Александр Николаевич Бурлов: От Гайдара – и по улице родной
«Что есть сама по себе улица? Улица есть улица. Коробки домов стоят. А если подумать, то каждая улица хранит память о каком-то крупном событии. И в каждом доме живут люди, среди которых обязательно есть какая-нибудь интересная личность».
Так размышляет Александр Николаевич Бурлов, журналист и краевед, проживший в Северодвинске 70 лет своей жизни и по праву считающий этот город своей малой родиной. В «старом городе» он знает тут каждую улицу, каждый двор, каждый закоулок. Он знает историю Северодвинска, наверное, лучше, чем кто-либо другой.
Побеседовать с нашим героем я пришла в редакцию «Вечернего Северодвинска» издательства «Северная неделя» в городе Северодвинске, где Бурлов трудится уже не первый год. Дело было накануне Нового года, а потому в помещении царила особенная атмосфера – наряженная елка, мишура… разве что деда Мороза со Снегурочкой не хватает. Хотя нет, был там и дед Мороз на входе, не настоящий, конечно, а пластиковый, но и такой подойдет для создания праздничного настроения.
Наш с Александром Николаевичем разговор состоялся в каминной – том месте, где проходят еженедельные планерки редакции. В этом месте, где наш журналист и краевед получил десятки заданий за годы работы, он и рассказал мне о своей деятельности, работе, хобби и о том, как все эти аспекты его жизни переплетаются вместе.
Краеведение начало интересовать журналиста много лет назад. Когда-то давно, еще в конце пятидесятых годов прошлого века, Александр Бурлов пришел на День Рождения к своему другу. Пришел немного раньше назначенного времени. И что же привлекло внимание будущего краеведа? Конечно же, книжные полки. Не буду предполагать, что же это было – случайность или воля судьбы, но первой книгой, которую Александр Николаевич наугад выбрал из множества других, стал томик Аркадия Гайдара. И начал его пролистывать. Александр Бурлов, естественно, и раньше читал его книги, но не было у него на тот момент представления о том, что Гайдар жил и работал в Архангельске.
«Листаю, смотрю газетный очерк «Шумит Мудьюга», а в конце приписка: «Правда Севера». Смотрю дальше, фельетон «Фельдъегерь», и опять с пометкой: «Волна», Архангельск. И тут я подумал, как так – рядом жил такой известный писатель, а я о нем ничего и не знаю. Захотелось узнать».
А ведь очень вредно чего-то не знать, если очень хочется. Поэтому Александр Николаевич тут же отправился в северодвинскую городскую библиотеку в поисках информации о пребывании Гайдара в нашей области, но безрезультатно. Затем в архангельские библиотеки – и опять ничего.
Тут стоит отдать должное нашему в то время еще начинающему краеведу – такие трудности лишь пробудили в нем интерес. Да и в редакции «Правды Севера» ему сказали: «Вы молодой – так и займитесь этим делом. Потом напишете». И Александр Николаевич занялся и написал. Он стал рыться в архивах, изучать документы, вел переписку и встречался с людьми, которые каким-то образом пересекались с Гайдаром, в частности имел возможность общаться с женой и сыном Аркадия Гайдара. В процессе поиска нужных фактов краевед выступил на архангельском телевидении, которое в то время только открылось. Все это Александр Бурлов проделывал не зря – отклики не заставили себя ждать.
Плодами всех этих трудов стали две книги авторства Александра Николаевича Бурлова, обе под названием «Гайдар на Севере», 1973 год. Второе издание, по сути это была уже новая книга, разошлось тиражом в 10 тысяч экземпляров. Вот так появилось краеведение в жизни нашего героя. Но его интерес к личности Аркадия Гайдара на этом не иссяк, и Александр Николаевич еще и защитил университетский диплом по Гайдару, а также написал сценарий «Журналист, писатель, воин», ставший основой первой художественно-публицистической передачи Архангельского телевидения (январь 1964). А за заслуги в воспитании подрастающего поколения удостоен Знака Гайдара (1989), учрежденного ЦК ВЛКСМ. Аркадий Гайдар был, безусловно, яркой личностью, и можно с уверенностью сказать, что начало краеведческой деятельности Александра Бурлова было тоже весьма заметным.
Еще одним ярким эпизодом в жизни краеведа Бурлова стал выпуск его книги «А ты мне, улица родная…» (2000 год). Сам он говорит, что с нее, по сути дела, и началось его настоящее краеведение. Но тут же поправляется – нет, все же оно началось с Гайдара. Тем не менее, эта книга стала для автора большим прорывом. История о том, как в голову журналиста пришла идея издать подобную книгу тоже довольна занимательна.
Александр Николаевич частенько рассказывал на летучках и на планерках в «Вечернем Северодвинске» различные байки, эпизоды из жизни, всякие курьезные случаи. На что Вячеслав Васильевич Белоусов – генеральный директор издательства «Северная неделя» – однажды сказал ему: «Так напишите об этом». Действительно, почему бы и не написать «о Молотовске-Северодвинске, о друзьях-товарищах и немного о себе»? Поначалу книгу отрывками печатали в газете, но вскоре стало ясно, что объем ее слишком велик, и на публикацию ее в таком виде уйдет больше года, да и жанр не совсем газетный. И тот же Белоусов изыскал возможность выпустить ее отдельным изданием.
«А ты мне, улица родная…» издали тиражом в две тысячи экземпляров, но автор сначала посчитал, что это даже слишком много, так как книги в то время плохо покупали – 2000-ый год, голодное время. Тем не менее, весь тираж быстро разошелся, люди стояли в очередях ради того, чтобы получить заветный том. Был заказан дополнительный тираж – еще две тысячи экземпляров. В итоге – четыре тысячи. Это был своеобразный рекорд по продаже какой-либо художественной книги в Северодвинске за последние 10 лет.
И сейчас Александру Николаевичу частенько задают два вопроса: «Где купить книгу?» и «Когда выйдет новая?» Ведь автор, по его словам, в конце книги, неосторожно сделал пометку «Конец первой части» И в настоящее время он усердно работает над тем, чтобы читатели все же смогли встретиться с ним вновь уже на страницах второй части.
«У меня не было уверенности в том, что я быстро напишу вторую часть, – делится журналист, – но я и не думал, что все растянется на десятилетие».
Дело в том, что деятельности Бурлова-краеведа, можно сказать, «мешала» деятельность Бурлова-журналиста. Ведь журналистика для Александра Николаевича – это работа, а краеведение – всего лишь хобби. В краеведении он лишь любитель, а не профессионал, а потому основная деятельность отнимала у него большую часть времени.
«Я не хотел порывать с газетой. А газета – это такая вещь, которая затягивает полностью. К тому же там еще и существуют жесткие сроки. Вот вчера надо было сдать статью в номер, не получалось, а надо. Пришлось и ночью, и в воскресенье поработать», – рассказывает наш герой. Кроме того, по мнению журналиста, работа в редакции во многом дисциплинирует: «Я знаю, что мне надо придти к девяти часам, и не буду валяться в постели, не буду ночью смотреть телевизор допоздна».
Как бы то ни было, в настоящее время Александр Николаевич работает над второй частью «Улицы родной», хоть говорить о скором ее завершении и издании пока что рано.
Дело в том, что его журналистские публикации часто касаются краеведения, и многие из них найдут отражение в продолжении вышеупомянутой книги. «Мне стоило чуть-чуть поменять технологию, надо было так писать для газеты, чтобы это были практически главы, а я разбрасывался по разным статьям. Теперь нужно все это в порядок приводить», – размышляет краевед. Мы будем надеяться, что Александр Николаевич все же в скором времени издаст вторую часть своей книги на радость своим читателям.
Во многом ему способствует в работе и жена. Елена Семеновна помогает в подборе нужных документов, газетных вырезок, нередко находит адреса старожилов города и даже иногда подсказывает тему для какой-либо главы. Она тоже ветеран города и живет в нем с 1953 года. «Жена уже настроена на этот поиск», – говорит Александр Николаевич». Что тут сказать, после долгих лет совместной жизни супруги просто обязаны были научиться мыслить в одном ключе, как говорится, муж да жена – одна сатана.
Дочь героя очерка, Наталья Александровна Бирюкова, работает в том же издательстве, что и отец – в «Северной неделе», но уже в газете «Дачная». По его стопам она пошла только касательно журналистики, краеведческой деятельностью напрямую не занимается. Но к этому увлечению Александра Николаевича относится вполне лояльно, с уважением. Иногда помогает в отдельных эпизодах его поиска.
О своей книге «А ты мне, улица родная» автор говорит так: «Я думал, что она будет интересна только моим сверстникам – почитать о том, как мы жили, о нашей молодости. А оказалось, что она коснулась людей всех возрастов, разных поколений, потому что у кого-то там рассказывается про папу, у кого-то про маму. На меня обрушился сразу шквал звонков, вопросов, и я понял, что книга пользуется большим успехом».
Большой отрадой для Александра Бурлова является подрастающее поколение. «Появляется много молодых и любознательных ребят – школьников, студентов», – говорит он. Журналист иногда помогает ученикам с написанием рефератов или других работ на краеведческую тему. Также Александра Николаевича радует то, что у него есть и молодые читатели, которые интересуются временами молодости своих родителей, бабушек и дедушек. «Бывает, подойдет кто-нибудь, скажет: «А я вашу книгу читал, вы там о моей маме написали», вспоминает краевед. Можно также сказать, что молодежь в какой-то степени вдохновляет писателя на его работу. Ведь пока плоды его трудов востребованы, художник будет творить. А если они востребованы новым поколением – творить хочется с новыми силами.
Новикова Яна