Доброе дело переимчиво

Сегодня детская школа народных ремесел хорошо известна не только в Архангельской области, но и по всей России и даже за рубежом. А ведь когда-то ее основатель и бессменный директор Владимир Бурчевский сомневался в возможности создания такой необычной школы, где детей будут обучать премудростям народных ремесел и знакомить с историей культуры и духовным наследием предков. «Мне казалось, что я мечтал о невозможном», – говорит Владимир Николаевич. Но несмотря на все трудности перестроечного периода мечте народного мастера Владимира Бурчевского было суждено сбыться.

С Владимиром Николаевичем мы встретились в его школе, «школе Бурчевского». Под этим названием деревянный двухэтажный дом на улице Чумбарова – Лучинского и известен всем архангелогородцам. Дверь с расписной табличкой «директор» (такие таблички здесь на каждой двери) была гостеприимно приоткрыта: чувствуется, что атмосфера здесь добрая, почти семейная. В другие помещения все двери тоже открыты: и везде – светло, красиво, чисто, стены светлого дерева украшают лоскутные и тканые половички. Вся школа напоминает гостеприимный деревенский дом, хозяева которого каждого хорошего и доброго человека приглашают в гости.

Кабинет директора показался мне очень уютным: добротный деревянный стол, такие же стулья, книги и награды на полках. Сделано все очень по-русски и просто, добротно. Несмотря на особую обстановку, от времени здесь не отстают – вот и включенный ноутбук на столе, и телефон с факсом. Незадолго до моего прихода директор как раз говорил по телефону о готовящейся выставке народных ремесел. «Работаем, работаем», – сказал он про себя, когда мы еще только договаривались о встрече.

Встретил меня Владимир Николаевич очень просто и радушно. Так же просто, но вдумчиво народный мастер рассказал, как стал счастливым и почему честность – самое главное в человеке.

Владимир Николаевич Бурчевский родился в 1946 году в Архангельске. Однако семейные обстоятельства сложились так, что пятилетнему Володе с матерью пришлось уехать в деревню Белополье Лальского района Кировской области, что граничит с Вилегодским районом Архангельской области. В этой небольшой деревне, затерянной среди полей и холмов, прошло все детство мальчика. В доме своего деда Захара Васильевича будущий народный мастер впервые почувствовал пробуждающийся интерес к народному творчеству. В доме почти вся крестьянская утварь была сделана умелыми руками деда: и лапти, и корзины, и посуда: тогда-то мальчику и захотелось научиться делать необходимые в деревенской жизни предметы своими руками, и судьба пришла ему в этом на помощь.

Будучи школьником, Владимир Николаевич познакомился с известным в округе мастером Феодосием Николаевичем Сухановым, который и поделился с ним своим опытом по плетению из бересты и корня, передал знания по заготовке природного материала. Это были первые шаги юного подмастерья. Кстати, именно плетение из бересты и осталось для Владимира Николаевича главным и самым любимым из всех народных ремесел, какие ему еще привелось освоить в жизни.

–Навсегда запомнилась любимая народная поговорка Феодосия Николаевича: ремесло за плечами не виснет, – вспоминает Владимир Николаевич. – Только с годами понял я ее глубокий смысл и воспринимаю теперь эти слова как завет и присоединяю их к завещанию моего первого мастера – наставника, сыгравшего огромную роль в моем профессиональном выборе.

Уже много лет спустя, в 2006 году, Владимир Бурчевский напишет и издаст книгу о народных мастерах Поморья, нелегком и благородном пути возрождения старинных северных ремесел и своей судьбе со звучным и емким названием: «Ремесло за плечами не виснет»... За эту книгу он будет удостоен звания лауреата Ломоносовской премии.

Но не сразу Владимиру Николаевичу пришлось заниматься своим любимым делом, к которому у него лежала душа. В июне 1962 года юноша окончил восемь классов, и перед ним встал вопрос, что же делать дальше. Мама посоветовала сыну уехать в Архангельск, к родной тётё, и там учиться. Так после многих перипетий и случилось. «Я хорошо помню дату своего приезда в Архангельск – 28 августа. Прием во все учебные заведения уже закончился, и я не смог никуда поступить», – вспоминает Владимир Николаевич.

Однако знакомые все-таки помогли устроить молодого человека в архангельское профтехучилище №8 (ныне это морской лицей им. Орешкова). Правда, и выбирать уже не приходилось: Владимира Николаевича определили в группу судовых плотников – столяров, где ребят учили самым простейшим столярным и плотницким операциям. Например, дипломной работой будущего народного мастера была простая табуретка.

После двух лет учебы в училище и вечерней школе (чтобы не терять времени, молодой человек постарался одновременно с получением профессионального закончить и среднее образование) Бурчевского по распределению направили на работу в Северное морское пароходство. Вначале он работал судовым столяром на большом грузовом судне «Правда», но его вскоре списали, и юноше пришлось поработать и матросом, и помощником боцмана на буксире «Пурга». Пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем мечта, связанная с занятием народными ремеслами, начала осуществляться.

Перелом в судьбе произошел в начале 70-х годов, когда Владимир Бурчевский пришел на предприятие «Беломорские узоры», где талант мастера был по достоинству оценен. С первых дней работы на предприятии Владимир Николаевич получил должность мастера цеха художественной обработки дерева.

С этого момента начались и многочисленные командировки и экспедиции в районы Архангельской области, где Владимир Николаевич знакомился с народными мастерами и сам обучался новым ремеслам, перенимал опыт, налаживал сотрудничество. Так, постепенно освоил он и изготовление красноборских туесов, и пижемских ложек, и каргопольской игрушки.

Однако самым счастливым временем своей жизни Владимир Николаевич считает десять лет, которые были посвящены обучению детей народным ремеслам в кружке декоративно – прикладного творчества в только что открытом (в 1980 году) областном Дворце пионеров и школьников. «Буду учить детей тому, что умею сам. Без молодежи, без прилива сил народному ремеслу не выжить», – решил он тогда. Здесь осуществлялись новые идеи Бурчевского – учителя: организовывались летние экспедиции для учеников в места бытования ремесел, семинары, открытые уроки для педагогов.

–Учить детей ремеслу интересно, хоть и хлопотно, - говорит он. – Меня всегда вдохновляла работа с детьми, потому и называю эти годы самыми счастливыми в своей жизни.

Со временем мастерской во Дворце пионеров стало не хватать, и Владимир Николаевич задумался об осуществлении своей давней мечты – создании специализированного учреждения – дома ремесел, где можно было сосредоточить воедино наработанные знания и опыт. Годы перестройки были не самым лучшим временем для этого, но тем не менее в 1990 году местные власти приняли решение о создании в Архангельске экспериментальной школы народных ремесел. Уже в 1991 году школа впервые открыла свои двери для ребят.

Сегодня Владимир Николаевич — народный мастер, заслуженный работник культуры и Почетный Гражданин города Архангельска, лауреат премии президента России в области образования. Но самыми значимыми для себя Владимир Бурчевский считает региональную общественную награду «Достояние Севера», лауреатом которой народный мастер стал в 2009 году, и орден русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым его наградил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Я всегда за что брался, то старался выполнять, – говорит о себе Владимир Николаевич. – Главное – быть честным по отношению к себе и другим. Честный человек достойно пройдет свою жизнь». Наверное, благодаря этой честности, которую народный мастер считает самым важными человеческим качеством, и были сохранены живые традиции народных промыслов Русского Севера.

За плечами Владимира Бурчевского уже более 30 лет работы в сфере образования. Главным в обучении всякому ремеслу Владимир Николаевич считает строгое соблюдение традиционной технологии, приемов и рецептов, проверенных временем и выверенных не одним поколением мастеров. «Одним словом, главное сохранить свое неповторимое национальное своеобразие, присущее Северу», - говорит он.

Делом всей жизни для Владимира Бурчевского стало возрождение традиционных ремесел нашего северного края. Не будучи писателем, народный мастер написал книгу «Ремесло за плечами не виснет»: чтобы рассказать о том, как народные умельцы сумели сохранить первозданность и красоту предметов народного творчества, как донесли до наших дней секреты своего мастерства.

–Доброе дело переимчиво, – считает Владимир Николаевич. – Так говорили раньше, говорим мы и сейчас. Пожалуй, мало кто скажет теперь: эка невидаль - лапти сплести, корзину сделать. Потянулись люди к народному искусству, почувствовали в нем нравственную силу, а в изделиях народного быта – практическую пользу.

В автобиографической книге Бурчевского есть приложение «Берестяные чудеса», в котором мастер дает практические уроки по берестяному делу. Это приложение положило начало серии «Мастер – класс «Ремесло за плечами не виснет». В этой серии в память о мастере Александре Степановиче Рюмине Бурчевский издал книгу «Глину не мять – красоты не видать».

– В этих мастер - классах я буду раскрывать ремесло непосредственно от имени мастера, – рассказывает он. – Ведь дело не в том, что я такой умный и все знаю, а в том, что обобщаю все эти знания, переданные мне мастерами, которых я застал в жизни.

Пожалуй, жизнь Владимира Николаевича Бурчевского – это удивительный пример того, как может осуществиться мечта, живущая в сердце деятельного человека. Ведь ничто не дается нам даром – за каждым большим и малым успехом лежит кропотливый, каждодневный труд, ценить который учат ребят в школе Бурчевского. Через преодоление препятствий, которые готовит нам судьба, лежит путь к претворению в жизнь мечты, а от осуществления ее зависит и человеческое счастье.

– Я счастливый человек, потому что всю жизнь посвятил любимому делу, – говорит Владимир Бурчевский. – В моей жизни совпали любимая работа и увлечение. Счастлив я еще и потому, что у меня много учеников и соратников и что сегодня действительно существует преемственность народных ремесел. Сам я теперь уже любуюсь, как мои ученики работают в качестве преподавателей. Когда-то я свою эстафетную палочку взял у мастеров и передал ученикам, а теперь уже мои ученики передают ее другим ребяткам.

Ольга Истомина