«Абрамовские родники» – название совсем не случайное, ведь речь в поэтической книге Натальи Леонович, как написано в аннотации, идет «о судьбах земляков писателя Федора Абрамова из деревни Веркола Пинежского района Архангельской области».

Да, и родник – это не только источник чистой ключевой воды, но и родной близкий человек: «Недаром на севере нашем суровом / того окрестят “родником”, / кто близок по духу, по крови, по слову». Именно о таких абрамовских родниках рассказывает поэтесса. Это уже покинувшие наш мир поэт, краевед, киножурналист Алексей Алин; «пинежский Пиросмани», друг Ф. Абрамова, художник, труженик Дмитрий Михайлович Клопов; изобретатель, ученый, организатор лесной отрасли Константин Вороницын; подвижница коллективного хозяйства, которая общалась, даже спорила с писателем-земляком о судьбах деревни, пресветлая песенница Мария Николаевна Кадашова. Среди героев книги узнают себя многие нынешние веркольцы, остающиеся верными нравственным заветам предков. Настоящий природный родник – тоже важный образ в книге: «И потянется рука / к перезвонам родника, / чтоб пригоршней черпнуть вдохновения. / Чистота водицы вмиг / радостью украсит лик…».

С помощью поэтических строк, помещенных в книге, можно побывать в музее брата Федора Абрамова, пройтись по улицам его родной Верколы, по ее лесным да луговым окрестностям, прокатиться на лодочке по любовно воспетой писателем Пинеге-реке. Одна из главных заповедей Ф.А. Абрамова – «Жить по совести!». О совести пишет в своей книге и Н. Леонович: «В них жизненных сил благодать – / душевный крепеж, изначально бесстрастный, / что совестью принято звать»; «Поступок мерит не молва, / а совесть – сердца беспокойная пташечка…»; «Отыскать бы разглядеть / истины краешек / сквозь сомнений круговерть / лишних и давящих, / чтоб познав земных утех / радости, горести, / веру сохранить в успех / праздника совести».

Лирическая героиня поэтессы уже в первых строчках книги сравнивает себя не с кем-нибудь, а с самой Махонькой, легендарной пинежской сказительницей, которую хотел сделать главной героиней своей «Чистой книги» Федор Абрамов: «Как Махонька с походной котомочкой, / я шагаю по жизненной кромочке…», она ценит и бережет чистое родниковое Слово: «Деньги исчезнут, / а быль, небылица, слов вереница / опять / ввысь устремится, / чтоб воплотиться / солнцем, грозою, / или станет границей, / дивным полетом / сказочной птицы, / чтобы сердца волновать».

В книге немало стихов, пронизанных подлинным – родниковым – народным духом, отражающих исконное народно-поэтическое мышление. Неслучайно два таких стихотворения сборника озаглавлены не иначе, как «Песня», и воспринимаются они как настоящие народные песни: «Нюшка-вьюшка – берегинюшка, / исцели меня, коль примешься…»; «Оброню зерно в землю талую, / чтобы колосом зазвенеть полям, / чтобы радостью приумножилась / наша силушка на житейское». Или вот такое стихотворение, созвучное устному народному творчеству: «А хозяюшка по горенке похаживает, / гостей званых и незваных привораживает / не конфетой леденцовою, не пряником – / добрым словом, что весомо доброй памятью».

Органичны в стихах поэтессы свойственные фольклору оценочные суффиксальные образования: кудёрышки, угорышек, играньице, хитриночка, детушки; выразительные дефисные конструкции: горкой-бережком, шито-ношенное, незабудки-цветики, Победушка-беда, синь-река, круг-вокруг; междометные анафоры: "ой, ты полюшко мое всё пригорками, / ой, ты долюшка моя, доля горькая".

В программке юбилейного представления Государственного академического Северного русского народного хора «Жемчужина Русского Севера» приведены стихи Натальи Леонович, точно и выразительно передающие сущность великого служения прославленного фольклорного коллектива: «Собирали слова, как жемчужины, / Переливчаты да натружены. / Подбирали к словам объясненьица, / Что веками уже не изменятся, / А останутся внукам-правнукам, / Чтобы знали, как жили-плакали, / Как гордилися деды-прадеды / Тем, где выросли, тем, что дадено».

Нашлось место в поэтической книге и «Кладовой мудрости» – это короткие рифмованные или нерифмованные строки, отражающие сгустки народного мировоззрения, восходящие к извечным истокам народной мудрости, вот, например: «…от чистой водицы красота родится, / доброе слово миру основа…», «…при любой погоде поклонись природе…»

Поэтесса признается: «Пахнет севером, пахнет клевером / в стихотворных покосах моих: / и размеренно, и уверенно / тишь вбирает летающий стих…», и действительно, ее поэзия наполнена северным ароматом – народным, деревенским, родниковым: «И понимаю, и принимаю / эфирную сущность стиха».


© Материал со страницы в ВКонтакте Андрея Петрова