На вопрос "КТО ТАКОЙ КРАЕВЕД" отвечает Андрей Викторович Репневский – Заслуженный работник высшей школы, доктор исторических наук, профессор.
Вы один из заместителей Краеведческой ассоциации Архангельской области. Как Вы оцениваете областное краеведческое движение?
Современное краеведческое движение Архангельской области довольно многочисленно и разветвлено. Краеведы - творческие и увлеченные люди. Они работают не по обязанности, а по внутреннему убеждению. В этом их сила. Местная пресса частенько публикует их статьи, музеи организуют с ними встречи, школьные музеи базируют на краеведческих материалах свои экспозиции. Можно говорить о том, что краеведы востребованы современным обществом. Но, к сожалению, не всем обществом интересуются публикациями краеведческого характера, как правило, те, кому за 40. Большая часть молодежи не оглядывается на прошлое, не считает нужным его сохранять.
Краеведы добираются до таких территориальных глубин и таких деталей истории своих местностей, до которых никогда не докопаться профессиональным историкам. Их армия покрывает область сетью с достаточно елкой ячеей. Профессиональных исследователей – историков с научными Отечества и Родного края степенями в области, в сравнении с армией краеведов, очень мало. Их всего-то человек 30, если не считать работников краеведческих музеев, и почти все они сосредоточены в Архангельске. Они все порождение городской культуры. Глубинки не чувствуют. Число ученых историков с числом краеведов соотносится примерно как 1 : 10.
Краеведы плодовиты, так как лучшие из них уже в пенсионном возрасте и более или менее свободны от повседневных забот о хлебе насущном. Они могут целиком посвятить себя любимому делу. Профессиональные же историки практически все заняты преподавательской работой в САФУ. Учителя, часть которых причастна к краеведению, тоже занятые люди. (Преподаватели и учителя минимум 6 часов в день и 6 дней в неделю работают по специальности, а в остальное время заполняют бесполезные бюрократические формы для Министерства образования и науки РФ). Эта часть их деятельности начисто убивает желание творить
Итак, плюсы краеведения состоят:
а/. В массовости движения;
б/. В его распространенности по малым городам и весям области и, значит, в близости к народу;
в/. В относительной свободе рук (отсутствии необходимости трудиться за зарплату) и возможности посвятить себя любимому делу, невзирая на лица;
Но…есть и минусы. Краеведы разобщены в отличие от плотного сообщества профессиональных историков.
Кроме того, многие краеведы – самоучки или люди, обучавшиеся методике и методологии исследований в «стародавние времена». Им недостает глубоких и широких знаний всеобщей и отечественной истории, философии, политологии, социологии, правил составления родословных, умения составить опросный лист, норм сбора материалов «устной истории», а также умения анализировать, систематизировать, обрабатывать полученные сведения и оформлять научный аппарат.
Эти недостатки, при хорошем фактическом материале, часто мешают сделать самостоятельные нешаблонные выводы. Выводы часто аналогичны школьным учебникам или случайно прочитанным книгам того или иного идеологически ангажированного направления. Во многих трудах краеведов не хватает философского осмысления материала.
Возможно, что на самом деле это не такие уж и минусы, хотя именно эти факторы и отличают краеведов от профессиональных историков. В любом случае, публикации краеведов дают историкам-профессионалам богатый фактический материал с мест, который ими пока недооценен.
Краеведам необходимо активное участие в краеведческой ассоциации. В ее рамках можно было бы апробировать свои изыскания, обменяться мнениями, поучиться современным методикам и методологии сбора и обработки данных (учиться никогда не поздно и не зазорно), связать единой логикой действия краеведов и профессионалов.
Нужно ли сегодня изучать прошлое Архангельской области? Ведь все изучено. Можно ли сегодня сделать сенсационные открытия изучая прошлое нашего края?
Прошлое любой части населения планеты Земля можно и нужно изучать и включать это «найденное» прошлое в региональную историю, вплетать в ткань событий страны и всего мира. Сейчас много говорят и пишут о самоидентификации наций, народностей, отдельных родов и даже личностей. На мой взгляд, самоидентификация и состоит в том, чтобы найти и не терять свою родную ниточку в этом мировом полотне истории. На этом поле краеведам есть, где развернуться – полотно истории имеет большие прорехи. В нем не хватает многих нитей.
Историки копаются в прошлом, живут в настоящем, а думают о будущем и тем уже участвуют в его реальном конструировании. Власти, к сожалению, часто не прислушиваются к голосу истории, а историки это переводчики и рупор этого голоса. Их задача докричаться до власть имущих. Потому историк – очень нужная профессия, по необходимости постоянно раздражающая власти.
Крупные открытия в истории, как и во всех других науках, совершаются крайне редко, на это рассчитывать не стоит. Но все в мире относительно! То, что считается мелким в масштабе мировой истории, для отдельно взятой семьи, села, района, города, области может быть настоящей сенсацией. Однако, не советую целенаправленно гоняться за сенсациями. В этом термине есть налет рекламы, когда из мухи делают слона. Отдельный даже яркий (внешне сенсационный) факт обычно ничего не доказывает. Новые неизвестные обществу исторические данные обычно собираются по кирпичику из многих фактов. Из этих кирпичиков и строится здание новой концепции. В процессе такого строительства много больше кропотливого труда, чем сенсационности.