Интервью с писателем Павлом Кренёвым

 

– В литературном мире страны имя писателя Павла Григорьевича  Кренёва довольно известно: вы написали  17  книг, являетесь лауреатом нескольких всероссийских премий, в том числе Золотой медали им. В.Шукшина,  заместителем Председателя Союза писателей России. Ваше имя известно и за рубежами нашей страны, так как написанные Вами книги переведены на польский, эстонский, литовский, турецкий, сербский языки. Так, недавно в Сербии вышла  книга «Поморские истории». Как Вам представляется, насколько хорошо вы, как писатель, известны у нас в Архангельской области?

Не могу похвастать большой известностью среди широкой читательской аудитории  родного мне Архангельского края. Это выглядит немного странно: коренной помор, уроженец Летнего берега Белого моря, работал когда-то полномочным представителем Президента России в Архангельской области, вел на региональном телевидении популярную передачу…  В середине 90-х годов меня на улицах города узнавал каждый ребёнок – и вдруг, в нынешних временах –  реальная неизвестность как литератора среди земляков.

Объясню, в чем тут дело. Причиной всему – моя крайняя занятость на местах моей службы. Вот посмотрите, в Союз писателей я вступил еще в молодом возрасте – в 1988 году. В Ленинграде я написал две книги художественной прозы. Потом переезд в Москву, очная учеба в аспирантуре Академии безопасности России, которую  вместо трёх лет закончил за два года, написал за это время и защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом юридических наук и сразу начал службу в родной Академии в качестве научного, а потом старшего научного сотрудника. Затем меня пригласили на работу в Администрацию Президента России, где я курировал работу органов госбезопасности.  После этого – ответственные должности в Архангельской области, работа начальником строительного комплекса Управления делами Президента РФ,  и руководство Управлением федерального имущества Московской области.  Вся эта работа на протяжении долгих лет не позволяла мне написать ни одной строчки художественной прозы. Я был, словно загнанная лошадь, или, как теперь принято говорить, «раб на галерах».

И только в 2009 году, когда все же удалось выйти на пенсию, я, что называется, «оторвался». За эти, не такие уж долгие годы, я написал и опубликовал ещё пятнадцать книжек.

– Павел Григорьевич,  в социальной сети ВКонтакте в группе издательства «Лоция» был опрос на тему: знают ли подписчики сообщества о таком писателе как Павел Кренев. Проголосовало 55 человек, из них 46% вас знают  как писателя, но только 17% читали ваши книги.  Их, видимо, нет в наших магазинах? И как можно изменить ситуацию, чтобы книги писателя Кренева стали доступны жителям области?

Да, моих книг в архангельских магазинах нет. В то время как в московской торговле они регулярно бывают. И в этом совсем неповинны книжные торговые точки Архангельска. В этом виноват только я сам. Дело в том, что я ни разу не обращался ни в один магазин с просьбой реализовать мои книги. Нужна элементарная реклама! А, если магазин товара не знает, с какой стати он будет его предлагать покупателю? Сейчас рыночные времена, нужно быть более активным в продвижении своей продукции.

– Если вернуться к первому вопросу, то становится ясно, что в Архангельской области более 36% из опрошенных знают Поздеева Павла Григорьевича. Действительно, хоть вы и родились  на Летнем берегу Белого моря в Лопшеньге, но еще юношей уехали в Ленинград, сделали военную карьеру. Как так случилось, что вы стали писать? И неплохо писать: в 2014 году вы стали лауреатом премии им. Лескова «Очарованный странник», а потом и ряда других престижных премий.

Странно, что при таком моём нелепом отношении к собственной рекламе, меня знает в любимом городе довольно неплохой процент читателей. Я считаю, что выбор профессии или рода занятий у любого человека в юном возрасте зависит от стечения обстоятельств, от случайностей. Например, от мнения других людей, от приятеля, который где-то уже на кого-то учится и советует тебе идти туда же, даже от наплывшего вдруг настроения…

Лично мне посоветовала идти поступать в Суворовское училище моя первая замечательная учительница Евдокия Николаевна Попова, которую я всегда вспоминаю добрым словом. Я её послушал…

А стал писать я по доброй воле другого дорогого для меня учителя, директора Лопшеньгской школы Вангелины Викторовны Тихоненко. Написанное мною школьное сочинение на тему «Какой я вижу свою деревню через двадцать лет?» она тайком отправила в районную газету «Ленинский завет», и там это моё творение вдруг опубликовали. После публикации я стал в одночасье знаменитостью как минимум в масштабе собственной деревни. Это потрясло мою юную авантюрную душу. Я осознал грандиозную силу слова и, естественно, в результате сформировался в писателя.

– Вы не раз были в Архангельске уже в качестве заместителя председателя Союза писателей России, встречались с местной писательской организацией. Как вы можете оценить уровень литературы Архангельской области, доступность книг местных авторов, узнаваемость их в обществе?

Безусловно, выделить  Архангельскую писательскую организацию как нечто выдающееся, пока рановато, но очень радует, что в последнее время творческий уровень местных писателей  растет как на дрожжах. Может быть, этому способствует  то, что к руководству писательского сообщества пришел талантливый и энергичный человек – Владислав Попов, пинежанин с крепкой поморской закваской и хваткой. С его приходом как-то всё зашевелилось, ожило. Я смотрю, архангельские коллеги начали активнее собираться, что-то обсуждать, творчески спорить… Начала движение конкурсная система. На последнем из литературных состязаний, на котором определялись призёры Всероссийского литературного конкурса имени Ф.А. Абрамова  мне довелось участвовать в качестве члена жюри. Должен отметить, что архангельские литераторы не посрамили честь и достоинство славного своего города и заняли несколько престижных мест. Из тех литераторов, которые уверенно поддерживают литературную славу города и области хотел бы назвать Владислава Попова, Артёма Попова, Михаила Попова (любит город эту писательскую фамилию) Александра Логинова, Дениса Макурина, Игоря Гуревича, Александра Кирова, Галину Рудакову…

Всех уважаемых мною пока не назову, оставлю для них место в следующих публикациях.

Думаю, с таким энергичным и убедительным движением вперёд на литературном поприще писатели архангельского региона скоро вернут себе заслуженную славу самых уважаемых в городе людей.

– Одним из комментариев к опросу, о котором мы уже говорили, был такой: «Да, Павел Кренёв – это яркая  личность! Идейный вдохновитель Казаковских чтений, за что ему поклон». Расскажите немного об этом литературном проекте: когда вы его начинали, где  проводили, кто приезжал и выступал. И когда будут следующие  чтения?

Великолепный писатель Юрий Павлович Казаков не чужой человек для родной моей деревни Лопшеньги. В первой половине семидесятых годов он регулярно у нас бывал. Любил ходить пешком на тони к рыбакам, отведать вместе с ними ушицы, проверять с рыбацкой артелью ставные невода. Свои впечатления о Севере он базировал, прежде всего, именно на моей деревне и её людях. Не зря же написал и издал книгу «Поедемте в Лопшеньгу». Я видал его в далекие времена сидящим у костерка на морском бережку. Перед ним висел на огне котелок, в котором варилась картошка в морской воде – поморское лакомство! И по лицу его блуждала томная нега.

Как же не помнить о нём – великом поморском рассказчике!

Уже два фестиваля я провёл в Лопшеньге в его  честь. На самый первый собрались практически все главные редакторы ведущих российских толстых журналов. Этим летом (8 августа – в его день рождения) буду проводить третий.

– Нынешняя ситуация с пандемией коронавируса в мировом сообществе изменила многие планы литераторов: отменяются встречи и презентации, не выпускаются новые книги. А на ваши планы повлияла?

К сожалению, да, повлияла. По велению этих глупых, непредвиденных и нелепых обстоятельств сорвались встречи с коллективами, с которыми были давние договорённости о совместном обсуждении давно назревших тем, не состоится мое участие в двух международных фестивалях. В одном из них  я должен был выступать в качестве участника литературного конкурса, в другом – быть членом жюри.

Ситуация эта вызывает разные эмоции. Иногда кажется: а, может быть, и неплохо, когда дверь на улицу закрыта, и ты, находясь в вынужденной изоляции, волей неволей садишься за письменный стол и начинаешь работать и работать над рассказом, повестью или очерком… В другой бы раз, в обычном режиме, и не сел бы… Что-то вроде Болдинской весны.

– Павел Григорьевич, заканчивая нашу беседу, посоветуйте читателям, какие книги из ваших семнадцати на сегодняшний день прочитать, чтобы лучше понять, кто такой писатель Павел Кренев?

Если дорогим моим землякам – читателям ставить задачу с прицелом на длительное чтение, то я сказал бы так: прочитайте все мои книги! И это было бы правильно. В каждой из них говорится о жизни простых людей, любящих свою землю, о северянах. О зверях и птицах, обитающих на благословенных беломорских берегах.

Названия самых последних моих книг: «Светлый-пресветлый день». «Берег мой ласковый», «И на земли мир…». В архангельском издательстве «Лоция» выходит книга военных повестей и рассказов «Поморский полк».

– Спасибо, надеемся, что ваши книги найдут своих читателей, а ваше имя как литератора Кренева станет более известным, чем полпред Поздеев.

© Тамара Овчинникова

 


В этом году в литературно-издательском центре "Лоция" вышел сборник рассказов и повестей Павла Григорьевича Кренёва "Поморский полк". 

Подробнее о книге.

Издание "Поморский полк" можно приобрести в интернет-магазине "Книговед Архангельска"