Рассказывает Наталья Шпанова,
директор Архангельского краеведческого музея в Архангельске

«Леночка, верю, книга будет»: история длиною в 50 лет

Я познакомилась с питерским художником Еленой Михайловной Натаревич и ее супругом Дмитрием Моисеевичем Вайнманом, замечательным скульптором, в марте 2018 года, когда подготовка к столетнему юбилею Федора Абрамова уже шла полным ходом. Мне позвонили из Санкт-Петербурга и как-то буднично сказали, что, мол, разбираем мастерскую, нашли папку ранних работ Елены Михайловны – иллюстрации к повестям «Пелагея» и «Алька», и было бы правильно передать их в Архангельский краеведческий музей, поскольку Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова является его филиалом.  Собственно, это и стало началом идеи по переизданию «Пелагеи» и «Альки» с иллюстрациями Елены Михайловны.

  

Елена Натаревич

 

Наталья Шпанова

«Когда я прочитала «Пелагею», я поняла, это мое. Столько характерного и остро подмеченного о людях деревни, их взаимоотношениях…». Тогда, в 1970-м, Лена Натаревич, студентка-старшекурсница графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, впервые отправилась на Мезень и Белое море в поисках материала для своей дипломной работы – серии иллюстраций к абрамовской повести.  Интересу к этому краю способствовало и знакомство с вышедшим в 1969 году «Северным дневником» Ю.П. Казакова, которым зачитывалась тогда вся интеллигенция страны.

Эта поездка очень вдохновила Елену, и, по возвращении в Ленинград, она начала работать над рисунками по теме. В итоге получилась подборка из десяти станковых листов, выполненных в технике литографии. Профессор Михаил Афанасьевич Таранов, мастерскую которого она оканчивала, порекомендовал показать рисунки самому автору, находившемуся в это время в Комарово, на творческой даче писателей. «Встреча произошла в дружеской обстановке, – вспоминает Елена Михайловна. – Абрамову особенно понравился сюжет застолья с Маней-маленькой. Он очень смеялся, глядя на эту работу». Итогом встречи стало желание писателя издать «Пелагею» и «Альку» с этими иллюстрациями. Обязательным условием, которое поставил Федор Александрович, была поездка в Верколу, на фоне которой и происходило повествование, на что Елена с радостью согласилась. И вот в 1980-м году уже дипломированный художник едет на родину Абрамова, на этот раз с вместе Дмитрием Вайнманом. Перед отъездом состоялась вторая и как оказалось последняя встреча с Федором Александровичем и его женой Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой в их квартире на Васильевском острове. Там же они договорились о встрече на в Верколе.  Федору Александровичу было очень важно, чтобы молодые художники увидели местный быт, людей, чтобы почувствовали атмосферу северной деревни.

«И я направилась с Дмитрием Моисеевичем в те края. Сразу восхитились этими местами: очень понравились сама деревня, река Пинега! Поселились в очень колоритной избе – в деревне много таких было, – у племянницы Федора Абрамова Ефимьи [1], которой на тот момент исполнилось 80 лет. Мне помнится, в деревне ее называли Офимья. Она рассказывала очень образно и остроумно, с характерным северным говором».   

Утро в Верколе начиналось с пленэра. Елена Михайловна и Дмитрий Моисеевич ходили по деревне, рисовали. Ездили за Пинегу в Артемиево-Веркольский монастырь, как им сказали – «первостатейный», в то время в нем был детский интернат. Перевозил их туда молодой человек, бывший моряк, и они смотрели абрамовскую «пекарню Пелагеи». «Я ходила по следам абрамовских персонажей! – рассказывала Елена Михайловна. – Получили большое удовольствие, побывав там… Эта поездка очень много нам дала и наполнила нас незабываемыми впечатлениями!»

Ближе к отъезду молодых художников в Верколу приехал Абрамов. Елена Михайловна показала ему рисунки, и он одобрил их. Началась новая работа. Подготовили макет книги, который тоже понравился Федору Александровичу, – на форзаце весной 1983 года он написал: «Леночка, верю, книга будет». 14 мая весть о смерти Абрамова остановило проект, книга тогда издана не была.

Иллюстрации Елены Михайловны Натаревич к неизданной книге в 2019 году вошли в собрание Архангельского краеведческого музея, а в 2020 году Дмитрий Моисеевич Вайнман передал музею несколько своих веркольских зарисовок 1980-го года, которые также были приняты в музейный фонд.

Выставка «Переполненный Россией. В поисках правды», открытая в 2020 году в историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные Дворы» Архангельского краеведческого музея к 100-летнему юбилею Ф.А. Абрамова, начинается с зала «Литература», где впервые представлены эти работы Елены Михайловны Натаревич.

Решение о переиздании «Пелагеи» и «Альки» с иллюстрациями Елены Михайловны стало логическим продолжением выставочного проекта и одновременно символичным событием – книга увидела свет 50 спустя, в Год Абрамова в Архангельской области.

И все-таки рукописи не горят…


Подробнее о книге


[1] Клевакина Ефимья Федоровна (28.09.1903 – 28.03.1990), героиня рассказа «Офимьин хлебец», действительно приходилась племянницей Ф.А. Абрамову, хотя была намного старше его. Федор Александрович часто бывал у нее в гостях, любил беседовать с ней. Муж её ушёл на войну в 1941 году и не вернулся. Осталась одна с пятью детьми. Награждена медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».