28 апреля состоялось прощание с автором книг о лётчиках, художником, подполковником ФСБ в отставке, членом Российского общества историков-архивистов и культурно-просветительного общества «Норд» и добрым другом нашего издательства Суровцевым Сергеем Викторовичем.
Из Автобиографии С.В. Суровцева:
Суровцев Сергей Викторович родился 9 марта 1948 года, уроженец города Архангельска. Образование высшее. Окончил: Архангельский лесотехнический институт в 1971 г., Высшие курсы КГБ СССР (Минск) в 1972 г., Высшую школу КГБ СССР (Москва) в 1977 г., Университет марксизма-ленинизма (Архангельск) в 1979 г.
Сергей Суровцев. 1966 год, 11 класс 22-й школы г.Архангельска
Коренной помор. Мой отец родился в беломорском селе Ненокса, мать – в таежной Лешуконии. Со школьных лет я занимался фотографией, в молодости стал кинолюбителем. В зрелом возрасте увлекся живописью, провел 4 персональных выставки. Мои картины находятся в частных коллекциях жителей Архангельска, Минска, Санкт-Петербурга, Англии, Германии.
Сергей Суровцев. 1972 г. Высшие курсы КГБ СССР г. Минск
С 2003 года занимаюсь писательской деятельностью и краеведением в области авиации Севера. Пишу книги об Архангельске, авиации и контрразведке. Являюсь членом Российского общества историков-архивистов и Добровольного культурно-просветительного общества «Норд» (с 2012 года).
Участвовал в научно-практической конференции «Архангельская область в контексте Российской истории» - 2012 г., в конкурсе «Моя малая родина» - 2013 г., научно-практической конференции «Архангельский Север в истории России» - 2013 г., научно-практической конференции «История органов безопасности на Севере России» - 2013 г., в выпуске первого сборника «Очерки о краеведах» - 2012 г.
С.В. Суровцев, С.И. Шубин, С.Н. Доморощенов
Посещаю «Лекторий Великая война и Архангельский Север» и другие мероприятия по линии культурно-просветительного общества «Норд» и Российского общества историков-архивистов. Оказываю помощь Архангельскому музею авиации Севера в сборе материалов по истории архангельской авиации.
Деятельность культурно-просветительного общества «Норд» считаю весьма полезной и плодотворной. Мероприятия, проводимые в обществе, всегда интересны, своевременны и заметны в городе. Публикуемые в журнале «Известия Русского Севера» материалы наполнены глубоким содержанием и смыслом, пользуются популярностью у читателей.
Члены культурно-просветительного общества «Норд»
Награды: медали «За безупречную службу в органах КГБ СССР», «60 и 70 лет вооруженных сил СССР», «Отличник погранвойск», юбилейный орден «За заслуги в обеспечении национальной безопасности», почетный знак «За заслуги в обеспечении авиационной безопасности», памятные медали «80 и 90 лет гражданской авиации России», «50 лет космонавтике», «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову».
Много публиковался в федеральных изданиях «Воздушный флот» и «Гражданская авиация», в лешуконской газете «Звезда» и других архангельских газетах. Регулярно печатаюсь в журнале «Известия Русского Севера».
В своей творческой деятельности большое внимание я уделяю архангельским летчикам. Авиация всегда занимала в России особое место. Невозможно переоценить ее роль и значение для жителей Русского Севера с его тысячами километров непроходимой тайги и бескрайней заполярной тундры. У меня много друзей среди архангельских летчиков, с которыми я не один десяток лет поддерживаю добрые отношения. Это заслуженные пилоты России Гагарский Н.П. и Лавренюк И.Р., заслуженный штурман России Иванов А.В. и другие. Они внесли огромный вклад в развитие северной авиации и вошли в историю гражданской авиации России.
Романтика полета! Действительно, профессия летчика, в буквальном смысле слова, витающего в облаках, – романтична и привлекательна, трудна и почетна. Но, вместе с тем, она является опасной и рискованной. Осознание этого, ответственность за жизнь пассажиров в полете наполняют работу летчиков гордостью и духовным смыслом.
Мною написано 15 художественно-публицистических книг. Среди них «Серебристое облако», «Крылья Севера», «Незримые грани» и другие. Главными героями рассказов являются интересные люди, с которыми я встречаюсь на своем жизненном пути. Независимо от их профессии и социального положения. Это может быть летчик и проводник поезда, профессор и матрос, контрразведчик и таксист. Но обязательно он должен быть профессионалом своего дела и просто хорошим человеком. При этом я часто сопровождаю рассказы своими картинами и рисунками.
Сколько раз я говорил себе: «Все, заканчиваю с писательством. Я уже все сказал. Тем более что так трудно доставать деньги для издания книг». Но проходило немного времени, я успокаивался и вновь открывал свой верный ноутбук. В памяти всплывали какие-то истории из жизни, происходили новые встречи с неординарными людьми. Да и вообще – вокруг там много интересного!
Обо мне написаны статьи в газетах: «Воздушный флот» №49-2004 г., газета «Транспорт России»-2004 г., Архангельское книжное обозрение «Книгочей» №1-2011 г., сборник «Очерки о краеведах»-2012 г.
Мои книги имеются в библиотеках и музеях Архангельска и Лешуконского, в частных коллекциях земляков и жителей других городов России, Беларуси, Венгрии и США. Их изучают на уроках литературы ученики моей родной архангельской школы № 22 и раковской средней школы (Минская область, Беларусь).
СУРОВЦЕВ Сергей Викторович
ДОН КИХОТ ОТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
Сдержанное поведение, иезуитское спокойствие, холодный зондирующий взгляд. Детекторы лжи, протоколы допросов… Каких только деталей не припишет образу сотрудника спецслужб боязливое воображение несведущего человека! У страха, как водится, глаза велики, а современный масскульт и индустриальный фольклор лишь способствуют созданию карикатурного портрета чекиста в общественном сознании.
Щелкает дверной замок – и подполковник ФСБ в отставке, а ныне писатель и художник Сергей Суровцев развенчивает хрестоматийные предрассудки и стереотипы о сотрудниках многозначительной конторы. «По натуре я человек открытый, – признается в ходе беседы гостеприимный хозяин, – так что на службе порой чувствовал себя белой вороной. С детства рос впечатлительным – в маму пошел! – даже у доски в школе выступать стеснялся…» Мифического КГБ-шника мужчина напомнил лишь однажды: когда, осведомившись, поела ли я, с психологической проницательностью уточняет: «Точно?». Но чаем все-таки угостил.
Квартира в разрушении легенды тоже участвует. В гостиной на подоконнике, по соседству с фигуркой матроса и кисточками в деревянной кружке, расположились фотографии детей и внуков. Стены увешаны картинами хозяина – из-под густых мазков ярких красок вырисовываются импрессионистские пейзажи и виды портового Архангельска. На шкафу гости уж совсем негаданные – плюшевые цыпленок и зайчик.
Сергей, Виталий, Костя и Андрей Суровцевы
Первое в жизни фото Арины с папой. 9 марта 2005 г.
Зажигая свет, Сергей Викторович неодобрительно поводит головой в сторону люстры, где не хватает одного плафона: «Два года не могу новый поставить, все книжки да книжки…»
И то правда – книжки у героя моей публикации на первом месте. Новоиспеченному выпускнику 22-й школы Архангельска Суровцеву Сереже учителя рекомендовали поступать в литературный институт в Ленинграде, он же совету не последовал: маму не хотел оставлять. А в 2002 году, когда автор уже успел заявить о себе на стезе журналистики, а знакомые начали намекать на необходимость создания литературного произведения в «полном метре», вышло в свет его первое творение – трилогия об архангельской авиации «Крутые виражи».
Сегодня на писательском счету подполковника уже девять отпечатанных и переплетенных детищ (десятая книга – «Серебристое облако» готовится к печати и выйдет весной 2012 года). Сам автор свое творческое кредо формулирует просто и без словесных вывертов: «Не люблю ничего заумного, а потому как живу, так и пишу». И пишет. О людях. Для них же.
– Я люблю людей и всем желаю добра, – признается Сергей Викторович. – Когда люди вызывают интерес и уважение, когда они достойны остаться в истории, мне всегда хочется о них написать. Такой уж я человек: нравится – пишу, а коли нет – прохожу мимо.
Любая встреча, даже самая незначительная на «замыленный» взгляд современного обывателя может послужить для Сергея Суровцева импульсом к запуску творческого механизма. Любимая дочка Ариночка, коллега по контрразведке Юрий Трубачев, попутчики из поезда Архангельск-Москва, молодой автолюбитель, подбросивший от дачи до города, – все они вне зависимости от коэффициента своего присутствия в жизни автора становятся полноправными обитателями микромира его художественно-публицистической прозы.
Рассказы о людях и событиях Русского Севера писатель всегда приправляет унцией собственного житейского опыта и щепоткой интимных переживаний. И неудивительно, ведь линия жизни этого человека порой извивалась и кривилась подобно кардиограмме бьющегося сердца. Куда там героям современных мелодрам!
Сын Андрей с женой Ириной и детьми Костей и Миланой
С подкупающей откровенностью делится Сергей Викторович с читателями той сугубо личной информацией, которую сообщать незнакомцам отважится не каждый. «Не хочу быть белым и пушистым, – прямо говорит он. – Мне скрывать нечего. Я живу честно». И рассказывает. О том, как попал в КГБ: спецслужбы приметили его в кочегарке данного ведомства, в которой он подрабатывал в студенческие годы. О трех своих браках. О пережитом инфаркте. О последних двух одиноких годах холостяцкой жизни. И о самом печальном: о смерти сына Виталия и разлуке с дочкой Ариной, которую молодая мать увезла из Архангельска без предупреждения, оставив на память лишь игрушки: цыпленка да зайчика.
Дочь Арина
Арина с папой в Архангельске. 14 июня 2017 года
Не каждый бы выдержал. А он справляется, живет. В качестве автохарактеристики Сергей Викторович, к моему удивлению, приводит слова астролога Василисы Володиной из телепрограммы «Давай поженимся!» о своем знаке Зодиака. Мол, Рыбы – натуры творческие! – порой не туда заплывают, но зато всегда делают это искренне.
«Как раз про меня!» – улыбается мужчина.
Продолжая самоанализ, писатель признается: «Если искать сходство с литературными персонажами, то я, пожалуй, Дон Кихот». Действительно, подобно Рыцарю печального образа наш герой высоко ценит честность, доброту и порядочность, а подчас и с ветряными мельницами борется. Именно это и мешает сочинителю приступить к написанию собственного масштабного произведения. «Роман писать – значит, домысливать, придумывать, или, проще говоря, врать. Не могу я так. Не мое это, – разводит руками Сергей Суровцев. – Даже работая в КГБ обманывать не научился! Хотя и лишнего, естественно, не говорил”.
После беседы литератор устремляется к своему верному ноутбуку. «Не зря же меня Бог с того света вытащил, – подводит он итог. – Значит, я должен жить! И творить». И, действительно, думается мне, у него на горизонте – новые встречи и новые рассказы.
© Мария Атрощенко. 2012 (Очерки о краеведах. Выпуск 1)
Сергей Викторович оставил после себя 19 книг о летчиках, чекистах и Северном крае:
- Крутые виражи (2003)
- Случайные встречи (2004)
- Полёт во времени (2004)
- Белые ночи (2006)
- Путевые записки (2006)
- Операция «Цезарь» (2007)
- Свежий ветер (2008)
- Двинские зори (2011)
- Очерки о контрразведке (2011)
- Серебристое облако (2012)
- Улётные истории (2012)
- Лётная погода (2013)
- Там, за облаками (2013)
- Крылья Севера (2014)
- Незримые грани (2014)
- Северный ветер (2015)
- Война в воздухе (2015)
- Незабываемое (2017)
- Опасные полеты (2017)
Издатель и автор: Тамара Овчинникова с подарком от Сергея Суровцева
Пусть земля будет пухом, а в памяти останутся теплые воспоминания...