всем деревням. При составлении родословной росписи за период с конца XVIII до начала XX века удобно пользоваться этими документами. Духовные росписи северных уездов находятся в ГААО с 1792 по 1915 годы.
Очень ценны для составления родословия метрические книги. Они фиксируют дату и место рождения, все данные по венчанию, дату, место и причину смерти. При крещении указываются воспреемники младенца –крестные отец и мать. При венчании даются сведения, откуда родом невеста, чья она дочь, возраст молодых, поручители по жениху и невесте. В областном архиве (ГААО) хранятся метрические книги с 1786 по 1915 годы. Метрика – самый точный документ из всех архивных фондов.
А вот духовные росписи грешат многими неточностями: путаница в отчествах, иногда перевирают имя жены, большой разброс в указании возраста. Видимо, большую часть книги священник или псаломщик заполнял по памяти. Это надо иметь в виду, сверять данные с другими документами.
Любопытные сведения можно почерпнуть из крестьянских частных актов и мирской волостной документации. Многие из этих документов напечатаны в Сборнике грамот Коллегии Экономии (Т.1. Петроград,1922. Т.2. Л., 1929). К примеру, «купчая» от 7 декабря 1674 года: «Се яз Лука Васильев сын по назвищу Петух кузнец Устьвашской волости продал есми… а та пожня из вотчины Лагуновская, что в прошлых годех Лука Афонасьев сын Лагунов, а назвищем Ждан, продал племяннику своему Трофиму Миронову сыну деревню отца своего вотчину на Усть Вашки, а в прошлых годех Трофим Миронов по своей купчей тое деревню Лагуновскую продал сыну моему Софонку…» /СГКЭ. Т.2. № 191/.
Здесь и прозвища крестьян (Петух, Ждан), и занятия ремеслом (кузнец), и как из рук в руки переходили пожня и «вотчина». Кстати, речь идёт о деревне не в нынешнем понятии, а по распространённому в XVII веке значению – крестьянский двор со всеми хозяйственными постройками и дворовым участком. Подобные акты для исследователя – счастливая находка в родословной.
Почти каждый северный род может выявить своих предков, принимавших участие в строительстве военных кораблей на Архангельских верфях в XVIII веке. Сотни крестьян архангельских уездов по воле правительственной мобилизации были корабельными плотниками. Ведомости на них хранятся в ГААО.
Ревизские сказки 1748 и 1762 годов называют всех крестьян (бергоулов), привлекавшихся к работам в Олонецких горных заводах.
Кроме названных могут быть привлечены и другие документы архивов в зависимости от того, какие события происходили в том или ином роду. Кого-то заинтересуют наробразовские фонды, кого-то – фонды военных учреждений или учреждений духовного ведомства и т.д.
Поможет исследователю сориентироваться в этом море фондов путеводитель по Государственному архиву Архангельской области (также и по центральным архивам).
Если же речь идёт о родословной выходцев из других губерний или даже других стран, то список нужных архивов значительно расширяется. И проследить миграцию предков этого рода значительно труднее. Одному справиться с поиском необходимой информации практически невозможно. Так, опубликованные родословцы известных фамилий архангельской немецкой слободы собирались многими исследователями, с использованием зарубежных архивов и архивов нескольких губерний.
Краткое изложение генеалогии наиболее известных дворянских, купеческих, мещанских и крестьянских родов Архангельской земли опубликовал известный архивист Н.А. Шумилов в своём «Архангельском родословце» /Архангельск, 2009/.
Написание серьёзной родословной требует, кроме общего знакомства с историей России, ещё и углублённых знаний по каким-то отдельным вопросам. Кроме того, этот труд требует исключительного терпения. В поисках, кто наши предки, немало подводных камней. Это как решение уравнений с несколькими неизвестными. Но зато – ни с чем несравнимая радость достижения своей цели.
Успехов вам в ваших поисках и составлении родословной!
Анатолий НОВИКОВ
историк-краевед, почётный член Северного историко-родословного общества