Краеведческий книго-бум,

или Почему мы все сильнее тянемся к корням

 

 

 

 

Уже не впервые сталкиваюсь с изданием дневниковых записей наших современников – людей, проживших  долгую жизнь, сохранивших в рукописных строках на страницах толстых тетрадей  дуновение эпохи, того времени, когда меня еще не было и в проекте.

По моим наблюдениям таких авторов, как Вера Николаевна Федорова («500 дней по Явлинскому»,  Виктор Александрович Шарапов «Мои университеты»)  с каждым годом становится все больше. Люди словно ощущают потребность увековечить в книгах пусть маленькую, но свою собственную историю. На эту тему мы пообщались с директором литературно-издательского центра «Лоция» Тамарой Овчинниковой.

http://lotsiya.ru/images/news/ovchinnikova_tv.jpg

— Можно ли сказать, что сейчас издать книгу стало гораздо доступнее, чем несколько десятилетий назад?

— Действительно, раньше, когда издательская система была полностью идеологической и стандартизированной, обычному человеку, если он не был членом Союза писателей, издать свою книгу было фактически невозможно. То, что выходило на свет самостоятельно, минуя официальные издательские структуры, называлось «самиздат» и подвергалось гонениям. Сейчас в стране нет цензуры, нет лицензии на издательскую деятельность. Любой человек может издать свою книгу, главное, чтобы все было в рамках законодательства, т. е. не призывала к насилию, не содержала мата. Мы, как издательство, эти вещи контролируем.

— Как много писателей приходит к вам с желанием опубликовать книжку на личную тему, например, о семье или нашем крае?

— Попробую проанализировать: за два года в «Лоции» мы издали более 60 книг и брошюр, наверное, две трети из них — краеведческого направления. Больше половины из которых — воспоминания людей о жизни, семье, людях, с которыми они встречались. Авторы ищут предков, стараясь углубиться в «колена» по максимуму. Любят писать о своем доме, деревне, поселке, об истории края, их интересует природа, быт, работа, люди, жившие там. Немало книг о земляках, которые воевали, достигли каких-то значительных успехов в труде или повлияли на жизнь и судьбу автора.

— Наверное, работают над такими книгами пенсионеры?

— Конечно, чаще всего с задачей издать книгу к нам обращаются люди более взрослые, от 40 и старше. Вот несколько примеров: «Дневники моей матери» — автору около 60 лет, «Заповедное Палащелье» — автору 80, «Вспомним всех поименно» — автору около 55-ти. Но есть и молодежь: «Архив нашей памяти» подготовила Анна Пилюгина, которой нет еще и тридцати. Сборники «Моя родословная во времени и пространстве» и «Колыбель моя — Лешуконье» наполовину состоят из статей и очерков о родословных, написанных школьниками и студентами.

— А люди вам как-то объясняют свое желание сделать целую книгу из чего-то сугубо интимного?

— Понимаю ваш вопрос: личные дневники, фотографии действительно интимная семейная вещь. Но именно дневники передают дух эпохи, того времени, когда нас еще не было, потому что в них описаны ежедневные события наших предков, и мы сравниваем настоящее время, наши эмоции с эмоциями людей и описанием той поры. Это интересно. Дает повод поразмышлять даже на тему: а так ли мы живем?

Интерес к родословиям растет и, на мой взгляд, тому есть несколько причин. Например, в последнее время в СМИ появилось немало передач и статей о родословных. Например, по телевидению идет программа «Моя родословная», где известные люди — артисты, певцы, ведущие — занимаются поиском информации о своих предках.

Вот уже несколько лет в Архангельской области проводится ряд конкурсов, поддерживающих исследования родословной, например, в проекте «Моя родословная во времени и пространстве» участвовали почти все муниципалитеты области, создано и активно работает Северно историко-родословное общество, проходят научные конференции на эту тему.

Люди следят за ситуацией и как-то реагируют. Они думают: у меня ведь дома тоже есть архив, фотоальбом, старые вырезки… И это хорошо, если они планируют издать книгу. Ведь нынешняя молодежь, получив в наследство квартиру или дом с багажом в виде чемодана со старыми фотографиями, выбрасывает его на помойку.

Мы как раз помогаем будущему автору разобраться с ворохом бумаг и фотографий, выстроить концепцию издания, определиться с тиражом. Для родственников порой достаточно и 50–100 экземпляров. Зато поколениям останется добротная книга. Она как долгоиграющая пластинка — будет жить в веках.

— Спасибо за интервью. Мне кажется, это очень интересная тема, и пусть будет больше таких книг, читая которые, мы больше узнаем о жизни наших дедушек и бабушек.

http://lotsiya.ru/images/knigi_2014_big.jpg