7-8 декабря состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Журналистика и формирование образов прошлого и настоящего: проблемы, эффекты, прогнозы».
Место проведения: Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, на базе кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью.
Направление программы: Гуманитарные, социальные и политические науки.
Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию журналистского образования на Русском Севере.
© Овчинникова Тамара Валентиновна,
ст.преподаватель кафедры журналистики
Предмет «Основы издательского дела»
Сборники работ как фактор повышения научной компетенции студентов на примере выпуска книг «Очерки»
Период с 1912 по 2017 годы.
Считается, что молодежь в современных условиях развития общества не читает или читает мало и только электронные издания. Похоже на правду, но не совсем, опрос студентов нашего университета показал, что примерно 40% все-таки предпочитают «бумажную» книгу (1).
Книга даже в наше технически оснащенное время является источником информации, причем в большинстве своем – достоверной информации, в частности, научные издания, энциклопедические и справочные.
Книга по стандартам издательского дела является книгой, если оснащена соответствующим аппаратом: имеет библиотечную каталожную карточку, библиотечные коды, международный стандартный номер книги, аннотация, копирайты и выпускные сведения об издателях и полиграфическом исполнении. В настоящее время в книгу ставят QR-код и штриховые коды для более быстрого ознакомления с ней в интернете, для продажи в магазинах и онлайн-торговли.
Вряд ли в ближайшее время – 10-20 лет – изменится отношение к бумажной книге в худшую сторону, хотя действительно тиражи выпускаемых книг в стране сократились, средний тираж в 500 экземпляров уже никого не удивляет и составляет 50% от общего количества выпущенных книжных изданий, но количество выпускаемых наименований растет (2).
Еще одной актуальной значимой формой развития книжной индустрии становится система «самиздата» - самопубликаций, когда при отмене цензуры и лицензирования издательских предприятий автор сам пишет, сам издает и сам продает свою книгу. Но, как было отмечено выше, никто не отменял издательских стандартов, и чем больше книга соответствует им, тем выше вероятность того, что она будет замечена экспертами книжной отрасли и читающей публикой, что очень важно при нынешнем состоянии гражданского общества, когда человек самореализуется, в том числе и в литературном творчестве.
И никто, кроме профессионального издателя, не сможет качественно подготовить рукопись к печати, а готовят их в высших учебных заведениях, в том числе в Северном (Арктическом) федеральном университете (3).
Литература и журналистика – практически смежные направления, часто журналисты становятся писателями, к изданию своих книг многие приходят после завершения журналистской карьеры. Так, заслуженный работник культуры, начинавший профессиональный путь в журналистике Виктор Толкачев стал известным на Севере писателем, издавшим не один десяток книг. Член Союза журналистов РФ, ставший и членом Союза писателей, Сергей Доморощенов выпустил уже более 5 книг, которые с теплом были приняты общественностью. Перечислять фамилии людей из журналистского сообщества, переключившихся на литературу, можно долго, вывод таков: журналисту легче стать писателем, он обладает определенными навыками сбора, хранения, воспроизведения информации. Поэтому чтобы заинтересовать студента – будущего специалиста и привлечь его внимание к книжной отрасли, в рамках курса «Основы издательского дела» мы выпускаем печатные версии книг, которые студенты сами пишут и сами издают.
Проект «Очерки о людях, внесших значительный вклад в историю и развитие Архангельской области» начался в 2012 году как заключительная практическая часть теоретического курса «Основы издательского дела» на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова. Решение основной задачи: профессионализация обучения — строилась по принципу «знай — учи — делай». И группа студентов осваивала профессию не только журналиста, но и редактора, корректора, книжного дизайнера.
Но книга — это не просто скрепленные листы бумаги. Это прежде всего духовная пища, особенно полезная для молодых людей. А получать знания от историков и краеведов — особенно важно для будущих журналистов. Так возникла идея готовить книжные издания в серии «Очерки о краеведах» (4).
С 2012 по 2015 год вышло 3 выпуска книги «Очерки о краеведах». Этот книжный проект дает возможность узнать больше о тех, кто бережно сохраняет историю края. Всего опубликовано 46 очерков об историках, архивистах, краеведах, сохраняющих память о нашем крае.
Когда я задумывала проект, то ставила перед собой три задачи. Первая – проект «зачетный», то есть по окончании изучения предмета курса студенты должны самостоятельно подготовить к изданию книгу. Теоретическая часть курса представляет собой цикл лекций, которые знакомят студентов с историей возникновения книги и книгопечатания, редакционно-издательским процессом. А практическая часть как раз и состоит в том, чтобы будущие журналисты смогли на практике применить полученные знания: уметь разработать концепцию издания, продумать содержательную часть, дизайн и обложку будущей книги. В этом проекте участвуют все студенты курса, у каждого свои функциональные обязанности, как в профессиональной книжной редакции: кто-то взял на себя обязанности литературного редактора, кто-то – художественного, технического, у кого-то лучше с русским языком и взял корректуру книги, а кто-то – верстку и создание издательского оригинал-макета.
В результате совместной работы получается книга, которая не просто становится объектом для «зачета», но и носит социальную значимость, имеет общественно-полезный смысл. В этом подходе кроется решение второй задачи: практическое применение знаний и умений. Так как основная работа у меня как специалиста проходит в литературно-издательском центре «Лоция», то задуманные книги представляет собой очерки о людях нашей области.
Если говорить о серии «Очерки о краеведах», то мы знаем книги этих людей, пользуемся ими, а о самих краеведах читатели практически нет доступной информации, поэтому наш со студентами книжный проект дает возможность узнать больше о тех, кто бережно сохраняет историю края. Книга состоит из интервью с историками, журналистами, преподавателями, архивистами, которых объединяет любовь к родине и желание издавать книги по краеведению
Авторы – они же студенты кафедры журналистики САФУ, своих героев попытались показать через призму собственного восприятия. Очерк – художественно-публицистический жанр, где главным является даже не то, какие факты журналист подберет, а как он их переосмыслит, представит читателю. Конечно, многих героев очерков видение молодого журналиста могло удивить. Так, Евгений Фёдорович Колтовой, прочитав текст, сказал, что сам себя видел совершенно по-другому, однако менять ничего не стал, ведь таков его образ в глазах автора. Герой одного из очерков, учитель и журналист Михаил Копица, называет себя скорее популяризатором знаний о нашем крае, то есть тем, кто излагает историю в простой и интересной форме.
Героями серии книг стали краеведы не только из Архангельска, но из Пинежского, Плесецкого и Каргопольского районов. Оказалось, что в глубинке области работа по сохранению памяти о родном крае тоже не стоит на месте. Собственными силами создаются музеи, а учителя средней школы в селе Конёво (Плесецкий район), например, собрали материал и выпустили книги «Живые свидетели войны» и «Позабытые, позаброшенные».
Деятельное участие в сборе информации для указанных книг приняли и школьники. Стоит отметить, что «омоложение» интереса к краеведению превращается в своеобразную тенденцию. Музеи и другие организации сейчас активно проводят конкурсы по краеведческой тематике среди школьников, и, когда ребята из области присылают свои работы, жюри отмечает среди них большое количество качественных исследований. И такой интерес, понимание того, что без памяти о прошлом мы не сможем построить будущего, со стороны молодежи не может не радовать. Особенностью второго выпуска книги «Очерки о краеведах» стало и то, что к книге прилагается диск с записью интервью студента Ивана Литомина с составителем книги Тамарой Овчинниковой о проекте и людях, которые занимаются краеведческой деятельностью в нашей области.
Сборник «Очерки о людях» (5) построен по-другому принципу. Если предыдущие три года на кафедре журналистики по курсу «Основы книгоиздательского дела» выходили сборники, посвящённые краеведам Архангельской области, то этот – о людях, которые работают в некоммерческих организациях или занимаются социальной работой и благотворительностью. Он является частью социального проекта «Расширение общественной поддержки НКО и развитие партнёрства» в рамках программ, реализуемых Центром социальных технологий «Гарант» (координатор проекта Анастасия Чепиль). Материалы представлены студентами 4 курса кафедры журналистики
Я давно задумала подготовить к изданию подобную книгу, так как в моём окружении очень много людей, работающих в социально-ориентированных НКО и решающих социально-значимые задачи. Это и волонтеры, и мамочки, не бросившие своих больных детей, а изо всех сил помогающие ребёнку стать полноценной личностью в непростых жизненных условиях (как Наталья Алистарова), и прекрасные женщины, будучи инвалидами, не растерявшие силу духа и обаяние, поэтому ставшие замечательными спутницами жизни своим молодым мужьям (как Ирина Нонфоджи) и другие люди, своим примером показывающие желание и умение жить так, как это достойно настоящего человека.
Следующий сборник под названием «Очерки о поэтах и писателях Архангельское области. Литературное имя Поморья» (6) студенты подготовили в год, когда Архангельская область праздновала юбилей – 80 лет со дня основания края. Культурные страницы нашего региона богаты целым созвездием блестящих литературных имен, многие из которых, к сожалению, незаслуженно забыты современными людьми. В 2012 году мы со студентами провели опрос на тему "Каких писателей и поэтов вы знаете?" (7). Всего было интервьюировано 121 человек разных возрастных категорий. В возрастной группе «студенты и школьники» 35% опрошенных (21 человек) не смогли вспомнить ни одного писателя из Архангельска. Из современных же авторов студенты и школьники назвали А. Денисова (3 человека), а также архитектора и писателя Ю. Барашкова; каргопольского поэта А. Логинова; барда и поэта В. Скрипниченко; мезенского земляка В. Личутина; детского писателя из Котласа В. Чиркина; архангельского фантаста А. Тутова; писателя и журналиста В. Чубара (его назвали поэтом) и А. Беднова. 36% респондентов на заданный вопрос ответили – «никого». Самыми популярными ответами в этой возрастной группе были Ф. Абрамов (6 человек) и С. Писахов (4 человека), а также Н. Рубцов и Е. Коковин. Из современных авторов работающая молодёжь г. Архангельска читает произведения В. Матонина, Н. Журавлева, поэта В. Дранникова, работы В. Булатова, писателя В. Толкачева, М. Костромитиной, поэтессы Н. Князевой и детского писателя А. Усачёва. В возрастной группе «люди среднего возраста (до 50 лет)» в ответах также лидировал наш поморский сказочник С. Писахов (13 человек). На втором и третьих местах по популярности были писатели Ф. Абрамов (6 человек) и Н. Рубцов (5 человек). Теплые отзывы о творчестве О. Фокиной оставили 6 человек. Из современных авторов среднее и старшее поколение архангелогородцев интересуется произведениями Ю. Барашкова, В. Толкачева, В. Матонина, В. Личутина, Н. Жернакова, А. Париева, В. Булатова, Г. Попова и В. Чубара. Архангелогородцы пенсионного возраста в основном называли фамилии Ф. Абрамова (6 человек) и Н. Рубцова (2 человека). Знают и любят творчество Марфы Кривополеновой, Б. Егорова и Е. Коковина (по одному человеку). По популярности ответов в тройке лидеров находились: С. Писахов (назвали 15 человек), Ф. Абрамов (11 человек) и М. В. Ломоносов (10 человек), а также Б. Шергин и Н. Рубцов.
Восполнить пробел в знаниях о писателях и поэтах Архангельской области должен помочь этот сборник, который можно использовать как справочно-информационное издание. Он адресован не только студентам и школьникам в их учебе, но и библиотекарям, преподавателям, воспитателям образовательных учреждений, всем людям, интересующимся культурой и литературой нашего края, вспомнить давно забытые имена авторов, прославивших нашу область прекрасным литературным творчеством.
Очередной сборник студенческих работ под название «Добрый праздник» (8) вышел по инициативе студентов, которые захотели не просто собрать информацию, а стать полноценными авторами собственных произведений – сказок. Эту книгу готовили полностью студенты: и тексты, и иллюстрации, и верстку, и редактуру, и корректуру. Задача меня как преподавателя состояла лишь в том, чтобы проверить соответствие издательским стандартам и отпечатать тираж. Тема детской литературы также злободневная не сегодняшний день: в Архангельской области выходит слишком мало книг для маленьких — за 2015 год вышло всего 8 книг детской литературы (9).
Книга получила благоприятные отзывы от родителей, чьи дети с удовольствием читали или слушали эти сказки.
Следующий сборник под названием «Очерки: из прошлого – в будущее» (10) появился в результате прочитанной студентами книги «В 2017…».
В 1967 году, когда жили мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних студентов-журналистов – авторов этой книги, в Агентстве печати новости (АПН) под названием «В 2017 году…» вышел ежегодный сборник (на русском, английском, французском, испанском языках). В нем – мечты советских людей о светлом коммунистическом будущем.
Что сбылось, что не сбылось – студенты, прочитав репортажи, очерки и заметки о будущем, которым грезили люди в XX веке, анализируют нынешнюю ситуацию в мире – насколько приблизились люди в своих мечтах в прошлом веке к реалиям современной жизни века нынешнего. И пытаются угадать будущее через 50 лет – в 2067 году.
Все книги, подготовленные к изданию студентами, выпущенные по всем издательским стандартам и, согласно федеральному и региональному законам «Об обязательном экземпляре документов» переданы (определенное законом количество) в Российскую книжную Палату (Москва), Архангельскую книжную палату (Архангельск).
Таким образом, студенты, готовя информационные материалы для книг и работая над издательским макетом, получают необходимые знания, с помощью которых грамотно и профессионально выстраивают коммуникации с издательскими и полиграфическими структурами.
Также важно отметить, что работая над книгами, студенты обучаются собирать, анализировать материалы, воспроизводить их в книжном виде. Эта работы повышает их научную компетенцию, что, несомненно, положительно отражается на их профессиональной деятельности.
Все книги из серии "Очерки" находятся в свободном доступе в группе "Издательство "Лоция" в социальной сети ВКонтакте.
1. Опрос был проведен в 2014 году в рамках курса «Основы издательского дела», принимали участие 45 респондентов в возрасте от 12 до 60 лет.
2. Данные отраслевого отчета «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития», - М.: Ассоциация книгоиздателей, 2018 год.
3. Высшая школа социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью, дисциплина «Основы издательского дела»; кафедра литературы, специальность «Издательское дело»
4. Очерки о краеведах - http://lotsiya.ru/kraevedy. Режим доступа: 2.09.2018.
5. Очерки о людях - http://lotsiya.ru/obzorknig/1007-ocherki-o-ludyah. Режим доступа: 2.09.2018 г.
6. Очерки и поэтах и пистелях Архангельской области. Литературное имя Поморья - http://lotsiya.ru/obzorknig/1096-lit-imya-pomoriya. Режим доступа: 5.09.2018 г.
7. Опрос - http://lotsiya.ru/news/243- sovremennye-pisateli. Режим доступа: 02.09.2018 г.
8. Добрый праздник - http://lotsiya.ru/obzorknig/1011-dobryprazdnik-book. Режим доступа: 02.09.2018 г.
9. Архангельская книжная палата, 2017 г.
10. Очерки: из прошлого в будущее - http://lotsiya.ru/news/1135-new-book-ocherki-is-proshlogo-v-budushee. Режим доступа: 2.09.2018 г.