Сохранить для потомков звучание живой народной речи – главная задача собирателей и исследователей фольклора нашего поколения.
Впервые публикуемые тексты, восстановленные по аудиозаписи, сделанной в деревне Фоминской села Вохтома Коношского района Архангельской области, – это уникальный лингвокультурологический источник, позволяющий произвести реконструкцию говора деревенского жителя и сохранить в памяти сказки, рассказанные Прасковьей Митрофановной Быковой. В книге представлена локальная традиция крестьянского жилища, костюма, вышивки, предметов быта с. Вохтома. Небольшие тексты рассказов раскрывают жизнь деревни первой половины ХХ века. В издании приведен словарь диалектных слов и словоформ, восстановленных по речи Прасковьи Митрофановны.
Книга предназначена для чтения вслух детям дошкольного и младшего школьного возраста и может быть интересна и полезна как преподавателям в качестве материала для проведения уроков внеклассного чтения, так и родителям с детьми, а также всем, кто интересуется русской словесностью.
К книге прилагается диск с аудиозаписью обработанных материалов.
Родословная
Родилась Прасковья Митрофановна Быкова в 1912 году на славной Вохтоме – в селе богатом и хлеборобном. Её родная деревня Заручье10 – небольшая, стоит на высоком холме, откуда просматриваются вольные просторы: поля, луга, пастбища. На пологих горушках, за ручьём, большая, с могучими избами, деревня Мелентьев Пал. По другую сторону – Грехнев Пал, за берёзовой рощей – деревня Биль.
«Отец мой, Кишкин Митрофан Михайлович, местный. Мать моя, Матрёна Яковлевна Кишкина, умерла в 63 года. Одна у матери из дочерей. Была двоюродная сестра, два брата Фёдор и Алексей. Фёдор погиб в войну под Ленинградом»11.
Жили люди, не тужили, радели-богатели, вели крепкое крестьянское хозяйство, трудились не покладая рук. Хлеб сеяли, держали скот, вели торговлю на местных ярмарках.
О ярмарке на Вохтоме
Помнит Прасковья, как проходила Афанасьевская зимняя ярмарка на Вохтоме (на погосте в деревне Куфтыревской). А мы можем узнать о том, какое это было яркое событие, по воспоминаниям из её детства:
«Меня дедушко, дед Михаилё Васильевич, водил на ярманьгу, набрал мне конфетов, преников в платочик. Торговчев много. Из Каргополя приезжали печатники* мужики. Отмерят холста кусок из трубы*, а потом и привезут готовой покрашенной. Китайчи приезжали. Долгие* косы были у мужиков. Продавали шелк, хфаты*, краску*, кольчя*, халяфки*...»12.
О дороге на ярмарку в село Троицкое
«Поехали с батюшком на ярманьгу, я небольшая была – на двенадчетом году. Была езжалая лошадь. Жеребёнка надо продать. Жеребёнок – трёх годов кобылка. Ездили зимой, начинает снег сходить. Ездили два дня. Ночевали у мужика, этот мужик дедушке знакомой был. Ехали лесом, за Ко´наш* сто километров в Вологодскую область. Туда в Троицкое, Турово. Турово по Тавреньсьской дороге. Ехали через наше Турово по реке Волошке. В Валдиево останавливались. Дальше ехали через Конашу в Тавреньгу, через Норинскую в Треть, в Турово, в село Троицкое13. В Троицком на горе на реке церковь. У церкви ограда, ворота. Нас так не пропускали, пропуск надо. Сторож пропуск давал… Што людей, чиганов, а мы с батюшком. Ларёчки наделаны. Продавали лошадей, бураки*, ушаты, шайки*. Мы продали жеребёнка»14.
***
Котя, серенький фосток*,
Приди, котик, начивать,
Мою деточку качать.
Уж как я тибе коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кукшин* молока,
Иштё каши горшок,
Сладких пряников мешок!
***
Баю-шки, в огороде заюшки,
Всю капусту изломали,
В чисто полё ускакали.
Пойдём, заюшков найдём,
Иму мы ушки оборвём,
Шобы в грядки ни скакали,
И капусты ни ломали!
Бай да лю-лю,
Да и спать Людмилушке велю27.
Фото из книги Л. Жировой-Козинской "Сказки бабушки Прасковьи"
Подробнее о книге читайте в рубрике "Обзор книг"