Сборник статей всероссийской научной конференции «Серебряный возраст» – проблемы геронтологии в условиях проживания в приарктическом регионе» включает работы как специалистов в области изучения геронтологических проблем населения, так и молодых ученых, занимающих научными исследованиями в этой области.
Сборник статей всероссийской научной конференции «Серебряный возраст» – проблемы геронтологии в условиях проживания в приарктическом регионе» включает работы как специалистов в области изучения геронтологических проблем населения, так и молодых ученых, занимающих научными исследованиями в этой области.
География участников конференции обширна: от Якутска до Архангельска, что позволяет изучить проблемы пожилых людей, проживающих в арктическом и приарктическом регионах.
В сборнике освещены вопросы клинической возрастной патологии зрелого и пожилого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия, стратегии действий интересах пожилых людей, старшего поколения, социально-медицинских проблем, историко-культурных и философских аспектов старения.
КОМФОРТНОСТЬ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
(на примере города Архангельска)
Материалы статьи основаны на личных впечатлениях автора и беседах с несколькими людьми пожилого возраста, проживающими в микрорайонах Варавино, Соломбала и привокзальном, специального исследования не проводилось.
Век ХХ, а следом и XXI стали временем урбанистики. Стремительно разрушалась деревня, росли города. Россия, будучи преимущественно аграрной страной до середины ХХ века, в силу разных причин политического и экономического характера утратила большое количество деревень, жители которых вынуждены были стать горожанами.
Новые проблемы, которые появились в процессе урбанизации, стали изучаться в Европе и Америке, где активно развивались социальные, в т.ч. социологические, науки.
В 1975 г. американские урбанисты Уильям Уайт и его ученик Фред Кент предложили теорию, позволяющую обеспечить комфортную городскую среду для жителей, и создали международную неправительственную организацию PPS (Project for Public Spaces), которая пытается координировать усилия тех, кто может создавать успешное городское пространство – от чиновников и девелоперов (создателей новых объектов недвижимости) до активистов, а также осуществляет проекты по изучению, осмыслению и реконструкции общественных пространств, организует тренинги, семинары и мастер-классы по плейсмейкингу, которые проходят по всему миру – от Нигерии до Сербии [1].
Термин «плейсмейкинг» еще не стал популярным и понятным в нашей стране, но он предполагает создание комфортного общественного пространства для любого человека, находящегося в нем.
Городское пространство формируется людьми и для людей. Население страны стареет. Этот процесс коснулся и Архангельска, особенно в последние годы, когда закрываются многие промышленные предприятия, и безработица вынуждает трудоспособное население искать другие места проживания. В городе остаются люди более старшего возраста, так называемого «третьего возраста». Статистика показывает, что «каждый восьмой северянин находится в возрасте 65 лет и старше. Показатели рождаемости систематически уменьшаются в связи с нарастанием доли пожилых людей». Если в 1970 г. население в возрасте 60 лет и старше составляло 9,4%, то в 2002 г. – уже 16,7% [2]. Ситуация не улучшается и причин для этого много. Но готов ли город Архангельск с населением 351 226 чел. (2016) стать родным домом для всех, кто в нём живет?
Архангельск уже в XIX веке, превратившись в центр лесопильной промышленности, притягивал сельское население на свои заводы. Но этот процесс шел постепенно и заводские рабочие часто не разрывали связи с родными деревнями. 1930–1940-е гг. перемешали все российское население. В городах можно было как-то «пересидеть» сложные времена, хотя это большинству людей и не удавалось.
Архангельск как главный город Северного края, затем – Архангельской области стал развиваться также как культурно-научный центр. В то же время здесь появилась такая категория населения, как административно высланные. Для них Архангельск был изначально чужим, и лишь немногие, обладавшие хорошим образованием и позитивным взглядом на мир, находили здесь своё место.
Послевоенное восстановление, развитие промышленности, флота принесли новую волну приезжих в город, а 1960–1970-е годы объявившие «перечень неперспективных деревень», вынудили селян окончательно переселяться в города. Процесс этот активно происходит и в наше время.
Пожилое население Архангельска неоднородно. Часть его, и немалая, – коренные архангелогородцы или прожившие в этом месте большую часть жизни. Здесь у них есть родственники и друзья, давно отработаны привычные маршруты прогулок, походов в магазин, поликлинику, аптеку.
Более комфортно, безусловно, чувствуют себя жители благоустроенных квартир. Хотя и здесь могут быть дома без лифта, с некачественным коммунальным обслуживанием.
Огромные лужи после дождей вокруг домов, и не только на окраинах, ограничивают возможности передвижения, как гололед в зимнее время. Жителям деревянного ветхого жилого фонда добавляется множество коммунальных проблем.
У пожилого человека немного личных потребностей. Главной проблемой становится нехватка денег. Большинство пенсионеров стараются вовремя оплатить все коммунальные расходы, а оставшуюся часть пенсии тратят осторожно, стараясь не покупать ничего лишнего.
В перечень «лишнего» входят не только одежда, но и продукты питания. Обычно пенсионеры хорошо знают магазины в своем районе, ассортимент товаров в них и цены. Но магазины в последнее время часто меняют свое местоположение из-за высокой арендной платы или каких-либо других причин, что вызывает большое неудовольствие у покупателей – как у пожилых, так и у других возрастов.
Постоянный рост цен приводит к снижению качества тех продуктов питания, которые может себе позволить купить пожилой человек, особенно одинокий. Питание становится не только скудным, но и однообразным. Крайне редко можно встретить пожилых людей в магазинах промышленных товаров. Одежду и обувь они стараются донашивать, ремонтировать, а покупают что-то новое, когда старое уже невозможно носить. Причём выбирают модели попроще и подешевле.
Наши пенсионеры выглядят неброско и немодно на улицах своего города. Настоящей трагедией для пенсионеров становится поломка бытовой техники, даже простого утюга. Без помощи родственников замену вряд ли они будут делать.
У пожилого человека резко сужается жизненное пространство. В Архангельске мало мест, где можно просто погулять. У жителей центра города для этого есть набережная, можно выйти к реке в Соломбале, в районе улицы Галушина, есть сквер у реки в районе улицы Химиков на Сульфате, но в других микрорайонах, даже привокзальном, который близок к центру, такой возможности нет. Скамейки у подъездов почти исчезли, парков и скверов мало. Поэтому многие пожилые считают прогулкой поход в магазин или поликлинику.
Досуг пожилых – тоже одна из проблем современного города. У кого-то сохранились привычки посещать выставки, театральные постановки. Всегда можно встретить пожилых людей на таких мероприятиях. Клуб «Горожанка», а также социальные центры в округах стараются организовывать развлекательно-познавательные мероприятия для пожилых. Но принимают в них участие ограниченное количество людей, которых приглашают специально.
Жаль, что в Архангельске почти не осталось кинотеатров, да и фильмы идут по тематике, которая не интересна для пожилых. Нет в Архангельске и проката старых фильмов, хотя дома можно посмотреть видеокассету с любым фильмом, но поход в кинотеатр – это ностальгия по прежним временам, это общение с окружающими, это – психологическое включение себя в ту жизнь, которая уже ушла или уходит.
Городские праздники тоже становятся недостижимой мечтой для многих пожилых, живущих не в центре. А локальные праздничные мероприятия, которые проводятся во всех округах, часто рассчитаны лишь на молодёжь и детей.
Старожилы города всё же более адаптированы к окружающему пространству и в меньшей степени страдают от своего возраста.
Среди пожилых архангелогородцев растёт категория людей, которые переезжают в город по настоянию своих детей. Проживая в заброшенных деревнях, без медицинской помощи, конечно, они требуют ухода и заботы. Но не все выдерживают городскую жизнь, скучают без привычного окружения и быстро уходят в мир иной. Непривычным и тяжёлым испытанием для них становится городской ритм, обилие людей и транспорта, невозможность общения со всеми, кто встретится на пути. У них нет окружения, кроме родственников, что приводит к психологическим травмам.
Бабушка, привезенная детьми в город на постоянное место жительства, решила в первый день сходить в ближайший магазин. Её потрясло, что никто с ней не здоровался и не спрашивал, кто она и откуда. А в деревне каждый новый человек на виду. Привыкание к городу проходило очень сложно. Многие бывшие сельские жители часто просятся обратно, считая, что в родной деревне гораздо лучше даже без медицинской помощи. И если дети всё же не отпускают их, то остаток жизни они проводят в стенах квартиры, гуляя лишь на балконе, если он имеется.
Транспортные связи – важная составляющая городского пространства. Но в последнее время исчезли некоторые городские маршруты, удобные для людей. Автобусы сейчас не так переполнены, как в былые времена, молодёжь уступает место пожилым.
Но нет в городе электротранспорта (трамвая и троллейбуса), а нужные автобусные маршруты не всегда удобны. Куда необходимо ехать на транспорте пожилому человеку? В поликлинику, которая в стороне от дома. В магазин, где что-то можно купить подешевле, как сказала соседка. Но чаще – к детям и внукам в гости или «на работу» – нянчиться.
Для пожилых есть льгота на проезд – специальные талоны, которые бесплатно выдают социальные службы округов. Они дифференцированы по категориям, выдаются на квартал, и пенсионер по нему может ездить по всему городу. Но не все городские маршруты обеспечивают проезд по этим талонам. Поэтому пенсионеры подолгу стоят на остановках, дожидаясь нужного автобуса, замерзая и простужаясь в непогоду, опаздывая на назначенные встречи.
Городской транспорт рано завершает свою работу. После 20.00 вернуться домой, в другой район бывает очень проблематично, что вновь ограничивает возможности общения.
Улицы, заполненные потоком машин и автобусов, могут пугать негорожан, но современный пенсионер все-таки знает правила дорожного движения, а в последнее время автотранспорт города вежливо останавливается у перекрёстков, пропуская пешеходов.
Телефон, который сегодня есть у всех, помогает передать какое-то срочное сообщение, вызвать врача, например.
Но мобильный телефон, даже простейшей модели, иногда вызывает недоверие у пенсионеров. Мне неоднократно приходилось срочно приезжать к пожилой маме, чтобы в очередной раз показать нужную кнопку на мобильнике.
Подолгу разговаривать по телефону, как любят пенсионеры, мобильный телефон уже не даст, а стационарные телефоны исчезают из жизни. Обрывается еще один канал связи пожилого человека с окружающим миром.
В Архангельске появились храмы, которые посещают люди разного возраста. Многие пенсионеры, прожившие атеистами всю свою сознательную жизнь, начинают заходить в храмы, если не регулярно, то хотя бы в церковные праздники, интересуются церковной жизнью и историей.
Здесь появляется и новый канал общения, так как в храме можно встретить старых знакомых или завести новых, пообщаться со священником или просто провести время среди людей.
Городское пространство формируется природно-географическими условиями и самим человеком. Внутригородское пространство предназначено для удовлетворения потребностей человека: жилище, безопасность, общение, управление, обеспечение продовольствием и водой, санитарно-гигиенические требования и эстетическое удовлетворение – все это мы называем удобством проживания в городе.
Но пожилой человек, особенно одинокий, не может вписать себя в это пространство или ограничивает его для себя крохотным миром своего жилища и ближнего магазина. Проектировщики городского пространства не учитывают скромные потребности пожилых.
Современное развитие Архангельска меняет облик города. Исчезают знакомые улицы, дома, появляются новые сооружения, которые вызывают раздражение.
Это относится прежде всего к многочисленным торгово-развлекательным центрам, которые заполняют улицы города, но абсолютно не нужны пожилым. Если несколько десятилетий назад городские пространства были засыпаны песком и все знали, что это готовятся площадки под новые жилые районы, поэтому радовались такому процессу, то сегодня строительные площадки вызывают недовольство.
Под строительную площадку вырубаются деревья, которых и так не хватает в городе, забирается иногда очень нужное городское пространство – вставки между старыми домами, кусок набережной, площадь перед морским-речным вокзалом. При этом в городе много деревянных ветхих домов, доживающих свой век, которые могли бы заменяться на современные жилища.
Муниципальное жилье для ветеранов строится не в центре, а переехать в другой район в пожилом возрасте – всегда психологическая травма, когда рушатся многолетние связи, а новые создавать не всегда получается.
Видимо, пройдет немало лет, прежде чем город повернётся лицом к своим жителям «серебряного возраста». Необходимо создавать специальные службы не только социальной помощи, но также исследовательские, которые могли бы выявлять все проблемы и потребности горожан разного возраста, на научной основе развернуть философско-антропологическое исследование урбанизационных процессов, происходящих в Архангельске.
Урбанисты уже сумели понять горожанина: «Человек городской во многом – обособленная личность, самостоятельно делающая выбор рода и вида своего занятия, способа добычи своего хлеба насущного, этических норм поведения, убранства жилища и типа одежды. Городской человек живет бок о бок с людьми, с которыми у него нет кровнородственных связей, но есть и формируются отношения соседства.
Сосед – человек, с которым при всей близости и тесноте необходимо научиться соблюдать определенную социальную дистанцию, не вмешиваясь в его личную жизнь и не допуская его слишком близко в свою собственную. Эти отношения регулирует этикет и более жёстко – закон» [3].
При всех негативах город всё же даёт возможность пожилому человеку проще, чем в сельской местности, пережить последние свои годы – медицинская помощь, культурно-познавательные ресурсы, близкие люди, находящиеся рядом… Ведь у кого-то именно в преклонном возрасте могут появиться новые интересы.
Литература
1. Ореханов С. Что такое плейсмейкинг и как он помогает менять городское пространство. URL: http://urbanurban.ru/blog/space/383/Chto-takoe-pleysmeyking-i-kak-on-pomogaet-menyat-gorodskoe-prostranstvo.
2. Преминина Я.К. Современный демографический кризис в Архангельской области // Вестник САФУ. Серия: Естественные науки. 2010. № 4. С. 20–26.
3. Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урбанологии). URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Tyheeva/.
Смирнова Марина Александровна
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
г. Архангельск
Подробнее о книге читайте в рубрике "Обзор книг"