Штрихи к портрету
Этот человек хорошо известен не только на заводе, но и в городе, и в области. Александр МИКЛЯЕВ почти полвека отдал Севмашу, вся трудовая жизнь связана с транспортным производством, цехом 20. Четверть века — на депутатском посту, защищает интересы северодвинцев в горсовете, сейчас в областном Собрании.
Александр Константинович — человек, не представляющий тихой, спокойной жизни, влюбленный в работу и вечное движение. Человек, привыкший созидать и видеть результат своего труда. Накануне своего 70-летия ему есть, что вспомнить.
О семье
— Моя родня по линии отца родом из Тотьмы. В 1930 году там несколько семей раскулачили, в их числе и семью отца, ему тогда всего 14 лет было. Дом отобрали, все имущество. В семье никогда не говорили на эту тему. Повзрослев, отец работал на нашем заводе, был парторгом, председателем цехкома 8-го цеха, общественной работой всю жизнь занимался. Вероятнее всего, скрывал про раскулачивание... Мать родом с Большой Кудьмы. А вообще, мои предки — кретьяне из вотчин Николо-Корельского монастыря. Не так давно я увлекся исследованием своей родословной. Добрался до седьмого колена, дальше не успел пока. Но всё это очень захватывающе интересно.
О своих «университетах»
— Родился здесь, в нашем городе, и прожил все свои 70 лет, за исключением учебы в институте в Архангельске и двух лет армии. Учился во второй школе, она тогда еще деревянная была на Республиканской, там знаменитый яблоневый сад цвел. Любил математику с первого класса. Хотя не все оценки хорошие были. Раньше строго оценивали. Кляксу поставил, хоть все правильно решил, — «тройка» обеспечена. Надо не забывать, в какое время я учился. В классе учились ребята старше нас на насколько лет, некоторые отсидели в тюрьме. Как себя нужно вести? Надо уметь приспосабливаться, по-разному себя вести с разными людьми. Прилежным я не был, это не ценилось среди однокашников. Зато раньше мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Я в классе был заместителем председателя пионерского отряда, в институте комсоргом группы. Когда становишься руководителем, тебе приходится уже с ранних лет принимать решения, организовывать людей. Когда на завод пришел, меня на второй год уже избрали зампредцехкома, комсоргом цеха. Так что всю жизнь на общественной работе.
С благодарностью вспоминаю институтские годы. Все нам преподавали: водный транспорт, железнодорожный и автомобильный, и сельскохозяйственный. И дороги строить учили. К слову, в армии я тоже дороги строил. Когда на завод устроился, все пригодилось, неплохо владел знаниями.
О Севмаше
— Автотранспортный участок цеха 20 я принял в 1974 году. Двести работников: сколько машин — столько и водителей. Водитель уходил в отпуск и машину ставил к стенке. А потом коллектив вырос, больше четырехсот стало. Тяжело было работать. Но мы старались делать как можно лучше, на совесть.
В 70-е годы цех 20 кроме производства много где участвовал: помогал дороги на дачи строить, жилые дома, детские садики, школы. Мы комсомольцев возили после работы на стройки. Автобус подгоняли к 50-му и 55-му цехам, там комсорг выводит бригаду и — вперед! Живая работа была, есть, что вспомнить. В 90-е, конечно, у нас многое на спад пошло, а в «нулевых» годах опять подниматься начали, не может Севмаш без собственного транспортного производства обходиться.
О депутатстве
Случайно получилось. Я во власть не рвался, о депутатском мандате не мечтал. В 1996-м написал заявление, даже не понял, как и избрали. Меня многие заводские знали, работа на виду, публичная. На моем избирательном участке заводских много было, вот и прошел. Стал председателем комиссии по ЖКХ, в сфере ее вопросов был и транспорт городской, а мне это ближе всего оказалось. Время жуткое было. Денег на городское хозяйство нет, зарплаты нет, ужас! Сессии длились до поздней ночи, проблемы такие, что не знаешь, как их и решать. Но мы организованно работали, дружно. Но споры были жесткие. Один раз я даже сессию сорвал, когда не был согласен, но другого выхода не было. Как понимал, что поступаю правильно? Опирался на знание ситуации, анализировал факты, ну и полагался на интуицию, чувствовал, как и с кем общаться нужно. Работа депутатская, она такая же, как и производственная. Надо быть гибким. Люди переизбирали меня пять созывов подряд. Значит, доверяли. Значит, довольны были. Значит, я все делал правильно.
О книгах
Книжками занимаюсь уже пять лет, можно сказать, опытный книгоиздатель местного уровня. Началось с того, что приближался юбилей цеха, зашел разговор о книге по его истории. И я стал этим заниматься. С тех пор уже несколько книг выпустил. И по истории транспортного цеха, и по краеведению. В прошлом году мы вместе с учителем Мариной Николаевной Дряхлицыной подготовили книгу очерков и воспоминаний о моей родной школе № 2, типография уже ее отпечатала. Неделю назад сдали в печать вторую книгу о Тотемском районе, о родине отца, я выступал в роли составителя. У предыдущей по этой же тематике 13 авторов — ученые, кандидаты и доктора исторических наук, известные краеведы. Заинтересовать их, организовать совместную работу было очень непросто. Мне помогло умение работать с людьми, большой опыт.
О планах
— Жизнь — интересная штука! Не представляю себя без дела. На даче сидеть смирненько — ни за что! У меня еще столько нереализованных планов. Законодательство в транспортной отрасли постоянно меняется, нужно изучать, вникать, разбираться. Уверен, что могу принести еще пользу и делу, и Севмашу, и людям.
Записала Ольга СОБЕРГ
Фото Олега Перова
Источник: Корабел. 25 июля 2019 г. № 28(7391)