"КРЫЛЬЯ СЕВЕРА". АВТОР - Сергей Суровцев. Тираж - 300 экз.
СОДЕРЖАНИЕ
Легенда авиации Русского Севера
Первым архангельским летчиком стал Дмитрий Михайлович Вершинский. Он родился 10 ноября 1898 года в Архангельске. Уже в начале двадцатого века он был довольно популярной личностью в городе. Впервые его имя упоминалось в архангельских газетах зимой 1911–1912 годов, когда Вершинский стал победителем городских соревнований конькобежцев и лыжников. Дважды ему вручали «Золотой кубок».
Русский летчик Гражданской войны
В 1918 – 1919 гг. на полевом аэродроме в Березнике базировался Славяно-британский авиакорпус, в составе которого воевал известный русский летчик, штабс-капитан царской армии Александр Козаков. Он прославился в Первую мировую войну как бесстрашный ас, лично сбивший 17 самолетов противника и 15 – в групповых воздушных боях. 9 марта 1915 г. в районе Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия) он совершил второй в истории авиации таран и при этом благополучно вернулся на базу.
Пионеры полярных полетов
Впервые в мировой авиации воздушная разведка лежбищ морского зверя была осуществлена в середине 20-х годов. И совершил этот полет в горло Белого моря известный полярный летчик Михаил Сергеевич Бабушкин, первым выполнивший благополучную посадку на лед. В 1928 году он участвовал в поисках знаменитой экспедиции Нобеля, в 1934-м – в спасении экспедиции парохода «Челюскин», в 1935-м – в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко», в 1937-м – в высадке группы полярников И.Д. Папанина и поисках пропавшего в Арктике самолета С.А. Леваневского. М.С. Бабушкина по праву считают пионером отечественной полярной авиации. А началась его полярная одиссея с воздушной разведки лежбищ тюленей в Белом море...
Крылатые тридцатые
Романтическая молодежь Архангельска, где традиционно были сильны морские традиции, настойчиво стремилась осваивать небо. В городском аэроклубе, открытом в марте 1934 года, не было отбоя от желающих стать летчиками, активно работала парашютная вышка. За шесть лет работы аэроклуба было подготовлено 209 пилотов, 33 инструктора, 535 мотористов, механиков и авиатехников.
Лешуконский аэропорт
В сентябре 1935 года первый самолет прилетел в Койнас. Это был гидроплан. Вся деревня прибежала к реке, чтобы посмотреть на диво. Летчики рассказывали жителям о самолете, этом чуде техники в то время. Говорили, что ребята должны хорошо учиться, расти сильными и смелыми. Это событие ошеломило тогда всю деревню, его еще долго обсуждали в школе, и мальчики мечтали стать летчиками. Мечта сбылась у Владимира Лешукова, брата художника П.П. Лешукова – в дальнейшем он летал на больших самолетах.
Посещение музея
Невозможно переоценить значение музея авиации для жителей Архангельска, особенно для воспитания подрастающего поколения. Сохранение истории является государственной задачей, а гражданская авиация играет огромную роль для Русского Севера. В этой связи особенно актуально дальнейшее развитие музея, который бережет память о северных летчиках прошлого и настоящего.
Первый вертолет над Северной Двиной
В Архангельск первый вертолет Ми-4 с бортовым номером СССР-А31 прилетел 20 июля 1956 года. Он приземлился в аэропорту Кегострова, вызвав небывалый ажиотаж у авиаторов и населения поселка. Пилотировал вертолет летчик Федор Усачев. В состав экипажа входили мурманский инструктор И. Петин и техник Энгельс Прокшин.
Заполярный аэропорт
В один из ясных январских дней 1933 года дней первозданную тишину голубых просторов над «красным городом» – Нарьян-Маром нарушил незнакомый гул воздушного мотора. Сделав несколько кругов, архангельский летчик Дмитрий Вершинский на самолете «Сталь-2» впервые приземлился на льду реки Печоры. Перед этим в Нарьян-Мар был направлен опытный северный летчик Михаил Правилов с заданием подготовить ровную площадка для приема самолетов.
Первый пилот ненецкой авиации
У истоков создания ненецкой авиации стояли председатель Ненецкого окрисполкома Иван Павлович Выучейский и секретарь окружкома партии Иван Яковлевич Проурзин, которые поняли необходимость воздушного транспорта в тундре и инициировали решение этого важного вопроса в Москве.
Северное небо в годы войны
После 24 августа фашисты прорывались к Архангельску еще пять раз. С середины сентября вражеские бомбардировщики ни разу не приблизились к Архангельску – наши истребители показали им «кузькину мать». Командиру истребительного полка майору А.И. Гальченко было присвоено звание Героя Советского Союза. За 1942 год на объекты Архангельска было совершено шесть массированных налетов авиации противника, в которых участвовало до 250 тяжелых бомбардировщиков Ю-88 и Xe-111. На город было сброшено 96 фугасных и 20 тысяч зажигательных бомб.
Мечты сбываются
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Геннадьевич Федоров очень доволен, что по воздушному мосту Архангельск – Нарьян-Мар курсирует такой комфортабельный самолет. Он уважает авиаторов еще и потому, что его отец был летчиком. Знает всех командиров экипажей, так как часто пользуется их услугами. Мне неоднократно приходилось общаться с И.Г. Федоровым в самолете и в неформальной обстановке. Как-то раз, при подлете к аэропорту Нарьян-Мара я объявил по громкой связи:«Уважаемые пассажиры, просыпайтесь! Через десять минут наш самолет совершит посадку в аэропорту Нарьян-Мара. Игорь Геннадьевич, вас ждут великие дела!».
Вылет запрещаю
– Однажды, – начал Юсуп Шайгарданович, – первый секретарь Архангельского обкома КПСС Борис Вениаминович Попов в сопровождении двух своих чиновников и начальника Управления гражданской авиации Ю.А. Юркина собрался на рыбалку в Кепино. Там, на берегу реки стоял домик, и была подготовлена площадка для вертолета.
Полярная эпопея летчика Фариха
В годы Великой Отечественной войны летчик-испытатель Фарих выполнял особые задания командования. За ратные подвиги Фабио Брунович награжден двумя орденами Отечественной войны первой степени и медалью «За боевые заслуги». Начав в 1930 году, он тридцать пять лет отдал авиации. Налетал без аварий восемь тысяч часов, освоил 25 летательных аппаратов. Летал на самолетах К-5, У-2, Р-5, Р-6, УТ-1, УТ-2, ТБ-1, ТБ-3, ПС-84, МБР-2, Ил-2.
Личное мужество
Проявив самообладание и выдержку, экипаж вступил в переговоры с преступником. Он сумел убедить его в необходимости посадки самолета на территории СССР для дозаправки. В аэропорту были задействованы дополнительные силы: пассажиры и экипаж были благополучно эвакуированы. Угонщик отказался покинуть самолет и, не желая сдаваться властям, привел в действие взрывное устройство. Он получил многочисленные ранения, от которых скончался в пути следования в больницу.
Вертолет над морем
Генрих Семенович Новохацкий является одним из пионеров вертолетной авиации Русского Севера. Более тридцати лет он поднимал в небо винтокрылые машины, работая на бескрайних просторах Ненецкого округа, Восточной Сибири, Кольского полуострова и других регионов России. Неудивительно, что бывалый пилот мог рассказать немало интересного о своей летной жизни. К тому же он оказался человеком, беззаветно влюбленным в профессию вертолетчика, и прекрасным собеседником.
Удачная рыбалка
Инженер 313-го летного отряда, заядлый рыбак Гурий Константинович Чуркин по всем правилам приготовления сварил на костре настоящую рыбацкую уху из окуней и хариусов, не забыв добавить в ведро с душистым варевом стаканчик водки. Он же потом организовал ночлег в уютном домике, считавшемся у авиаторов базой отдыха. Особых удобств в нем не было, спали мы на широких деревянных скамейках, но кто на это обращал внимание? За ужином, конечно, рассказывались любопытные истории и байки из жизни летчиков, которые я, за давностью времени, не запомнил.
Где можно покурить?
Где-то на середине пути в пилотскую кабину постучали. Бортмеханик Николай Онучин открыл дверь и увидел до боли знакомое лицо.
– Извините, мужики, курить хочется – спасу нет. Где можно покурить? – спрашивает Филимон – пардон, Михаил Евдокимов.
В воздухе всякое бывает
И самолет вошел в облачность. Просвет быстро кончился, в кабине стало темно, и мы включили ночное освещение. Что там было! Нас окружили зигзаги разноцветных молний, которые дико бились в окна, пытаясь проникнуть в кабину. В дело вступили мощные вихревые потоки воздуха. Самолет затрясло так, что казалось – отвалятся крылья!
Dream Liner
Свой замечательный, элегантный самолет летчики любовно называли маленькой «тушкой», стилягой, маленьким «туполем» … С красавцем Ту-134 неразрывно связана вся их сознательная жизнь. Для них это был поистине Dream Liner – лайнер мечты! Просто песня какая-то.
Не хлопайте дверью!
Трещина в покрывном слое приводит к изменению режима и плана полета. При развитии трещина может перейти на силовой слой, и возникнет экстремальная ситуация. Так, мурманский лайнер, летевший в Москву, совершил вынужденную посадку в Архангельске.
Одним словом – небо!
– Романтики было больше, когда был молодым, – с улыбкой произнес Владимир Андреевич. – Прежде всего, это работа, а риски есть в каждой профессии, связанной с транспортом. Конечно, когда летишь над белоснежными облаками, встречаешь солнечные рассветы и провожаешь оранжевые закаты – такую красоту нельзя наблюдать равнодушно. Необыкновенное чувство свободы. Одним словом, небо!
Архангельск-Минск
Когда мы проезжали станцию Ерцево, я невольно вспомнил разговор с попутчиком московского поезда, который произошел несколько лет назад. Он рассказал мне необычную историю из его жизни:
– Знакомые места. В Ерцево я «мотал срок» в колонии – сказал Виктор и замолчал, окунувшись в воспоминания. Он внимательно вглядывался в темноту вечера, словно хотел найти там что-то из своего прошлого.
Верасень
Идея создания музея в Ракове появилась у Янушковича после того, как он побывал в Театре-музее Сальвадора Дали в испанском Фигарасе. Именно тогда Феликс решил оставить столицу Беларуси и перебраться к себе на малую родину, в Раков, где упорным трудом создал сокровищницу истории и культуры.
Пристегните ремни!
Незаметно наша яхта достигла берега, и неутомимые путешественники пересели на автомашину. Вскоре мы выехали из деревни Кекова и, ощутив чувство голода, решили сделать привал. На пустынном пляже Мурат поджарил на походном мангале вкусный шашлык из молодого барашка, и мы жадно поглощали его с помидорами и пышными лепешками. А запивали мы этот деликатес красным виноградным вином.
Взлет
Однажды был такой забавный случай. В 1994 году наш экипаж Ту-134 стоял в плане полетов для выполнения рейса на Новую Землю. Там уже была зима, и мы соответственно оделись во все теплое: меховые шапки, шубы, унты. Прибыли в аэропорт Талаги, прошли медицинский осмотр – все, как полагается. Вдруг ситуация резко изменилась, и начальство направляет нас лететь в Сочи. Делать нечего, полетели. Прилетаем в Сочи – там жара, запах магнолий, люди ходят в легких одеждах, ботиночках... А мы притопали в авиационно-диспетчерский пункт в шубах и унтах; все смотрят на нас, как на чудаков, улыбаются. Хорошо, что стоянка была немногим более часа – заправились, посадили пассажиров и улетели в Архангельск.
Репортаж из пилотской кабины
Я мысленно представил себе, что самостоятельно выполняю полет на вертолете Ми-8. Принял решение, что буду взлетать по-вертолетному в зоне влияния воздушной подушки. (Бывает еще по-самолетному – когда большая загрузка).
С высоты птичьего полета
И все-таки остается загадкой, почему у птиц так много навигационных средств? Вероятно, для страховки – если подведет одна система навигации, помогут другие. А возможно, держать курс только по силовым линиям магнитного поля им труднее, чем по звездам и солнцу.
Так или иначе, птицы – как и летчики – всегда возвращаются в родные края, домой…