Женщине всегда столько лет, на сколько она себя чувствует
Про таких людей говорят: не сидит на месте. С одинаковой легкостью она срывается в столицу и глухую деревеньку, на деловую встречу и в школу к внукам. Известный сегодня в Архангельске издатель Тамара Овчинникова успевает не только выпускать книги, но и читать лекции студентам, поддерживать общественные организации, руководить садово-огородническим товариществом, путешествовать и много чего еще. Кажется, что, перейдя рубеж под названием «пенсионный возраст», когда многие оставляют работу и погружаются в домашние хлопоты и сериалы, эта дама, наоборот, стала еще активнее.
Книги были рядом всегда
Начать свое дело Тамара Валентиновна решилась, получив статус пенсионера. Говорит, всегда знала, что сидеть спокойно дома не сможет. Но решиться на издательский бизнес было непросто, несмотря на огромный опыт в книгоиздании.
– Читать научил дед, когда было четыре года. С тех пор книги в моей жизни присутствовали всегда: покупала, в библиотеки записывалась, читала постоянно и везде. Рада, что дети у меня читают, надеюсь, и внуки, глядя на нас, тоже увлекутся, – говорит она.
Все началось в далеком 1978 году, когда 17-летняя девушка отправилась в столицу попытать счастья в МГУ. Подала документы на факультет журналистики, один экзамен сдала, но потом испугалась: пошли разговоры среди абитуриентов, мол, МГУ – элитный вуз, просто так не попасть. Гуляя по столице, случайно зашла в переулок за Большим театром и на одном из зданий увидела вывеску «Московский издательско-полиграфический техникум имени первопечатника Ивана Федорова»: дверь открыта, приемная комиссия работает.
Благодаря отличному аттестату приняли без экзаменов. Так судьба прочно связала Тамару Овчинникову с книгоизданием. Техникум окончила с отличием по специальности «корректор», поступила в Московский полиграфический институт (сейчас это академия печати). Здесь основой курса было непосредственно книгоиздание. Так что ГОСТы, ОСТы и прочие нормативы и стандарты печатного дела прочно укоренились в сознании.
– Еще во время учебы проходила практику в Северо-Западном книжном издательстве, тогда там, кстати, начинал работать художник Дмитрий Трубин. Когда окончила корректорское отделение, поступила в типографию «Правда Севера» корректором, вычитывала книги, – вспоминает Тамара Валентиновна. – Потом был некоммерческий сектор, молодежка. В 2005-м снова пришла в «Правду Севера» на должность начальника отдела маркетинга. Там и работала до выхода на пенсию.
Но даже в годы, непосредственно не связанные с работой в типографии, издание книг не оставляла. Привлекла к этому делу и старшего сына, который, будучи девятиклассником середины 1990-х, успешно осваивал азы новой тогда компьютерной верстки.
– Да, мне хотелось делать книги, находились и единомышленники. Вместе с Александром Тутовым, например, в то непростое время затеяли сборник «Талантливые дети». Вообще, интересные получались проекты, – рассказывает наша собеседница. – А когда вышла на пенсию и почувствовала некую финансовую самостоятельность, решилась на собственное дело. Конечно, были опасения. Ведь ни с бухгалтерией, ни с налоговой отчетностью раньше так близко дела иметь не приходилось, это пугало. Так что прекрасно понимаю тех, кто не может решиться на свой бизнес, нюансов и подводных камней много, и ты просто их не знаешь. Но если решился, начал заниматься тем, что тебе действительно близко, то учишься постоянно.
– Но для любого бизнеса важны люди – клиенты, команда... Легко ли было их найти?
– Так получилось, что за годы работы в «ПС» сложились хорошие отношения с некоторыми нашими авторами, которые потом ко мне и пришли в качестве клиентов. А зная меня, деловую репутацию издательства, качество нашей работы, многие остались со мной и по сей день, рекомендуют своим коллегам, друзьям. Это работает лучше всякой рекламы. Команда хоть и небольшая, зато профессиональная.
– Только профессионалы делают хорошие книги?
– Вообще, в работе придерживаюсь того, что главное – качество выпускаемой продукции. Я знаю, как правильно делать книгу. Хотя сейчас многие люди, к сожалению, не знают, как должна выглядеть хорошо изданная книга, их вкус испорчен дешевой бульварной литературой. Но ситуация такова: цензуры нет, редколлегии тоже большая редкость. Авторы сами пишут, сами редактируют, сами иллюстрируют и идут в типографию, где им это печатают. Многие считают, что это и есть книга. Конечно, никто не запрещает выпускать подобные издания. Но только хорошо и правильно изданные книги участвуют в региональных, федеральных конкурсах, занимают призовые места, а то и становятся победителями, их принимают магазины на продажу (к слову сказать, книги, подготовленные издательством, которым руководит Тамара Валентиновна, не раз получали диплом лауреата областного конкурса «Книга года», а также «Просвещение через книгу», организованного Русской православной церковью). Я уверена, что надо разделять типографию и издательство. Если типография работает с готовым макетом, просто размножая его на бумаге, то издательство работает с рукописью, с автором, доводит произведение до ума, то есть делает книгу. Хотя нынешняя молодежь уверена, что будущее – за электронной книгой, но даже при ее подготовке требуется помощь редактора и корректора.
Начать свое дело Тамара Валентиновна решилась, получив статус пенсионера. Говорит, всегда знала, что сидеть спокойно дома не сможет. Но решиться на издательский бизнес было непросто...
ДИЦ родился в девяностые
Многие уверены: чтобы не растерять энергию и сохранить жизненный тонус, надо чаще продуктивно общаться с молодым поколением. Похоже, такой жизненной позиции придерживается и наша собеседница, по крайней мере молодежь в ее окружении – это не только дети и внуки.
– Тамара Валентиновна, насколько я знаю, сейчас вы преподаете в САФУ, но опыт общения с молодежью у вас достаточно давний...
– Наверное, с того времени, когда сама только-только вышла из возрастной категории «молодежь». Это была середина девяностых. Я тогда работала в МЖК «Соломбала», руководила информационным отделом. Ведь МЖК в то время был не просто жилищным комплексом, это была цела структура, где люди не только строили себе квартиры, но еще и искали новые направления развития. Тогда именно здесь зародилось кабельное телевидение, появились первые акционерные компании, развивалась воспитательно-образовательная деятельность, появился, наверное, первый в городе частный детский сад. Много было интересных точек роста, как сейчас говорят, стартапов. Время было сложное, все себя искали в новой жизни. Я не исключение. И вот возникла идея – открыть детскую издательскую студию: думала, буду с детьми детские же книжки делать, вести своеобразный кружок. Так появился Детский издательский центр.
Для Архангельска это было новинкой, однако вскоре выяснилось, что журналистика старшеклассникам более интересна. Благодаря связям в МЖК нашли стулья, столы, компьютеры, диктофоны. Идею поддержали и в мэрии: руководитель департамента образования Лариса Уварова подписала приказ о создании Детского издательского центра (ДИЦ). Мы были приняты педагогами дополнительного образования. Она нам тогда поверила и, смею надеяться, не была разочарована. ДИЦ стал отправной точкой в профессии для очень многих старшеклассников, которые пришли сюда знакомиться с азами журналистики.
– Похоже, этот проект стал одним из главных стартапов и в вашей жизни?
– Наверное, можно и так сказать. И если поначалу преподавала в ДИЦе сама, то уже очень скоро к делу присоединились известные журналисты. Мы развили несколько направлений. Николай Москвин, Адольф Афонин занимались газетной журналистикой и фотоделом, благодаря Анжелике Долининой и Дмитрию Белоусову появились телевизионные программы, Елена Светличная раскрутила радиопрограммы. В начале 2000-х у нас были газеты, телевизионные программы, нам дали студию, эфир, операторов. Начали проводить фестиваль юных журналистов «Голос моря», который до сих пор проводится в Северодвинске. Мы были очень свободолюбивые, хотелось что-то делать, развиваться... Прошло уже больше 20 лет, а начатое нами дело продолжается, преподают уже выпускники отделения журналистики САФУ.
На фестивале Arctic оpen с Олегом Пакшиным и Ольгой Балашевич –
когда-то они учились в Детском издательском центре
– Не жалко было бросать свое детище?
– Нет. Просто пришла пора начинать новый этап трудовой биографии. Хотя она у меня довольно бурная, бывало, на шести работах одновременно трудилась: в бюджетных организациях по договорам, некоммерческом секторе... Довелось даже около года поработать начальником отдела по делам молодежи в мэрии. Показалось интересным попробовать работать на город, но быстро поняла, что кресло чиновника для живой творческой натуры не годится. Еще была одним из создателей центра социальных технологий «Гарант», вела направление, связанное с фандрайзингом и социальной журналистикой: проводили мастер-классы, ездили по городам и весям, писали проекты, выигрывали гранты. Параллельно стала преподавать на созданной тогда еще в ПГУ кафедре журналистики.
– Получается, стаж преподавательской деятельности – больше 20 лет? Сильно отличаются нынешние студенты от тех, первых?
– Ребята из первых наборов действительно хотели стать журналистами. У многих за плечами, кстати, уже была школа ДИЦа. А нынешние студенты скорее себя пробуют, образование для них не самоцель, а один из способов получить дополнительные знания, навыки, технологию работы с информацией. Они потом могут реализовывать их и в других направлениях. Нынешние молодые люди очень практичные.
Да я и сама, даже преподавая, остаюсь практиком. Когда вела курс социальной журналистики, каждый год мои студенты проходили стажировку в некоммерческих организациях, чтобы изнутри увидеть, чем живет НКО. То же с курсом «Книгоиздательское дело», который веду сейчас. Просто так читать лекции непрактично и скучно. Поэтому по окончании курса вот уже несколько лет подряд мы с ребятами выпускаем книгу, собственноручно ими подготовленную. У нас было три выпуска «Очерков о краеведах», «Очерки о людях», посвященные как раз тем, кто работает в НКО. Потом были сказки «Добрый праздник». К юбилею региона выпустили «Очерки о писателях и поэтах Архангельской области». Последняя же книжка называется «50 лет». Взяли за основу книгу, изданную в советское время, в которой молодые люди писали, какой будет жизнь в стране через полвека. И вот нынешние студенты посмотрели, о чем мечтало поколение их бабушек и дедушек, что состоялось, а что нет, и уже сами написали, какой они видят жизнь еще 50 лет спустя.
Вообще, с молодежью всегда интересно. Наверное, поэтому не могу с ней расстаться.
Уметь отдыхать тоже надо
– Есть ли в такой насыщенной жизни место отдыху? Дача, лес, грибы или пляж у теплого моря?
– Честно говоря, не помню, чтобы отдыхала, как положено, 44 рабочих дня, разве что очень давно. Для меня в этой части трудового законодательства не существует. В лучшем случае удается уехать куда-нибудь на недельку-другую. Очень люблю автопутешествия. За рулем уже 24 года, и водить нравится, чувствую себя уверенно. На своей машине колесить по стране интересно. Всегда есть возможность остановиться в совсем неожиданном месте, поставить палатку, увидеть то, мимо чего обычно проскакиваешь. И не зависеть ни от кого. Так, вместе с супругом уже съездили в Карелию, в Ростовскую область, в Чувашию, с сыном и внуком в позапрошлом году прокатились до Мценска, часто выбираемся на море под Онегу. Года два назад в одиночку проехала по маршруту Архангельск – Санкт-Петербург – Москва. Теперь знаю, что и это мне по силам.
Иногда, конечно, хочется отдохнуть в профилактории, отключив все телефоны. Но внутренний голос твердит: «А как они там без меня?» Так что отдохнуть получается только в выходные на даче – там ни связи нормальной, ни электричества, кругом лес – красота.
– Успеваете еще и огородом заниматься?!
– Вот чего нет, того нет. Зелень, конечно, сажаем, редиску, но не больше. Действительно некогда, да и отдохнуть хочется. Хотя и тут не всегда удается. Дача у нас далеко от города, безо всяких коммуникаций, приехали – уехали. Потому очень удивилась, когда года через три после того, как стала дачницей, соседи предложили занять пост председателя нашего СОТа. Никогда не думала, что буду этим заниматься. Но возможность попробовать себя в совершенно новой, доселе незнакомой сфере деятельности подтолкнула согласиться. Работы оказалось много. Пришлось полностью восстанавливать организацию, улаживать отношения с налоговой, оформлять землю. Одним словом, выводить СОТ в правовое поле. И вот уже четыре года я председатель. Да, это оказалось довольно обременительно, постоянно надо писать отчеты в различные органы. Но, во-первых, это интересный опыт, во-вторых – жизненная необходимость, потому что государство начинает вслед за системой ЖКХ и этот сектор приводить в порядок, а в-третьих – возможность узнавать новых людей, председателей СОТов и просто дачников, с кем при других обстоятельствах, возможно, никогда бы не пересеклись.
– На внуков-то время остается?
– Я очень стараюсь общаться с ребятами как можно чаще, хотя, наверное, мало времени им уделяю. Что делать, деловая у них бабушка!
Зато сами внуки к бабушке без претензий, всегда рады видеть. У Тамары Валентиновны их двое, уже младшие школьники. И на отсутствие внимания со стороны бабушки не жалуются. Рассказывают, как отдыхали вместе в Абхазии и Сочи, как подвозит на футбол и из бассейна, на выходные берет с собой на дачу, а в каникулы иногда и в путешествие на машине. Конечно, это не та бабушка, которая печет пирожки и вяжет носки. Но для современных внуков – самая подходящая, активная!
Источник: ИД «Двина» - dvina29.ru