В КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ «АИСТЕНОК» ФИЛИАЛА № 2 ОКТЯБРЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ АРХАНГЕЛЬСКА ПРОШЛА ВСТРЕЧА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕДАКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛОЦИЯ» ПОЛИНЫ ЗАРОСЛИКОВОЙ С ДЕТЬМИ

 

Полина Заросликова, художественный редактор издательства «Лоция»:

- Неверова Елена Васильевна, заведующая филиалом №2 Октябрьской библиотеки, пригласила меня, как начинающего иллюстратора детских книг, на встречу клуба молодой семьи «Аистёнок».  Встреча состоялась 7 апреля, пришли мальчики и девочки в возрасте от 4 до 7 лет в сопровождении взрослых.

В центре мероприятия была книга Ивана Данилова «Сказки для всех». Ребята рассказали о том, каких сказочных героев они знают; узнали о том, что Иван Данилов был не только звонарем, историком и путешественником, но и сказочником. Я прочитала три сказки, которые мне больше всего понравились: «Шуршальная сказка», «Ёжик», «Семь светлячков и одна звезда».

Затем  я спросила у ребят: «Каких героев вы запомнили?».  Мальчишки хором сказали, что им  больше всего понравилась «Шуршальная сказка», они запомнили Шура и его маленькую черную звездочку. А девочкам запомнились лесные зверушки из сказки про Ёжика, светлячки и самая яркая звезда.

Затем старшие ребята взяли листы и цветные карандаши и начали рисовать героев этих  сказок. Для самых маленьких я подготовила раскраски по сказочным мотивам.

Потом мы все дружно посмотрели, как проиллюстрировала эти три сказки художник Ирина Светоносова.

Вся наша встреча сопровождалась показом ее  ярких иллюстраций на экране.

Встреча с ребятами оказалась очень интересной как для меня (будущего психолога), так, думаю, и для детей, которые познакомились с новым автором и его сказками.

 

 

Текст диктанта 2013. Часть 1

http://totaldict.ru/texts/2013-1/

 

Евангелие от Интернета

Однажды, много лет назад (1), я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту (2), – Всемирная информационная сеть(3).

–(4) Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум»(5).

– Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы(6).

– А вот это – прекрасно!(7) – воскликнула я. 

Он между тем продолжал(8):

– Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике(9). Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ. 

– Но это(10) ужасно…(11) – задумалась я.

Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор(12). И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов(13), прогоняя очередной запрос из Гугла(14) в Яндекс(15) и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»?

Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…»(16)

Интернет – во благо или во зло – рассеял туман(17), врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу(18). И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения?

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги(19). В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар!

(Д. Рубина, 319 слов)

ПОЯСНЕНИЯ

(1) Однажды много лет назад я разговорилась… (без запятых, выделяющих обстоятельство времени много лет назад – в зависимости от интонации).

(2) Не рекомендуется: …что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, Всемирная информационная сеть.

(3) всемирная информационная сеть – В данном контексте возможно написание со строчной буквы, так как данная точка зрения была высказана давно, еще до создания того явления, которое впоследствии получило именование Всемирная информационная сеть. Совпадают имя собственное и свободное сочетание. Неизвестно, предрекает (предвидит) ли говорящий появление именного этого явления с таким названием или просто рассуждает о появлении подобного явления, поэтому принимаются оба варианта написания – с прописной и со строчной букв.

(4) Прямую речь желательно в данном случае оформить при помощи тире, предпочтительным в диалоге, при обмене репликами. Использование кавычек не является ошибкой.

(5) «Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове “человечество” и ненавидящая слово “индивидуум”».

(6) Допустима постановка тире: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы. Не рекомендуется (но и не считается ошибочной) постановка запятой и тире как единого знака: ...уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, – и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы.

(7) Допустимо без тире: А вот это прекрасно!

(8) Не рекомендуется: Он, между тем, продолжал...

(9) Допустимо без тире: Перед человечеством открываются неслыханные возможности в науке, в искусстве, в политике.

(10) Можно как насильственный принять вариант с тире: Но это – ужасно…

(11) Но это ужасно, – задумалась я.

(12) Допустимо с тире: Прошло много лет – а я отлично помню этот разговор; Прошло много лет, – а я отлично помню этот разговор.

(13) И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь под аккомпанемент клавиатуры с сотнями корреспондентов...; И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь (под аккомпанемент клавиатуры) с сотнями корреспондентов...

(14) из Гугла, из GOOGLE’a, Google’a

(15) в Яндекс, в YANDEX, в Yandex

(16) Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь, остальное – туман.

(17) Интернет (во благо или во зло) рассеял туман...; Интернет, во благо или во зло, рассеял туман...

(18) Допустимо: а заодно – и хрупкую человеческую душу; не рекомендуется, но не запрещено: а заодно и – хрупкую человеческую душу.

(19) Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры после появления языка и изобретения книги.

 

 

СБОРНИК «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ»

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Под редакцией профессора С.И.Шубина

Формат 60х84/16

282 стр., иллюстрации

Тираж 300 экз.

ISBN 978-5-98450-253-5

 

Васильева Т.Б. Образная структура мезенского говора. Традиция и современность.

Гусева М.С. Социально-экономическое положение северной деревни на примере деревень Почезерской волости конца XIX - начала XX века (по материалам Статистического Бюро Олонецкого Губернского Земства)

Доморощенов С.Н. Спецпоселки на территории Ленского и Пинежского (Мезенского) районов Архангельской области

Карьялайнен В.Г. Сурский священник

Клапиюк М.В. История мемориального кладбища Макариха в контексте истории страны

Лепин Г.А. Коношский край

Луцковская Е.Ф. Малая родина потомка старообрядцев Ивана Мамонова

Любимов В.А. Установление самоуправления в Двинской Земле в середине XVI века.

Макуров В.Г. Об эвакуации жителей Карелии в годы Великой Отечественной войны в Архангельскую область (1941 – 1945 гг.).

Матафанов Н.Н. Кооперативное движение в Каниной тундре Архангельской губернии (1921 – 1928 гг.)

Маслов О.В. Федор Чижов. Судьба промышленника.

Мильчик М.И. Деревянные крепости Поморья в конце XVI – XVII веков.

Панин Г.Л. Межрегиональный проект «Каргополь-Каргаполье! Земляки, протяните друг другу руки!».

Петухова Н.М. Формирование архитектурного ансамбля Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги. Влияние региональных особенностей на формирование архитектурно-художественного образа.

Пилюгина А.В. Пребывание императора Александра Первого на Усть-Мошской земле.

Репина С.А. Историческое краеведение как один из способов формирования гражданственности и патриотизма подростков в условиях гуманитарной гимназии.

Ружников А.В. Роль судовладельцев в развитии Поморья

Русанов А.В. Преподобный Сергий Малопинежский. Житие и история почитания.

Санников Л.И. Офицерство старой армии в гражданской войне на Севере. Роль и судьба.

Санакина Т.А. Организация работы по исполнению генеалогических запросов в Государственном архиве Архангельской области.

Седова Г.Е. Личные библиотеки архангелогородцев в контексте истории XX века.

Сидоровская Т.В. Шепелева Е.А. Кооперативные формы хозяйствования и их роль в социально-экономическом развитии региона.

Сметанин В.А. Правитель Архангельского наместничества Иван Романович Ливен.

Суровцев С.В. Становление и развитие авиации на Русском Севере.

Трофименко В.Г. Административно-территориальные границы на Европейском Севере России в 1920-1930-е гг. Поиск эффективного варианта районирования.

Удина С.А. Деятельность Лешуконского землячества по изучению и возрождению лучших традиций малой родины

Ханталин Р.А. Андрей Попов: «Вновь прорубим окно в Европу!».....

Чуракова О.В. Рогач О.П. Ценностные ориентации женщин-лидеров Архангельской области по результатам анкетирования в конце XX вв.

Шубин С.И. Архангельский Север в контексте истории АТД России XX-XXI вв.

 

Cборник можно приобрести в литературно-издательском центре "Лоция" или в ООО "Кира": Архангельск, ул.Поморская, 34.

 

 

24 марта состоялась встреча  любителей Верколы и творчества веркольских мастеров в Архангельском областном краеведческом музее.

Ольга Алина (справа) у картины Д.Клопова

Вечер прошел под "крылом" мастерства А.Алина, Д.Клопова, Веркольского хора.

В кабинете Ф.Абрамова в областной библиотеке им. Н.А.Добролюбова (О.Алина справа)

Виктор Толкачев - бессменный участник культурных мероприятий

Организовали вечер Анна Богданова и Наталья Леонович при поддержке Надежды Подоплекиной (директора АОКМ).

Дмитрий Клопов - почетный гость вечера

Состоялась и презентация книги "Веркола по всей Пинеге славится" (автор-составитель Ольга Алина). Кстати, осталось всего 40 книг - налетай-покупай в издательстве "Лоция" (ул.Поморская, 34, тел. +7921 308-1743).

Тамара Овчинникова продала почти все книги "Веркола по всей Пинеге славится" на вечере "Веркольские первоцветы"

Фото - Валерий Карьялайнен

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ "ВЕРКОЛА ПО ВСЕЙ ПИНЕГЕ СЛАВИТСЯ"

 

23 марта в 15 часов в Архангельской областной библиотеке им. Добролюбова (кабинет Ф.Абрамова)

24 марта в 13 часов в Архангельском областном краеведческом музее (Гостиные дворы)

 

3 марта - международный день писателя

 

Всемирный день писателя отмечается, как написано на сайте  http://vetotden.ru/, по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба, состоявшегося 12—18 января 1986 года. ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.

 

Андрей Репневский

 

***

 

Писатель – мирный человек,

Он знает прок в поэме, прозе.

Он говорит всем: «Нет войне!

Пусть будет битва на странице».

Мы вдохновенья пожелаем

Творцам романов и эссе,

Закрученных сюжетных линий

Вам и громадных тиражей!

Владимир Личутин

***

 

Надоело читать про убийства,

Криминал и разруху страны. Вы пишите побольше о мире,

О любимых и счастье семьи. Не хотим мы любить, ненавидя,

Созидая сквозь слезы и кровь, Ох, нелегкая это задача –

Приносить в мир покой и любовь. Пусть добро через книги к нам льется,

Принося только радость и смех. Вам, конечно же, это зачтется –

Благодарность от жителей всех.

Сергей Суровцев

***

Писателем надо родиться

Чтоб чувствовать слово живое

Писателем надо родиться

Чтоб жизнь проживать в текстах снова

Писатели – не графоманы

Не пишут они без цели

Писатели – это люди, Которым нет дела до денег.

Искусство для них превыше

Всех благ, что ты мог им дать

Писателей мы поздравляем

Желаем им дальше писать!

Александр Тутов

 

ПОЗДРАВЯЛЕМ ВСЕХ ПИСАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ОБЛАСТИ СО ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТОЙ!

 

 

 

«В жизни во всём есть взаимосвязь!»

Семья – отправная точка путешествия длиною в жизнь. Знание родословной помогает человеку найти ответы на многие вопросы, познать самого себя. «Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная», – сказал Александр Сергеевич Пушкин. А мне посчастливилось познакомиться с человеком, который всей своей деятельностью доказывает это утверждение великого поэта. Речь идёт о Татьяне Фёдоровне Мельник – краеведе, исследователе, общественном деятеле, экскурсоводе, преподавателе. Каждый, кто хоть немного интересуется историей Архангельской области, наверняка обращался к её работам. Сама же Татьяна Фёдоровна производит впечатление человека искреннего, открытого к общению и по-настоящему увлечённого своим делом.

 

О жизни Татьяны Фёдоровны не расскажешь в двух словах. Это целая книга, большинство глав в которой повествуют всё о новых и новых научных открытиях. Она родилась в заполярном рыбацком посёлке Белушье, где прошли детские и школьные годы. В Нарьян-Маре окончила педагогическое училище. Жизнь в суровых климатических условиях на краю земли, несомненно, повлияла на характер, закалила его. Переезд в Архангельск в 1977 году ознаменовал новый этап жизни – именно здесь раскрылось её призвание. «Я начинала с учительницы начальной школы на Пинежье (четыре года с детьми) и не мыслила себя в другой сфере. Занималась также четыре года административной работой - довольно успешно, думала, что нашла себя. Ан нет», – признаётся Татьяна Фёдоровна в том, что главное дело в жизни редко кому удается найти быстро и легко.

С мая 1978 года, после прохождения специальных курсов, она начала работать экскурсоводом в Архангельском бюро путешествий и экскурсий. И отдала любимому делу около тридцати лет. Десятки пройденных маршрутов, работа директором курсов по подготовке экскурсоводов, авторский лекционного курса в ПГУ «Менеджмент в экскурсоведении»… Татьяна Фёдоровна считает, что «делиться накопленными знаниями с другими» это и есть её «основная миссия». Об опыте преподавателя также не приходится сожалеть, ведь у каждого творческого человека должны быть достойные продолжатели дела. «Многие студенты и слушатели признавались, что благодаря моим лекциям и знаниям навсегда полюбили краеведение», – говорит Татьяна Фёдоровна.

Именно экскурсионная работа подтолкнула к серьёзному изучению истории родного края, что впоследствии неизбежно привело на исторический факультет АГПИ имени М. В. Ломоносова (окончила в 1990 г.). Её преподавателями и наставниками были и остаются известные историки нашей области: Анатолий Александрович Куратов, Михаил Николаевич Супрун, Рудольф Афанасьевич Ханталин, Александр Никонович Давыдов, Михаил Николаевич Теребихин. В свою очередь и они высоко ценят её работы. Учёный С(А)ФУ Рудольф Афанасьевич Ханталин назвал Татьяну Мельник «восходящей звездой краеведения».

«Когда с распадом туризма (1992 г.) появилось больше свободного времени, я посвятила его поиску ответов на те исторические вопросы, которые ещё не были освещены, те самые белые пятна истории. Так началась моя исследовательская работа в архивах, поездки на места событий, встречи с их участниками. Сначала писала на печатной портативной машинке, но очень скоро появился компьютер, давший мощный импульс в работе», – вспоминает Татьяна Фёдоровна. В сфере интересов автора судьба Поморья и родословия северного крестьянства, история архангельских лагерей и высланных народов (эстонцев, карело-финнов, немцев, поляков).

«Мой стиль работы таков, что я всегда помню и знаю – передо мною особенный, уникальный и неповторимый человек. Может быть, потому мои герои и получаются живыми, а их судьбы представляют интерес не только для меня, но и для истории», – делится Татьяна Фёдоровна своим профессиональным подходом к работе. И это действительно так! За текстами исследований чувствуется её большое соучастие и сопереживание к судьбам других людей. В небольшой статье «Высланные на Север польские дети» автор поведала о нелёгком детстве в ссылке сироты Юзефа Маца (с ним её заочно познакомила жена польского писателя Мариуша Вилька). «В письме к пану Юзефу я задала несколько вопросов о ссылке, а закончилось тем, что дважды съездила на Верюжское озеро в Устьянский район, где похоронены его родители и брат. Мы переписываемся уже более десяти лет, в 2007 году встречались в Варшаве», – рассказывает Татьяна Фёдоровна.

Изучение судеб заключенных и высланных народов – не случайность для автора, а закономерность. Первое исследование по этой теме она посвятила судьбе польских родственников своего отца – Фёдора Иосифовича Мельника, выходца с Западной Украины. Тогда поиски привели автора в пинежскую Пачиху – место высылки поляков в феврале 1940 года. Она провела собственное «независимое» расследование, за которым, как запутанный клубок ниток, потянулись судьбы других народов. К их страданиям наш автор также не осталась равнодушной. Видимо быть участливой к своим героям – это и есть секрет её успешной исследовательской и общественной работы.

С большим трепетом Татьяна Фёдоровна относится к истории своей малой родины. В 1999 году она объединила своих земляков в региональную общественную организацию «Белушское землячество» и шесть лет была председателем совета землячества. С тех пор ведёт исследовательскую работу по редкой теме – промпереселение. Сейчас заканчивает книгу об истории Белушья. В числе основателей посёлка был дед Татьяны Фёдоровны – Алексей Савватьевич Рогачев, промпереселенец из Ворзогор Онежского района и первый председатель белушского рыболовецкого колхоза. Родословные материалы Рогачевых и Сидоровых (родители её мамы Жекалины Алексеевны) исследовательница также собирает много лет. И не только этих двух фамилий. Татьяна Фёдоровна изучает все родословные связи родины своих предков. Сейчас, когда уже получены документы XVII века из московских архивов, ей стало известно до шестнадцати поколений в фамилиях.

Работая в Государственном архиве Архангельской области, наш автор в поисках информации о своём прадеде, судовладельце Иване Фёдоровиче Сидорове, обратилась к документам фонда страхования судов. Так ей открылось имя славного капитана Арктики Григория Ивановича Поспелова. Поморскому роду Поспеловых и его землякам посвящены многие её статьи. А на родине капитана Поспелова в Ворзогорах на высоком морском берегу появился памятный знак в виде беломорского гранитного камня с мемориальной доской.

Бывали в деятельности Татьяны Фёдоровны встречи, достойные особого внимания. Так, в ходе исследования рода Кучиных из деревни Кушерека (состоявших в родстве с Сидоровыми), она неожиданно узнала о пятидесяти письмах полярного капитана Александра Кучина, которые он писал своему норвежскому другу. «Письма через 100 лет привёз из Ставангера в Архангельск потомок того норвежца. Перевоз ценных для нас документов через границу, бескорыстный подарок музею – это сказка, но было именно так. Сейчас все письма переведены на русский язык и находятся в Онеге, куда мы их вместе и отвезли», – делится удивительным открытием наш автор.

У Татьяны Фёдоровны целый ряд творческих работ, на исследование которых потребовались годы. Это, прежде всего, «Соловецкий монастырь и судьба его наследия». Цель написания статьи – привлечение внимания к проблеме возвращения «движимых памятников» на Соловецкие острова в уже действующий монастырь. Это и «Могучая империя в Поморье» о судьбе неординарного человека, рыбопромышленника Епимаха Могучего, имя которого после его эмиграции было покрыто тайной. Теперь же не только приоткрыта завеса, но и найдены его родственники в Санкт-Петербурге.

Как у человека творческого, у Татьяны Фёдоровны всегда было много увлечений для души, для семьи: печь пироги, шить, петь русские песни, бегать на лыжах, путешествовать (она побывала в пятнадцати странах) – всё получается легко. А ещё вязание, по сути своей, очень похоже на главное дело её жизни – составление родословных. Как при соединении петель с помощью спиц получается цельное полотно, так и отдельные имена выстраиваются в схему, создавая свой неповторимый узор. На вопрос, верит ли Татьяна Фёдоровна, что у каждого человека есть судьба, она ответила не задумываясь: «Безусловно! В жизни во всём есть взаимосвязь, ведь просто так ничего не бывает». И действительно, если каждый человек будет осознавать, что он является частью чего-то большого и целого, то счастливых, неравнодушных людей, почитающих свою семью, своё прошлое будет намного больше!

Полина Карпович

 

Продолжается работа над книгой "Очерки о краеведах-2", которую готовят студенты-журналисты САФУ и Тамара Овчинникова

 

«У меня было много профессий…»

Андрей Валерьевич Ружников родился 21 апреля 1962 и вырос в Архангельске, как он сам говорит, в «парусной семье». Отец – член сборной СССР, мать – призер российских соревнований по парусному спорту. Он и сам с детства ходил под парусом, можно сказать, вырос на яхтах.

На вопрос, кем мечтал стать в детстве, нынешний краевед и ученый серьезно отвечает – пиратом.

- Паруса, романтика и все прочее. Мы часто с ребятами играли в пиратов. А если учесть, что в то время самая популярная книга была «Одиссея капитана Блада», где главный герой - пират, то такие мечты вполне естественны.

Несколько лет проучился в школе №6. Уже в то время полюбил ходить в музеи. Как рассказывает сам Андрей Валерьевич, бегал с «привокзалки» пешком, экономил деньги. Билет тогда стоил 5 копеек.

- В музее, бывало, насмотрюсь, а потом и дома пытаюсь изобразить какую-нибудь экспозицию.

Оставшиеся несколько классов среднего общего образования Андрею Ружникову пришлось закончить уже в другой школе. К тому времени подрос его младший брат и поступил в 5 школу, а за ним надо было приглядывать.

Казалось бы, судьба с детства подталкивала Андрея Валерьевича к изучению истории Поморья, в частности судостроения. Ведь именно этим он сейчас занимается. Но юный выпускник школы решил иначе. Он «как честный человек» пошел работать в аэропорт слесарем по ремонту самолетов. На первый взгляд, поворот событий более чем неожиданный, но это не так. Работать выпускник Андрей стал, чтобы дождаться призыва в армию. Но возникает вопрос: почему слесарь по ремонту самолетов? Но и тут все объясняется довольно просто. Дело в том, что школа №5 в советское время имела дополнительную специализацию для мальчиков, занятия которой шли вместо уроков труда.

- Мы учились на авиамехаников. Экзамены сдавали в учебно-тренировочном отряде Васьково. Потому работа в аэропорту не казалась сложной.

Отслужил в армии, в войсках морской авиации на северном флоте, а после демобилизации поступил в ПГУ им. М.В. Ломоносова на историко-филологический факультет, который позднее разделили на два. После университета отработал три года в сельской школе в Мезенском районе, на самом севере.

 

Андрей Валерьевич пробовал себя во множестве профессий. Как он сам говорит: «Всех мест не перечислить. У меня было много профессий, и постоянно новые появляются, пробуются». Например, 10 лет он работал журналистом. Писал в газете «Поморье», в информационном агентстве «Двина – информ», вел свою страницу в «Бизнес-классе». Больше 500 журналистских и 20 научных работ опубликовано в журналах, и не только архангельских.

Но в 2008 году Андрей Валерьевич решил уйти с этого поприща, потому что, как он говорит, «кончилась профессиональная журналистика». Понял он это тогда, когда один солидный журнал заказал у него статью. Когда она была написана, гонорар заплатили даже больше, чем обещали, но не опубликовали. Оказалось, что статья «Ипотека как тормоз российской экономики» расходится с политикой партии «Единая Россия».

- И стало работать неинтересно, - говорит Андрей Ружников.

В Архангельский областной краеведческий музей пришел работать совсем недавно, в прошлом году. «А до этого краеведение и было моим хобби, - говорит ученый. – Работал я много где, а теперь и работа и хобби совпали».

Как уже известно, главной темой исследований Андрея Валерьевича является Поморье и судостроение как одна из составляющих. Ведь для того чтобы судно пошло, оно должно быть построено, снабжено, обеспечено всем необходимым. Это все делается на берегу.

- Я не изучаю судостроение или суда как таковые. Меня интересует, где брались паруса, канаты, якоря, где обучались мастера, где строились суда, кто их обеспечивал. А Поморьем я занялся, потому что, во-первых, это был единственный морской флот на протяжении долгого времени, во-вторых, у меня вся отцовская линия с Мезени, а материнская – зимний, летний берег: Патракеевка, Уна. Какой мне район еще было изучать?

Занимаясь исследованиями, ученый не только ходил в море. В архангельской области, кроме Ленского района, он, так или иначе, везде побывал. И долго думая о том, какой момент был самым запоминающимся в его практике, так и не смог ответить. Много всего было интересного, запоминающегося, а какой-то один случай выделить сложно.

В работе музея тоже не обходится без открытий. Так, совсем недавно, на последней выставке в Гостиных дворах, в ходе изучения экспонатов нашлась давно забытая модель шхуны, которая была подарена музею художником В.В. Арсеньевым. Сама шхуна участвовала в Карской экспедиции Рудольфа Лазаревича Самойловича в 1937 году. Это еще одна забытая экспедиция. Многие сотрудники музея, в том числе и Андрей Ружников, уже больше года не могут найти о ней никакой информации.

Вот и сам исследователь говорит, что труднее всего определить, какую информацию необходимо получить и где ее взять. Если это сделать правильно, то дальше процесс изучения пойдет гладко. А если не знаешь, с какой стороны подступиться, то лучше тогда отложить исследование.

Как отмечает ученый, сейчас с поиском информации проблем нет. Стали появляться проблемы с экспедициями. Раньше можно было по нескольку раз в год ездить, а сейчас с трудом один раз выберешься. Но Андрей Валерьевич старается выезжать при каждом удобном случае.

Вспоминая об экспедиции в Пинегу, исследователь рассказал, что местные бабушки научили его пользоваться брусничным листом.

- Оказывается его можно заваривать и пить, он отлично обеззараживает организм. Я и детям его давал, когда они экзамены сдавали, нервничали. Быстро ставит на ноги безо всяких лекарств.

У Андрея Валерьевича три дочки. Одна заканчивает Женевскую финансовую академию, другая закончила СПбГУ по специальности инженер-технолог, дизайнер легкой промышленности, третья работает поваром в ресторане. Все они читали статьи отца, а сейчас ждут выхода его книги «Судовладельцы Поморья» - о роли судовладельцев как движущей силы в истории Поморья. Книга почти готова, осталось только издать.

Говоря о краеведении вообще, исследователь отмечает, что интерес людей к истории своего края не ослабевает, а наоборот разгорается все больше и больше. Ведь и сейчас в краеведческом музее проходит порядка 200 экскурсий ежемесячно.

Виктория Тимофеева

Наступивший 2013 год в Архангельске объявлен мэром Виктором Павленко Годом детского чтения.

Такое решение будет способствовать развитию читательской активности детей и юношества, общественных инициатив по поддержке детского чтения в столице Поморья.

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день/ Белый пароход
3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым
4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. ДерсуУзала
6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7. Бабель И. Одесские рассказы / Конармия
8. Бажов П. Уральские сказы
9. Белых Л., Пантелеев Л.Республика Шкид
10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег
12. Боханов А. Император Александр III
13. Булгаков М. Белая гвардия
14. Булычев К. Приключения Алисы
15. Бунин И. Темные аллеи
16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников
17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился
18. Вернадский Г. Начертание русской истории
19. Волков А. Волшебник Изумрудного города
20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек
21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
22. Гиляровский В. Москва и москвичи
23. Гончаров И. Обыкновенная история
24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)
25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
26. Гумилёв Л. От Руси к России
27. Гумилев Н. Стихотворения
28. Деникин А. Очерки русской смуты
29. Джалиль М. Моабитская тетрадь
30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31. Достоевский Ф. Идиот
32. Драгунский В. Денискины рассказы
33. Дудинцев В. Белые одежды
34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
36. Ильин И. О России. Три речи
37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок2
38. Ишимова А. История России в рассказах для детей
39. Искандер Ф. Сандро из Чегема
40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42. Катаев В. Белеет парус одинокий
43. Кондратьев В. Сашка
44. Кончаловская Н. Наша древняя столица
45. Крапивин В. Мальчик со шпагой
46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
48. Лагин Л. Старик Хоттабыч
49. Лесков Н. Очарованный странник
50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России / Рассказы русских летописей.
51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53. Некрасов В. В окопах Сталинграда
54. Носов Н. Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/ Живая Шляпа/ Мишкина каша
55. Обручев В. Земля Санникова
56. Олеша Ю. Три толстяка
57. Островский Н. Как закалялась сталь
58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
61. Петрушевская Л. Рассказы и повести
62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
63. Прутков Козьма Сочинения
64. Распутин В. Прощание с Матерой
65. Рождественский Р. Стихотворения
66. Рубцов Н. Стихотворения
67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69. Самойлов Д. Стихотворения
70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
72. Стругацкий А., Стругацкий Б.Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73. Токарева В. Рассказы и повести
74. Толстой А. Князь Серебряный
75. Толстой JI. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина3
76. Тукай Г. Шурале
77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81. Хетагуров К. Стихотворения
82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
83. Шукшин В. Рассказы
84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой XIX век
85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь
86. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю
87. Янин В. Я послал тебе бересту
Эпосы, былины, летописи
88. Алпамыш
89. Гэсэр
90. Давид Сасунский
91. ДжанГар
92. Калевала
93. Кер-оглы
94. Манас
95. Олонхо
96. Урал – Батыр
97. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98. Повесть временных лет
99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100. Сказки народов России (сост.Ватагин М.)

В конце 2012 года в Минобрнауки был утвержден Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год. Список увеличился на 375 позиций по сравнению с прошлогодним документом.

Как и в прошлые годы, российское Министерство образования и науки в конце декабря утвердило Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год. Документ по-прежнему состоит из четырех частей-перечней. Два перечня это учебники для использования в общеобразовательных школах, другие два – рекомендованные и одобренные Минобразом учебники для специальных коррекционных учебных заведений.

Согласно принятому в 2011 году правилу, в каждой части Федерального перечня есть учебники, которые соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) и учебники, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), причем последние стандарты пока приняты только для начального и основного общего образования.

Федеральный перечень на 2013/2014 учебный год серьезно увеличился — 2985 наименований против 2610 в прошлом году.

Количество издательств, попавших в перечень, выросло всего на 4 позиции, с 34 до 38. Издательской группе «Олма Медиа», в которую выходит крупнейшее образовательное издательство «Просвещение», принадлежит 800 позиций из списка: 788 у самого «Просвещения» (это на 43 наименования больше, чем в прошлом году) и 12 – у «Олма-учебник». Издательство «Дрофа» с 564 наименованиями увеличило свое присутствие в списке на 84 пункта. Еще больше — 84 — добавило издательство «Дрофа», у которого теперь 564 названия в списке. Перечисленные издательства занимают 45,7% общей доли списка. Среди других крупных образовательных издательств расстановка сил такова: «Вентана-Граф» — 312 наименований, «Мнемозина» — 275, «Русское слово» — 246, «Баласс» — 152.

Напомним, что прошедшей осенью министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что на содержание школьных учебников не должны влиять редакционная и коммерческая политика книжных издательств, а также высказал мнение, что издательства навязывают учебники школам. Но после данного критического заявления никаких действий не последовало.

Полный Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год в формате PDF все заинтересованные лица могут загрузить внизу этого материала.

Прикрепленный файл: 12.11.28-учебники.pdf 1.7 МБ

Материал взят с сайта pro-books.ru

В библиотеке Северного округа начнёт работу литературное объединение «Творчество».

Природа творчества — самая неразгаданная. Она полна загадок и тайн, и недаром Марина Цветаева сказала, что «стихи растут, как звезды и как розы». Если вам близка загадочная и светлая творческая стихия, вы хотите представить на суд читателей свои литературные произведения, любите литературу и поэзию, — вы можете принять участие в работе литературного объединения «Творчество». Первое заседание состоится  27 января  в 15 часов  в библиотеке №18 Северного округа (улица Кировская, 27).

В рамках работы литературного объединения состоятся поэтические вечера и литературно-музыкальные гостиные, встречи с писателями, поэтами и художниками, планируется выпуск коллективного сборника произведений его участников.

Справки по телефону: 23-41-45. Координатор – Рудная Татьяна Семёновна.

 

http://www.news29