Хроники инженера Суетина

Что бывает, когда технарь по профессии и по духу берётся за исторические расследования? Правильно – систематизированный «по полочкам» материал.

Но такая «сочная» выжимка как раз и впечатляет читателя. Так и вышло у инженера Бориса Суетина, который выпустил уже два переиздания книги «Северодвинск—Севмаш. Хроника событий». Книга в четкой хронологической последовательности знакомит нас с основными событиями нашего северного города со дня его основания до наших дней. За краткими строчками — громадные свершения корабелов и строителей. Кстати, в своем увлечении историей Суетин «винит» именно «Северный рабочий». Почему? Об этом и многом другом мы беседуем с ним накануне Дня города.

 

 

Из конструкторов — в историки

— Борис Петрович, вы ведь начали увлекаться историей, когда руководили проектно-конструкторским бюро Севмаша?

— Скажу сначала, что я — коренной северодвинец, поступил на предприятие после окончания Севмашвтуза в 1984 году и, как говорят, прошёл путь от простого инженера КО до главного конструктора Севмаша, проработав в этой должности семь лет — с 2004-го по 2011-й. А заниматься созданием хроники начал в 1998 году. И заметьте: поводом послужила публикация в «Северном рабочем» хроники «Судострой — Молотовск — Северодвинск» корабела «Звёздочки» Александра Багрецова. Её «СР» публиковал в преддверии 60-летия города. Я её вырезал, а потом вручную набрал на компьютере и стал добавлять сведения, которые узнавал из истории Севмаша. Постепенно вошёл во вкус и написал довольно объёмную хронику.

Когда приблизилось 70-летие города, я призадумался: почему бы не выпустить книгу, тем более что родное предприятие в издании мне готово помочь? Первым показал свой труд главному технологу Севмаша Олегу Максименко. Он посоветовал добавить больше фактов об истории именно города. Но где взять описание событий Северодвинска? Тут меня осенило: конечно же, из подшивок «Северного рабочего» (до 1956 года — «Сталинец», «Сталинец Судостроя»), который отражал каждодневную жизнь города. Благодаря поддержке В.И. Стуровой я начал работать с подшивками в краеведческом музее. Каждые выходные в течение полугода изучал пожелтевшие страницы, а самые интересные факты фиксировал. И вот в 2009-м вышла первая книга тиражом около 250 экземпляров, которая разошлась по знакомым и по библиотекам. С этого момента я почувствовал себя историком, а не просто любителем.

— Как вышло, что инженер всерьёз занялся гуманитарной сферой?

— Во-первых, я ещё в школе любил историю. Во-вторых, нагрузка на работе была колоссальная, приходишь домой — а в голове чертежи да схемы. Изучение истории стало отдушиной. В-третьих, в 90-х годах открылся огромный массив информации о Северодвинске. Когда я шёл работать на завод в 1978 году, я не знал, что там строят атомоходы, хотя моя мама Анна Дмитриевна проработала там всю жизнь. Первое упоминание о том, ЧТО на самом деле строят наши заводы, было в 1984 году. И опять-таки — в вашей газете! Тогда министр обороны Дмитрий Устинов, прикрепляя к знамени Северодвинска орден Ленина, сказал сенсационные по тем временам слова: «Океанскими путями идут могучие суда, спущенные со стапелей вашего предприятия». Впервые Северодвинск стали называть городом корабелов.

 

Золотой век

— Говорят, были анекдотичные ситуации, когда специалисты Севмаша, выезжая в командировки в другие города, на вопрос: «Что производится на вашем заводе?» — отвечали: «Спички». Вот такая секретность.

— Да, наш город и создавался именно как город-завод. Первостроители высадились на голое место (здесь было болото и то, что осталось от монастыря) с целью возвести крупную судоверфь. Уникальность Северодвинска в том, что здесь создавался атомный подводный флот СССР. Это город государственного значения. Взять хотя бы внимание первых лиц страны: у нас бывали Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, Борис Ельцин, Дмитрий Медведев, Владимир Путин. Правда, не успели до нас доехать Михаил Горбачёв, Константин Черненко и Юрий Андропов, хотя Михаил Сергеевич был на кораблях Северного флота в Мурманской области. Каждое десятилетие, начиная с 1940-х годов, выпускалось отдельное постановление правительства о развитии Северодвинска, в город вкладывались немалые деньги. К нам стремились попасть специалисты со всей страны. Поэтому город представлял, как бы сказали американцы, уникальный плавильный котёл из образованных людей и интеллигентов, прибывших из разных мест. В золотой век Северодвинска — к середине 1980-х — население города достигло 250 тысяч человек (для сравнения: к 2015 году нас было 185 тысяч). Главной проблемой было обеспечение жильём.

— И, пожалуй, редко где в стране дома возводилось такими темпами.

— В 70—80-е сдавали почти по кварталу в год-полтора. И это не только жилые дома, но и детские сады, школы, магазины. Темпы были сумасшедшие.

Газета в советское время много писала про строительство — тема-то была открытая. Помню, в 1986 году, когда уже заговорили о перестройке и гласности, в ЦКиОМ проходили публичные слушания по будущему генплану Северодвинска с 1996-го по 2003 год, то есть почти на 20 лет вперёд. Северодвинск должен был прирасти чуть ли не наполовину — границы города должны были подойти к Водогону. Планировалось проложить трамвайные пути, даже место для депо выделили на пересечении бульвара Строителей и улицы К. Маркса. Уже начали возводить новый домостроительный комбинат, так как существующий КСКМ не справлялся с нагрузкой. Это позволило бы выйти на рекордные темпы — до 300 тысяч кв. метров жилья в год (а в лучшие годы было до 120 тысяч)! Планировалось, что к 2000-м годам в Северодвинске будет жить более 350 тысяч человек. Темпы были ускоренные (на Севмаше строили до 4—5 подводных лодок в год), а планы — грандиозные. Но этот полёт подрезали распад СССР и перестройка.

 

Привязка к заводам

— 90-е годы — сложный этап…

— И они показали, что без заводов город существовать не сможет. В отсутствие государственного оборонного заказа мы потеряли очень много людей. Работы не было, корабелы оказались в тяжелейшей ситуации. Вместо зарплаты выдавали хлеб и талоны на питание. Многие уехали из города. Если на Севмаше в советское время работало 45 тысяч человек, то всего за несколько лет эта цифра уменьшилась в два раза — до 20 тысяч. Чудо, что удалось сохранить производственную базу и костяк специалистов. В то время первополосные репортажи газеты посвящены забастовкам, митингам, чрезвычайным заседаниям.

— А ведь молодое поколение не очень-то интересуется историей Северодвинска, города с непростой судьбой. Ходят на экскурсии во время зарубежных поездок, но не бывали в городском краеведческом музее. Рассуждая о том, что собираются уезжать, говорят: «А что тут делать?». Может быть, стоит ввести в школьную программу такой предмет, как «Регионоведение»?

— Историю преподавать, конечно, нужно, это добавляет любви к родному краю. Но, как показал мой опыт работы в ПКБ (а в моем коллективе в былые времена работало до 1 300 человек), людей удержать можно интересной работой, достойной зарплатой и качеством жизни. Если всё это есть, ты не уедешь. Я впервые за последние годы с удовольствием прогулялся по старому городу, где вместо кривых деревяшек появляются стройные новостройки. И это здорово! Начинаешь снова верить в перспективы Северодвинска, тем более что и на заводах есть работа.

 

Многодетный дедушка

— То есть вы, Борис Петрович, не строите планов на отъезд?

— Нет, я уезжать отсюда не собираюсь. Во-первых, потому что я — многодетный дедушка. У моей дочери Юлии пятеро детей, старшему 10 лет, младшему один месяц. Моя дочь, наоборот, жила с мужем в Петербурге, но вернулась в Северодвинск, чтобы быть поближе к нам. Сын Константин тоже предпочёл остаться в родном городе, у него растёт полуторагодовалая дочь. Так что у нас с супругой Мариной Михайловной очень насыщенная жизнь с шестью внуками! Поэтому год назад я принял решение уйти на пенсию, сосредоточиться на семье, на даче…

— И на дальнейших исторических исследованиях?

— Конечно. В 2013-м в заводской типографии было выпущено второе, дополненное издание хроники. Но всё-таки в хронике правят цифры, факты и даты. А сейчас я думаю идти от фотографии. Подобрать исторический снимок — и дать к нему информацию. Мечтаю всё это объединить и выпустить красочный фотоальбом. Ещё одна задумка — книга «Кто есть кто в Северодвинске». Собрал более 350 персон, которые оставили свой след в истории города — видные корабелы, историки, политики, депутаты, строители, медики, деятели культуры. Опираться в этой работе тоже хочу на газетные публикации разных изданий. Но дать не сухие факты биографии, а журналистские статьи, чтобы человек раскрылся как личность.

Серьёзный интерес к истории у меня появился благодаря общению с замечательными личностями — Леонидом Шмигельским и Лидией Черняевой. А на издание книг меня вдохновляли и помогали Александр Бобрецов, Надежда Попович, Александр Бурлов, Наталья Фёдорова, Александр Холодов и другие.

 

 

ФАКТЫ ИСТОРИИ

Октябрь 1936 г. (через 4 месяца после прихода парохода «Иван Каляев») построено 10 двухэтажных домов, несколько рубленых бараков. Смонтирован первый коммутатор телефонной связи.

Январь 1941 г. — заключённых Ягринлага — 31 116 человек.

Август 1941 г. — в небе над Молотовском обнаружен первый с начала войны немецкий бомбардировщик «Ю-22». С наступлением темноты предприятия, учреждения, дома подлежат светомаскировке.

26 октября 1941 г. — открыта городская библиотека.

Февраль 1943 г. — праздничные подарки молотовчан к годовщине Красной Армии. Голодающий город делится с фронтом последним.

Апрель 1944 г. — на заводе № 402 подписан акт сдачи ВМФ первого полностью построенного на верфи корабля проекта 122А «Штурман».

Январь 1950 г. — открыт дом ребёнка на 60 мест, где разместились первые 10 малышей.

Январь 1966 г. — в городе около 700 личных легковых автомобилей и 800 мотоциклов.

Февраль 1971 г. — за 4 года (с 1966-го по 1970-й) в Северодвинске сдано: 112 жилых домов, 261 794 кв. метров дорог и тротуаров, 6 школ, 17 дошкольных учреждений, Дом культуры на Яграх, широкоформатный кинотеатр, три спортивных зала, музыкальная школа, городская баня, 21 магазин и 28 столовых и ресторанов. А также: молокозавод, мясокомбинат, рыбоперерабатывающий цех, здание Госбанка, водоочистные сооружения, профилакторий для строителей, первая очередь телефонной станции. На Рикасихе строится птицефабрика.

21 февраля 1991 г. — решением Архоблисполкома Северодвинск объявлен городом, открытым для въезда граждан СССР.

30 мая 1995 г. — Федеральное агентство по делам о несостоятельности приняло решение о вступлении в силу процедуры добровольной ликвидации Управления строительства № 17, построившего Северодвинск.

1 октября 1995 г. — в городе зарегистрировано 8 634 безработных — 5,5% от трудоспособного населения, что в 2,5 раза больше, чем в среднем по России.

Автор статьи: Наталья Трофимова

 

Подробнее о книге читайте в разделе «Обзор книг»