В издательстве "Лоция" (директор Тамара Овчинникова) выходит книга, которая рассказывает о военных годах Архангельского края в начале века:

"Первая Мировая война на Европейском Севере России глазами ее участников и современников".

Небольшой сборник малоизвестных и малодоступных для современного читателя воспоминаний и очерков о событиях I Мировой войны на Европейском Севере России. Представленные в них свидетельства современников и участников тех событий помогут исправить случившуюся историческую несправедливость, когда память о самоотверженном подвиге людей той эпохи – как ратном, так и трудовом – оказалась забыта их потомками.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvarhang.jpg

(фото - Архангельск, пристань)

Издание подготовлено в рамках реализации подпрограммы № 3 «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2014-2020 годы)» государственной программы Архангельской области (Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы) при поддержке  государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр патриотического воспитания  и подготовки допризывной молодежи».

Ответственный редактор и составитель - доктор исторических наук Татьяна Игоревна Трошина.

Научные комментарии написали Т.И.Трошина и Р.А.Давыдов. Все фото, использованные в книге, эксклюзивные, из архивов Архангельского областного краеведческого музея и ГААО, а также из частных коллекций.

 

В книгу включены три очерка:

 

П.А.Варнек
РУССКИЙ СЕВЕР В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Центральное место в сборнике занимает публикуемый с незначительными сокращениями очерк П.А. Варнека «Русский Север в первую мировую войну». Сам Петр Варнек в годы войны на Севере не был, хотя имел к нему определенное отношение – его отец был известным полярным исследователем. Находясь в эмиграции, Варнек не имел возможности пользоваться документами, хранящимися в советских архивах. Однако ему были доступны другие источники: зарубежные архивы, а также  публикации и мемуары, оставленные представителями как стран Антанты (союзников России в той войне, контакты с которыми, в том числе научные, в результате последующих событий – Гражданской войны и интервенции – были практически прекращены), так и Германии. Особую ценность работе Варнека придает то, что он широко использует воспоминания и мемуары русских офицеров и чиновников, служивших во время войны на Севере России, в том числе занимавших существенные должности в военном управлении краем. Занимаясь организацией широкомасштабных работ на Севере России, эти люди владели уникальной информацией, которая проливает свет на многие события того времени.

Главы книги:

Северный край к моменту объявления войны:

Архангельск в 1914-м году.

Северная Двина и речная система.

Судоходство и промыслы. Условия навигации.

Население. Полярные экспедиции.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvpomory.jpg

(фото - Поморы на промысле)

 

1914 год

Захват германских пароходов.

Меры по обороне Архангельска.

Комитет по улучшению порта.

Закрытие Дарданелл.

Крейсерство «Берлина».

Первая услуга оленей.


http://lotsiya.ru/images/news/pmvjujm%20mayak.jpg

(фото - Жужмуйский маяк)


Подготовка к кампании 1915 года

Работы в Архангельске.

Грузовой тоннаж.

Пере­говоры с Англией.

Мурманская железная дорога.

 

http://lotsiya.ru/images/news/pmvprohod.jpg

(фото - проводка судов)

 

Начало кампании 1915 года

Подводная блокада Северного моря.

Минная операция «Метеора».

Первые жертвы и первые противомеры.

Решение о создании русских морских сил.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvsborka%20parovoza.jpg

(фото - сборка паровоза, доставленного морем)

 

Партия Траления Белого моря

Начало организации партии.

Поиски базы подлодок.

Первые походы тральщиков.

Прибытие адмирала Угрюмова.

Организация командования.

Посылка судов в Кольский залив.

Организация проводки караванов.

Взрыв «Арланзы». Непогода и морозы.

Тральщики затерты льдом.

Результат кампании.

 

http://lotsiya.ru/images/news/pmvangl%20matrosy.jpg

(фото - английские моряки)

 

Организация службы связи


http://lotsiya.ru/images/news/pmvsudno%20na%20mine.jpg

(фото - судно, подорвавшееся на мине)

 

Перевозка оружия на оленях


http://lotsiya.ru/images/news/pmvplennye.jpg

(фото - военнопленные)


Подготовка к кампании 1916 года

Залежи грузов.

План обороны и создание эс­кадры.

Меры по упорядочению перевозок.

Путь че­рез Карское море.

Переустройство Архангельского порта.

Ледокольный флот.

Мурманская железная до­рога.

Служба Связи 1-го района.

Связь с Англией.

Переход кораблей с Дальнего Востока.

Гибель «Пересвета».

Дивизия Траления.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvvarde.jpg

(фото - норвежский Вардё)

 

Начало кампании 1916 года

Английский оперативный план.

Первые выходы в море.

Начало траления.

Приход английской эскадры.

Первые пароходы.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvledokol.jpg

(фото - ледокол)

 

Изо дня в день

«У-75» ставит мины.

Гибель «Ковды».

Английские подлодки для Балтики.

Работы в Йоканьге.

Гибель «Еттон».

http://lotsiya.ru/images/news/pmvmayak%20na%20ostr.jpg

(фото - маяк на Семи островах)

 

Действия германских подводных лодок

3-я германская флотилия подводных лодок

в Северном Ледовитом океане.

Меры противодействия. Операция «У-54» и «У-56».

Организация караванов между Вардё и Мурманском.

http://lotsiya.ru/images/news/pmvpodlodka.jpg

(фото - подводная лодка на зимовке)


Организация перевозки войск во Францию

http://lotsiya.ru/images/news/pmvvera.jpg

(фото - пароход "Вера")


Конец кампании 1916 года

Взрывы на Бакарице.

Авария «Курска».

Уход англичан. «У-67».

Свертывание Дивизии Траления.

Результаты кампании.


http://lotsiya.ru/images/news/pmvdelfin.jpg

(фото - подводная лодка "Дельфин")


Зима 1916/17 годов

Реорганизация командования.

Дальнейшее усиление военно-морских сил.

Междусоюзная конференция.

Работа ледоколов. Взрыв на Экономии.

Гибель «У-76».


http://lotsiya.ru/images/news/pmvrek.jpg

(прибытие Русского Экспедиционного корпуса во Францию)


Революционные события

 

В.Визе

ВСЕМИРНАЯ ВОЙНА И АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ

Цель настоящего небольшого очерка – сохранить для истории весьма замечательную гужевую перевозку зимою 1916 года военных грузов с берегов Мурмана до ближайших в то время железнодорожных станций – Рованиеми и Улеоборга в Финляндии и Сороки в России.

К этой перевозке, происходившей на протяжении около 550 верст по весьма малонаселенной местности, были привлечены почти все перевозочные средства западной части Архангельской губернии и севера Финляндии, и воспоминания о ней, вероятно, еще долго не изгладятся в памяти населения, принимавшего участие в этой трудной работе.


А.С.Сункуев

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ «РЕКВИЗИРОВАННОГО»

Эта «реквизиция» была объявлена летом 1916 года. Десятки сибирских народностей были «реквизированы» и привлечены на тыловые работы. В том числе реквизированы были буряты. Некоторые буряты были доставлены на Западный фронт, некоторые попали в Архангельск. В начале революции буряты «дереквизировались» и вернулись домой.