Итоги Литературного года-2015 в Архангельске
2015-й провозгласили Годом литературы, цель его – пробудить интерес читателей к русской словесности. О том, каким стал этот год на родине Федора Абрамова и Бориса Шергина, беседуют архангельские писатели: член СП России Александр Тутов и его «несоюзные» собратья по перу Игорь Гуревич и Анатолий Беднов.
Игорь Гуревич |
Александр Тутов и Анатолий Беднов |
Нужны сборники, а не «тусовки»
Анатолий Беднов (АБ):
- Итак, подведем итоги Года литературы.
Игорь Гуревич (ИГ):
- В масштабах страны или Архангельской области?
Само по себе это явление странное, как и Год кино. Представим себе, что Год литературы в России объявили при жизни Толстого, Пушкина, Лермонтова. Что бы тогда изменилось? Ни Пушкин не стал бы лучше, ни Пушкиных бы не стало больше, ни Лермонтовых. И, наверное, этот год объявляется не для того, чтобы писатели стали писать лучше или их стало больше.
Тогда для кого он объявляется? Видимо, для читателей, чтобы они стали читать больше, стали лучше знать о литературе своей страны и своего региона. В этой связи я задаю вопрос: стали ли читатели Архангельской области больше знать о писателях Архангельской области?
А.Б.: - Затрудняюсь сказать. По-моему, что в масштабах России, что области это стало очередным витком кампанейщины, юбилейщины. Отметили, организовали, наградили, поставили галочки в отчете о проведенных мероприятиях – и затишье до следующей красной даты. Хотя, конечно, они всколыхнули общественность: те же всенародные читки «Войны и мира» и другие подобные акции.
И.Г.: - Конечно, ничего плохого в том нет, что федеральная власть этим стимулирует регионы к каким-то действиям. Вопрос в том, как регионы вписываются в это. Проект чтения романа Льва Толстого – это федеральный проект, проект на орбите – федеральный проект. И я могу предположить, что под эти проекты стимулировалось выделение каких-то денег регионам. Могу сравнить то, что было в Архангельской области, с подведением итогов Года литературы в Псковской области. У них – в течение года было построено столько-то библиотек, провели столько-то встреч и издали за счет областного бюджета две шикарные книги местных авторов. Один сборник посвящен родной области, другой – юбилею Победы.
Там есть документалистика, публицистика, проза, поэзия. Плюс – это был год награждений: в частности, отмечен лучший руководитель библиотеки. И, самое интересное, что эта область была признана самой читающей в России. И они об этом говорят. А какие итоги года подвели у нас, в Архангельской области?
Александр Тутов (АТ):
- Этот год – еще и возможность поговорить о проблемах пишущих людей.
И где-то в других областях действительно обратили внимание. Область у нас уникальная, поэтому здесь много духовной литературы. Потом писатели-деревенщики: Федора Абрамова все помнят. О них хорошо сказал критик Владимир Бондаренко: «деревенщики», конечно, хорошие писатели, но они писали о том, как все было хорошо и как стало плохо. Не хватает тех авторов, которые должны куда-то вести – таких, как, например, Захар Прилепин. На самом деле, их гораздо больше, но их не поддерживают.
Я не заметил, чтобы в нашей области был Год литературы. Если считать литературный фестиваль в Сольвычегодске. Но там авторам не дали выступить перед народом. Просто поговорили между собой, награждений никаких не было, подведения итогов не было. И никаких серьезных решений не было принято.
И.Г.: - На деньги, которые выделили на проведение этой тусовки, можно было выпустить хорошую книгу какого-нибудь автора хорошим тиражом. И я, и как потребитель, и как пишущий человек, открыв брошюрку, не нашел очень понятных вещей: сколько членов Союза писателей в Архангельской области, что они написали – ничего этого нет. Есть только набор фотографий и случайных выступлений.
А.Б.: - Можно было бы издать на эти деньги сборник молодых авторов.
И.Г.: - Ведь Год литературы как раз и стимулирует на то, чтобы творческие союзы совместно с административным ресурсом находили решения, чтобы поддерживать творческих людей, порождать новые имена. И стимулировать читателей читать больше. Этого всего, к сожалению, в Архангельской области не произошло.
Кулуарные конкурсы
И.Г.: - В области множество литобъединений.
А.Т.: - И я пытаюсь с ними работать. Конечно, не все там гении, разные люди собираются. Но пусть лучше человек занимается творчеством, чем будет одиноко депрессировать. Я вспоминаю писателя Владимира Сивцова из Красноборского района, он начал публиковать свои произведения, когда ему исполнилось 60 лет. Раньше он или стеснялся показывать их, или негде было печатать.
Теперь в Красноборском районе его очень уважают, сначала отмеченный нами «Золотой меч» вышел, а потом целый ряд других книг. Он исследовательскими делами занимается по тому же Шеломя, где стоял Ермак, готовясь к походу на Сибирь.
И.Г.: - Получается, что в районах есть творческая жизнь.
А.Т.: - Она есть во всех районах.
А.Б.: - Можно вспомнить вельскую газету с ироническим названием «Графоман» и альманах «Вель», которые делает Николай Васильев. Он не только активно продвигает местных литераторов, но и публикует авторов из Архангельска, Северодвинска, откликается на события литературной жизни страны.
И.Г.: – Но эта мозаика не складывается в целостную картинку северной литературы. Почему?
А.Т.: - Нужен единый сборник авторов архангельской области, который был бы заметен. А сегодня в районах выпускают сборники тиражом в сто-двести экземпляров, и о них за пределами района ничего не знают, даже если вся книга разошлась.
И.Г.: - А между тем проводятся региональные литературные конкурсы, например, конкурс имени Бориса Шергина. Кто знает, как прошел последний конкурс, кто там победил?
А.Т.: - Там вообще очень хитро организовано. Пусть премия небольшая, всего пять тысяч. Но о нем мало информации. Нам с Анатолием случайно сообщили о нем в городской библиотеке. И мы даже не знали, кто в нем выиграл.
И.Г.: - Я никого не хочу обидеть, но первое место почему-то занимает работа, посвященная разбору произведений Шергина, литературная критика. Так о чем был конкурс-то? А ведь это был конкурс авторских литературных произведений!
А.Б.: - Правильнее было бы сделать отдельную номинацию «Критика».
И.Г.: - Для чего делаются подобные конкурсы? Чтобы пропагандировать северный край, его традиции, стимулировать литературное творчество. Должно быть широкое обсуждение, должна быть площадка, где само участие делает автора заметным. А здесь все кулуарно.
А.Т.: - Есть Рубцовский фестиваль и Рубцовский конкурс. Это разные вещи. На фестиваль заранее рассылаются приглашения, а с конкурсом непонятно, кто и за что получает премии. Или, может, этого конкурса просто нет? Не стало, но и это точно не известно.
И.Г.: - Мне посчастливилось попасть на подведение итогов Лесковского конкурса в Орловской области. У нас в области тоже много имен. Писаховский конкурс есть?
А.Т.: - Наверное есть. Уже два года мы проводим Гриновский фестиваль на Кегострове, не только по произведениям Александра Грина, а именно романтический фестиваль.
И.Г.: - Шергин, Писахов, Абрамов… А кого в прошлом году вспомнили? Только Бродского.
А.Т.: - Который попал сюда случайно. Можно было бы сделать большой Шергинский фестиваль. Я очень уважаю его произведения, особенно сказки.
А.Б.: - Московские литераторы больше делают в плане приобщения читателей к его творчеству: вышло уже три тома собрания его сочинений.
А.Т.: - Я хорошо отношусь к творчеству Личутина, Распутина, Абрамова, Белова, но заставлять писать под них, только чтобы попасть в наше отделение Союза писателей России? Если ты не пишешь про деревню, у тебя мало шансов.
Где вы, молодые голоса?
А.Б.: - Как шутят творческие люди: не надо писать под кого-то – надо писать под себя. «Писать» с ударением на первом слоге…
А.Т.: - Мы все-таки планируем провести фестиваль патриотической литературы. Хотя Год литературы закончился. Но нельзя любить литературу только один год. Это все равно, что вспоминать о пенсионерах только в День пожилого человека, а остальные 364 дня забыть.
И.Г.: – Общественная организация как представительница гражданского общества, должна предлагать власти свои инициативы, планировать, а власть выделять под этого гранты. И кому, как не региональному отделению Союза писателей быть закоперщиком в этих делах.
И.Г.: - Хотя бы в этом году выпустить сборник тех литераторов, которых публикует, например, та же газета «Графоман».
А.Т.: - Или раз в год или два выпускать сборник «Молодые голоса Севера». И – отдельно – сборник профессиональных авторов, вместе с достойными литераторами области.
И.Г.: - В школьном курсе русской литературы есть то, что называется региональной компонентой – изучение творчества местных авторов. Мы бы помогли нашим школам.
А.Т.: - В Виноградовском районе, где я часто выступаю, из всех писателей, уроженцев Архангельской области, школьники могут назвать только Ломоносова. Ну, еще меня, но это и смешно и грустно.
А.Б.: - Только проблема в том, что писательской среде свойственно такое явление, как групповщина. В сборниках и альманахах нередко печатают под одной обложкой авторов только одной группы, стиля, направления, художественного или общественного, «своих».
А.Т.: - В антологию нужно включат всех, независимо от направления.
А.Б.: - Когда было живо Северо-Западное книжное издательство, выходила антология «Русский Север»: книги избранных произведений архангельских и вологодских авторов; там и протопоп Аввакум, и Игорь Северянин, Федор Абрамов, и былины… С окончанием периода перестройки прекратился выход серии. А потом не стало издательства.
И.Г.: - В бренде Архангельской области всех цветов радуги для писателей цвета не нашлось.
В регионе есть шесть-семь современных авторов, имеющих всероссийскую известность – в Архангельске, Котласе, Северодвинске.
А.Т.: - Северодвинки Людмила Жукова, Ангелина Прудникова. Тот же Михаил Попов достаточно сильный и своеобразный автор, только, как бы это сказать, идеологизированный.
А.Б.: - Что мешает продвигать нашу архангельскую литературу? Лень и формализм, работа «для галочки», а не для реального результата.
А.Т.: - И кулуарность тоже больше от лени. Кстати, на фестивалях фантастики есть выбор жюри и выбор читателя.
А.Б.: - Приз зрительских симпатий. Чтобы фестиваль не превращался в междусобойчик.
И.Г.: - Когда кто-то говорит «я пишу в стол», это просто графоман. Писатель пишет для того, чтобы его читали. И такая вещь, как СМИ, для продвижения писателя очень полезна. Не только газеты, но и телевидение. Чтобы хотя бы раз в месяц один сюжет на местном телевидении был посвящен литературе. И хотя бы одна публикация в областной газете.
А.Т.: - У меня перед глазами есть частная газета, которая не пользуется бюджетными деньгами. «Вечерний Котлас». И у них каждый месяц выходит литературная страница. В девятнадцатом веке романы печатали в газетах, из номера в номер, тех же «Трех мушкетеров» и не только.
А.Б.: - Тут сдерживающий фактор – это неизбежный вал графоманов (без кавычек), которые пользуются любой возможностью навязать свои творения читателям. Сам я убедился в этом, когда вел страничку «Творчество» в «Архангельске». Но при всех издержках идея неплохая.
Фото - со страниц ВК Тутова А. и Гуревича И.