Воспитанию достойных членов детской организации Валентина Гусева посвятила всю жизнь
С Валентиной Ивановной мы познакомились прошлым летом: она тогда хотела издать книгу об архангельской пионерии, над которой работала несколько лет, и попросила помочь с редактурой. Начала читать рукопись и увлеклась – текст как будто погружал в другой мир, в советское прошлое, пугающее и очаровательное своей идеологией, а сами герои повествования казались удивительно близкими и знакомыми
Валентина Ивановна сразу сказала: «Я всю жизнь работала пионерской вожатой, и потому мне очень хочется рассказать о людях, которые мне помогали, стали моими учителями, и о моих пионерах, которых за долгие годы было немало...» К сожалению, мы успели довести до ума лишь первую часть, где идет рассказ о семье, о детстве и первых шагах будущей вожатой, вторая – о большой работе, о пионерских радостях и печалях, о слетах, летних трудовых лагерях, торжественных радиолинейках и многом другом – пока не завершена. Несколько месяцев назад Валентины Ивановны не стало. Возможно, она так и не успела рассказать обо всем, о чем хотелось, но и написанного достаточно, чтобы сохранить ушедший мир пионерского детства.
В предисловии к книге Валентина Гусева говорит:
«Жизнь – это судьба. Слишком коротка человеческая жизнь. Очень быстро пролетает она: день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Не успеешь оглянуться, как прошел год, второй, на пятки наступает третий... Так незаметно прошла и моя жизнь с невзгодами, радостью, с унижением от самых близких мне людей.
Но все-таки невозможно сравнить мою судьбу с судьбой моей мамы Антонины Павловны. Непростая жизнь выпала на ее долю. Она встречала на своем пути немало предателей и завистливых людишек, но больше добрых, искренних людей, помогающих друг другу пережить голод, холод, разруху, а главное – войну.
У мамы я была единственным ребенком. Она вырастила, воспитала меня и дала мне высшее образование. Мама была строга ко мне, мечтала о том, что когда-то вырастет ее дочь, станет писательницей и одна из книг будет написана о ней. А я посвятила себя педагогике, свое сердце отдала детям. На роду у меня было написано стать учителем: ведь я появилась на свет в школе...»
Непростые годы
Мать Валентины, Антонина, родилась в 1920 году в деревне Колодино Шенкурского района в семье крестьянина.
В детстве ей довелось пережить смерть матери, побег из дома старшего брата, научиться уживаться с мачехой, узнать, что такое работа в колхозе. В юности ей удалось сбежать в Архангельск, затем перебраться в Мурманск. Там Антонина вышла замуж.
Наступил 1941 год, началась страшная война. Мурманск объявили закрытым городом. Жителей эвакуировали. Семья стала собираться на родину свекра в город Орел. Иван (муж Тони) ушел на войну добровольцем. Тоня не думала покидать Мурманск, но муж уговорил уехать вместе с родителями.
Они приехали к родным под Орел. Семье выделили комнату в Хомутовской школе, которая стояла на склоне у речки. Свекра устроили работать в школе сторожем, заодно он подвозил дрова и продукты на школьной лошади. Тоня занималась оформительской работой. Она уже была беременна. Очень скоро деревня оказалась захвачена фашистами.
Валентина Ивановна пишет: «Однажды, собрав в поселках беременных женщин, привезли их в школу, решили провести эксперимент: вырывать у них больные и здоровые зубы без уколов. Женщины были привязаны к стульям. Вся процедура проходила под хохот немецких врачей, ожидавших преждевременные роды, вызванные болью. Тоня не была исключением – осталось полтора месяца до рождения ребенка. Ей удалили два здоровых зуба. Дома свекровь еле остановила невестке кровь, а раны от вырванных зубов долго не заживали...
К концу апреля деревню освободили от немцев. А утром 1 мая 1942 года у Тони родилась девочка – я...»
Военное руководство решило женщин с маленькими детьми и беременных эвакуировать в безопасную местность. Антонину привезли в Саратов. В 1944-м она с ребенком на руках решила вернуться в Архангельск. После войны им с дочкой снова случилось оказаться в Мурманске, а через пару лет вновь обосноваться в городе над Двиной.
Тогда семья жила на острове Бревенник, и маленькая Валя пошла учиться в школу № 54.
Красный галстук
19 мая 1949 года. Валя впервые стояла на торжественной линейке, посвященной годовщине Всесоюзной пионерской организации, под дробь барабана октябрятам повязывали пионерские галстуки, Вале – старшая пионерская вожатая школы. На призыв «Будь готов!» новоявленные пионеры ответили «Всегда готов!», подняв правую руку в салюте.
Домой девчушка шла радостная, гордо подняв голову, пальто распахнуто, чтобы все видели ее новенький красный галстук, кончики которого развевались на ветру.
«Мама устроила настоящий праздник, напекла блинов с черничным вареньем и с капустой, на столе в вазе лежали ириски, их в магазине продавали плитками, в чашках разлит лимонад – любимый напиток детей, – вспоминает Валентина Ивановна. – Мамочка рассказывала о том, что она – одна из первых пионеров Шенкурского района. Пионерские отряды создавались тогда при комсомольских организациях и носили названия «Спартак». Первые пионеры носили на шее квадратные красные платки, такие же платки комсомолки повязывали на голову. Пионеров становилось все больше, красного материала в стране не хватало, тогда комсомольцы разрезали свои красные платки на треугольники и повязывали новым пионерам. Так появился первый пионерский красный галстук. Пионерский галстук тогда узлом не завязывали, а продергивали концы через железный зажим, на котором был изображен пионерский костер. Мама подошла к комоду, взяла красивую шкатулку, осторожно открыла, достала свой пионерский галстук, железный зажим, первый пионерский значок и сказала: «Я передаю тебе эту шкатулку, храни ее как реликвию».
Этим же летом заводской профсоюзный комитет выделил путевку в пионерский лагерь для Тониной дочки на две смены, путевки от профсоюза тогда давали бесплатно.
Здесь новоявленная пионерка узнала для себя много нового, в том числе и что такое пионерские атрибуты – знамя, отрядный флаг, горн и барабан. Особенно Вале запомнился первый пионерский костер: высокий, сложенный из сухих елок. Его пламя поднималось в небо, от него веяло теплом, пионеры дружно пели песни, и самой любимой была знаменитая песня первых пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи».
В пятом классе Валентину назначили вожатой для первоклашек-октябрят. Соседи тоже доверяли Вале своих детей, она с удовольствием читала малышам сказки, придумывала интересные игры, строила из песка замки, из деревянных стульчиков мастерила мебель для кукол.
Так год за годом Валентина взрослела, преодолевала трудности жизни и учебы, делилась радостями с подопечными октябрятами. И однажды настал тот день, когда девушке предложили вступить в комсомол. В то время это было знаковым событием в жизни подростка.
«Я в парадной школьной форме с большими белыми бантами утром отправилась в школу, погода стояла теплая, на Северной Двине шел ледоход. На этот раз ничего не боялась, вопросы из Устава знала отлично, а мама еще вечером рассказывала о первых комсомольцах Шенкурска, об Иване Яковлевиче Проурзине, своем двоюродном брате, который был одним из них, – пишет Валентина Ивановна. – В кабинет первого секретаря райкома приглашали по одному, за широким круглым столом сидели члены райкома, задавали простые, как показалось, вопросы, секретарь райкома выдавал новенький комсомольский билет и каждому новоиспеченному комсомольцу крепко жал руку, со всех сторон сыпались поздравления».
Так наступила комсомольская юность. Отзвенел последний звонок, позади были выпускные экзамены. Настало время выбирать будущее. Увы, вступительные экзамены в медучилище Валентина провалила, пошла работать укладчицей на лесозавод. Но педагоги в школе девушку помнили, как и то, что от матери Валентина унаследовала прекрасные способности к рисованию. И когда возникла проблема с учителем рисования и черчения, место предложили именно Валентине. Чему ее строгая мама немало удивилась:
– Одного таланта к рисованию мало, чтобы работать в школе, надо умение работать с детишками. А она сама еще дитя.
– Не беспокойтесь, научим, лишь бы было желание. Поможем разобраться в педагогике, а там прямая дорога в институт. Если не понравится профессия учителя, вернется обратно на завод, – успокаивала завуч.
Что ж, это был шанс, который не стоило упускать.
Первые уроки
Первого сентября 1961 года Валя встала очень рано. Это был ее первый трудовой день в школе, она плохо спала ночью, переживала, как встретит бывшую ученицу учительский коллектив. С трепетом она подходила к школе: звучала музыка, раздавались звонкие голоса ребят в парадной форме. К Вале незаметно подошла завуч, повела к учителям на крыльцо школы, она представила им Валентину Ивановну как учительницу по черчению и рисованию.
Но все сложилось неплохо и с коллективом, и с учениками, хотя подростки, как водится, устраивали проверки молодой учительнице.
Первыми отличились мальчишки 7 «А». Как-то раз на уроке черчения они друг за другом начали отпрашиваться в туалет. Валентина Ивановна почувствовала неладное, велела классу сидеть тихо, пошла за последним, кто вышел, а он прямиком отправился в буфет. От работников буфета она узнала, что этот класс с урока черчения постоянно приходит покупать чай с пирожком, чтобы потом на переменке в очередь не стоять. Она вернулась в класс, собрала дневники у мальчишек, которые ее обманули, написала замечания родителям, а ребятам сказала, что теперь не сможет верить им, что обман хуже воровства. С тех пор ни в одном классе ученики не решались бегать с ее уроков в столовую.
Вскоре директор школы сделал Валентине неожиданное предложение – должность старшей пионервожатой. Несмотря на сомнения и опасения, что справиться с этим ей будет непросто, Валентина согласилась. И с тех пор на всю жизнь связала себя с пионерией.
Вожатая с головой окунулась в работу, с утра до вечера она пропадала в школе. Работать с пионерской дружиной было легко. Ее пятиклассники активно принимали участие во всех мероприятиях. Вместе они оборудовали и оформляли пионерскую комнату в школе, организовывали шумовой оркестр, который выступал на дружинных сборах, создали совет дружины, куда вошли пионеры и комсомольцы с пятого по десятый класс. В зимние каникулы Валентина Ивановна возила школьников на новогодние елки в дома пионеров: Маймаксанский, Соломбальский – и во Дворец пионеров.
«Несмотря на отдаленность школы, переход через реку на другой берег, девушки-методисты из Маймаксанского дома пионеров Лидия Пантюкова и Любовь Плужникова приезжали в школу проводить с ребятами «Школу пионерского актива» («ШПА»). На занятиях пионеров учили выполнять пионерские поручения – быть председателями совета отрядов, звеньевыми, редакторами стенгазет, октябрятскими и пионерскими отрядными вожатыми», – вспоминает Валентина Ивановна.
Сами старшие вожатые проходили учебу в райкоме комсомола. Вале приходилось добираться туда то в проливной дождь, то в мороз, то в пургу через реку Маймаксу, бывало, трамвай застревал или теплоход опаздывал, но она всегда вовремя приезжала в райком, просто в непогоду раньше выходила из дома.
Семинары для вожатых организовывал не только район, но и Дворец пионеров и горком комсомола. На эти занятия приезжали пионерские вожатые из районов области, им читали научные лекции, вожатые делились своим опытом, проводили практические занятия: узнавали, как вести совет дружины и пионерский сбор, организовать Клуб веселых и находчивых, разучивали новые марши на барабанах и современные молодежные танцы.
Каждый раз, возвращаясь с плодотворных семинаров, Валентина с удвоенной энергией включалась в работу, внедряя новые формы и методики.
Валентина Ивановна и сама многому училась у своих пионеров. Например, Люся Некрасова научила ее фотографировать, проявлять пленки: теперь стенгазеты, боевые листки выпускались с фотографиями, стенды в пионерской комнате оживись.
Дел было столько, что управиться со всеми в школе не успевали, и Валентина стала по субботам приглашать к себе домой совет дружины, здесь ребята помогали ей оформлять рапорт, сочиняли, рисовали.
Наконец наступило 19 мая – День Всесоюзной пионерской организации. Пионеры из отдаленных школ приехали на теплоходах в Соломбалу. Парад проходил на площади Терехина у памятника В. И. Ленину, где построились пионерские дружины Соломбальского района. Первый секретарь райкома комсомола зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Всесоюзной пионерской организации орденом Ленина, дети и взрослые радовались, пионеры дружно маршировали по площади, четко чеканя шаг. Для пионерских дружин райком устроил грандиозный праздник.
Большие каникулы
За активную работу с подрастающим поколением райком комсомола наградил Валентину Ивановну путевкой в международный лагерь «Спутник», где отдыхали пионервожатые.
А однажды из соседнего «Артека» пионеры принесли им пригласительные билеты на свой праздник, так сбылась мечта Валентины побывать в этой сказочной стране детства. У главных ворот их встретил старший пионерский вожатый, он провел экскурсию по лагерю, затем пригласил на костровую площадь, пионерские дружины рассаживались на отведенные места, они отличались друг от друга цветными пилотками, например, «Юные пограничники» носили зеленые пилотки, «Юные моряки» – синие с двумя белыми полосками.
Костровая площадь была украшена надувными шарами в виде разноцветных столбов и флажков, каждый пионер держал флажок, который обозначал, из какой республики или страны он приехал отдыхать в «Артек», в центре площади был устроен костер.
Этот вечер оставил яркие впечатления в душе девушки, всю ночь она не могла сомкнуть глаз и дала себе клятву, что каждый год будет делать все, чтобы получить в райкоме комсомола путевки в «Артек» для пионеров-активистов. И надо сказать, клятву свою сдержала.
Дела пионерские
С началом учебного года Валентина Ивановна вновь с энтузиазмом взялась за работу. Дел, как всегда, хватало: оформить с ребятами стенд «День героев-антифашистов»; бороться за присвоение пионерской дружине имени героя Гражданской войны Павлина Федоровича Виноградова, командовавшего Северо-Двинской флотилией, создать вместе с учителями физкультуры клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».
Штаб «Поиск» организовывал встречи пионеров с родными П. Ф. Виноградова, с ветеранами Гражданской и Великой Отечественной войн. Ребята взяли шефство над домами ветеранов, проводили смотры строя и песни, собирали металлолом и макулатуру, а главное – держали успеваемость на высоком уровне.
Самым ярким событием года стал фестиваль дружбы народов, организованный в школе 19 мая. Прибыли «делегации» разных стран: Советского Союза, Индии, Польши, Мексики, Кубы... Впечатления и зрители, и участники получили незабываемые.
Между тем пионерия страны отмечала свое 45-летие. Валину дружину школы № 54 признали лучшей в районе. Они с ребятами были на седьмом небе от радости. Дело в том, что кроме признания лучшей в районе дружине наконец присвоили имя П. Ф. Виноградова. После юбилея Валентину пригласили в горком комсомола и наградили значком ЦК ВЛКСМ «Лучший вожатый».
А потом жизнь Валентины Ивановны сделала очередной крутой поворот. Ей пришлось уезжать со ставшего родным Бревенника и искать работу в городе. Так с сентября 1969 года она стала старшей пионервожатой в архангельской школе № 28, что в округе Варавино–Фактория. Впереди были долгие годы работы с пионерами...
P. S. Надеемся, воспоминания Валентины Ивановны Гусевой все же увидят свет и, может быть, удивят читателей. В них она рассказывает о многих из тех, с кем довелось работать в совете дружины школы, о коллегах-вожатых, о пионерских делах и поручениях, о том, чем на протяжении 95 лет была пионерская организация для миллионов советских школьников.
В первом пионерском отряде Архангельска была введена программа испытаний по разрядам. Нормы на III разряд – выполнять законы юного пионера, знать салют и девиз, уметь вязать морской узел, делать несколько гимнастических упражнений. На II разряд – уметь зажечь костер, сварить пишу на костре, ориентироваться по компасу, знать азбуку Морзе, уметь оказать первую помощь. На I разряд – обязательно пробыть две недели в лагере, уметь плавать, знать пионерские игры, историю пионерского движения, освоить минимум, необходимый санитару.
30 марта 1938 года в Архангельске был открыт Дом пионеров, в 20 кружках которого занимались 960 школьников. В годы Великой Отечественной войны в здании Дома пионеров был размещен госпиталь, а из кружковцев были организованы две агитбригады, которые выступали перед ранеными бойцами. За годы войны они дали более 500 концертов.
Ирина Худякова
Фото из архива Валентины Гусевой