В современных педагогических и методических исследованиях активно разрабатываются вопросы развития личности обучающихся в их предметно-практической деятельности, а также внедрения активных и интегративных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. В этой связи выбор темы нашего исследования и ее актуальность обусловлены следующими причинами: потребностью в разработке теоретически обоснованных методических рекомендаций по введению в школьный курс литературы произведений современной русской литературы на основе контекстного и сравнительно-сопоставительного изучения произведений, включенных в действующие школьные программы по литературе и предлагаемыми авторами исследования для введения в круг чтения современных подростков, а также поиском методов и приемов повышения эффективности литературного образования школьников.
В связи с поиском произведений современных русских писателей для включения в круг чтения школьников, мы обратились теме «Природы и Человека» в современной русской литературе и к творчеству П.Г. Кренёва.
Тема взаимоотношения Природы и Человека в отечественной литература хорошо разработана как в классической литературе, так и в современной прозе в школьную программу включены произведения С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и многих других писателей, писавших о взаимоотношениях человека с миром природы. Однако современные писатели находят новые пути художественного освоения этой темы.
Тема «Человек и Природа» в современной прозе хорошо исследована в современном литературоведении, например, в трудах А.И. Смирновой, Е.Н. Бондаренко изучены основные направления и особенности эволюции русской натурфилософской прозы второй половины ХХ века [9; 1]. Обратимся к творчеству известного русского писателя, публициста, общественного деятеля – Павла Григорьевича Кренёва (Поздеева), который нашел свою, неповторимую тему – изображение поморского быта и обычаев, судеб людей и природы сурового и прекрасного русского Севера, берегов Белого моря, Поморья, Архангельского края, где писатель родился и вырос. Высоко оценивая творчество П.Г. Кренёва, известный русский писатель В.Н. Крупин считает, что П.Г. Кренёв наследует лучшие традиции русских писателей-северян: Б. Шергина, Ф. Абрамова, В. Личутина и других – в изображении Русского Севера, где «Суровая природа созидала выносливые характеры. Здесь любовь и дружба были естественными. Взаимовыручка, бескорыстная помощь, жертвенно были не доблестью, а нормой жизни» [1, с. 11].
П.Г.Кренёв – автор более 14 книг прозы, лауреат всероссийских литературных премий – Александра Невского, Н.С. Лескова, победитель фестивалей «Золотой витязь», XV Артиада народов России, «Русские мифы» (Черногория, 2018), «Русский Гофман – 2019), золотых медалей В.М. Шукшиа и М.А. Шолохова. Оригинальность творческой манеры письма, неповторимость характеров персонажей отмечают многие коллеги писателя, в том числе и переводчики. Заметим, что произведения П.Г. Кренёва переведены на более десятка языков. Так, известная польская поэтесса, переводчица и издатель Малгожата Мархлевска перевела три рассказа П.Г. Кренёва на польский язык («Беляк и Пятнышко», «Маргарита Глебовна» и «Звездочка моя ясная»). Она пишет: «Проза Павла Кренёва в моей работе переводчика – своеобразный вызов и прилив вдохновения» [8, с. 67]. Особенно привлекли её необычный мир побережья Белого моря, Поморья, о котором она никогда не слышала, а также богатство родной природы «блестяще воссозданной в мастерски написанных лирических пейзажах» [8, с. 67]. Переводчик произведений П.Г. Кренёва на турецкий язык Севинч Учгюль отмечает, что рассказы П.Г. Кренёва «как и сам автор, потрясают удивительным спокойствием, доброжелательностью и мудрость» [10, с. 72]. Во всех литературно-критических статьях, читательских отзывах отмечается, что «напевная, поэтичная разговорная речь героев, обладающая образными лингвистическими особенностями, выводит прозу Павла Кренёва на поэтический уровень» [2, с. 9]. Литературно-критические публикации и отзывы о творчестве писателя, позволят учителю и ученикам глубже проникнуть в художественный мир современного писателя.
В произведениях П.Г. Кренёва привлекают сильные, цельные характеры героев – жителей Беломорского Приморья, преимущественно занимающихся охотой, рыболовством, хорошо знающих повадки диких животных, живущих в гармонии с природой. В произведения П.Г. Кренёва особую роль выполняет пейзаж. Это не просто фон, на котором развивается действие, а полноценные живописные картины суровой, но прекрасной северной природы, когда человек наиболее остро ощущает свою глубинную связь с миром Природы. Только на Русском Севере, вдали от больших городов, где на тысячи километров протянулись непроходимые леса, тайга, или же на бескрайних просторах Белого моря, человек может ощутить величие первозданной природы, почти раствориться в ней. Тем острее и контрастнее воспринимаются ошибки, жестокость и преступления людей. Автор проверяет своих героев через их отношение к представителям дикой природы, среди которых даже такие грозные животные, как медведи и волки оказываются бессильными перед жестокостью людей, а тюлени тем более становятся легкой добычей человека. В то же время во многих рассказах и повестях П.Г. Кренёва люди спасают животных, помогают им в трудных ситуациях, ощущают глубинное родство с миром природы.
#Кренев #в_помощь_учителю #литературСевера #книги #издательствоЛоция #Шелоник #ПоморскийПолк #НаСевере_на_ЛетнемБерегу #РусскийСевер