«В жизни во всём есть взаимосвязь!»
Семья – отправная точка путешествия длиною в жизнь. Знание родословной помогает человеку найти ответы на многие вопросы, познать самого себя. «Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная», – сказал Александр Сергеевич Пушкин. А мне посчастливилось познакомиться с человеком, который всей своей деятельностью доказывает это утверждение великого поэта. Речь идёт о Татьяне Фёдоровне Мельник – краеведе, исследователе, общественном деятеле, экскурсоводе, преподавателе. Каждый, кто хоть немного интересуется историей Архангельской области, наверняка обращался к её работам. Сама же Татьяна Фёдоровна производит впечатление человека искреннего, открытого к общению и по-настоящему увлечённого своим делом.
О жизни Татьяны Фёдоровны не расскажешь в двух словах. Это целая книга, большинство глав в которой повествуют всё о новых и новых научных открытиях. Она родилась в заполярном рыбацком посёлке Белушье, где прошли детские и школьные годы. В Нарьян-Маре окончила педагогическое училище. Жизнь в суровых климатических условиях на краю земли, несомненно, повлияла на характер, закалила его. Переезд в Архангельск в 1977 году ознаменовал новый этап жизни – именно здесь раскрылось её призвание. «Я начинала с учительницы начальной школы на Пинежье (четыре года с детьми) и не мыслила себя в другой сфере. Занималась также четыре года административной работой - довольно успешно, думала, что нашла себя. Ан нет», – признаётся Татьяна Фёдоровна в том, что главное дело в жизни редко кому удается найти быстро и легко.
С мая 1978 года, после прохождения специальных курсов, она начала работать экскурсоводом в Архангельском бюро путешествий и экскурсий. И отдала любимому делу около тридцати лет. Десятки пройденных маршрутов, работа директором курсов по подготовке экскурсоводов, авторский лекционного курса в ПГУ «Менеджмент в экскурсоведении»… Татьяна Фёдоровна считает, что «делиться накопленными знаниями с другими» это и есть её «основная миссия». Об опыте преподавателя также не приходится сожалеть, ведь у каждого творческого человека должны быть достойные продолжатели дела. «Многие студенты и слушатели признавались, что благодаря моим лекциям и знаниям навсегда полюбили краеведение», – говорит Татьяна Фёдоровна.
Именно экскурсионная работа подтолкнула к серьёзному изучению истории родного края, что впоследствии неизбежно привело на исторический факультет АГПИ имени М. В. Ломоносова (окончила в 1990 г.). Её преподавателями и наставниками были и остаются известные историки нашей области: Анатолий Александрович Куратов, Михаил Николаевич Супрун, Рудольф Афанасьевич Ханталин, Александр Никонович Давыдов, Михаил Николаевич Теребихин. В свою очередь и они высоко ценят её работы. Учёный С(А)ФУ Рудольф Афанасьевич Ханталин назвал Татьяну Мельник «восходящей звездой краеведения».
«Когда с распадом туризма (1992 г.) появилось больше свободного времени, я посвятила его поиску ответов на те исторические вопросы, которые ещё не были освещены, те самые белые пятна истории. Так началась моя исследовательская работа в архивах, поездки на места событий, встречи с их участниками. Сначала писала на печатной портативной машинке, но очень скоро появился компьютер, давший мощный импульс в работе», – вспоминает Татьяна Фёдоровна. В сфере интересов автора судьба Поморья и родословия северного крестьянства, история архангельских лагерей и высланных народов (эстонцев, карело-финнов, немцев, поляков).
«Мой стиль работы таков, что я всегда помню и знаю – передо мною особенный, уникальный и неповторимый человек. Может быть, потому мои герои и получаются живыми, а их судьбы представляют интерес не только для меня, но и для истории», – делится Татьяна Фёдоровна своим профессиональным подходом к работе. И это действительно так! За текстами исследований чувствуется её большое соучастие и сопереживание к судьбам других людей. В небольшой статье «Высланные на Север польские дети» автор поведала о нелёгком детстве в ссылке сироты Юзефа Маца (с ним её заочно познакомила жена польского писателя Мариуша Вилька). «В письме к пану Юзефу я задала несколько вопросов о ссылке, а закончилось тем, что дважды съездила на Верюжское озеро в Устьянский район, где похоронены его родители и брат. Мы переписываемся уже более десяти лет, в 2007 году встречались в Варшаве», – рассказывает Татьяна Фёдоровна.
Изучение судеб заключенных и высланных народов – не случайность для автора, а закономерность. Первое исследование по этой теме она посвятила судьбе польских родственников своего отца – Фёдора Иосифовича Мельника, выходца с Западной Украины. Тогда поиски привели автора в пинежскую Пачиху – место высылки поляков в феврале 1940 года. Она провела собственное «независимое» расследование, за которым, как запутанный клубок ниток, потянулись судьбы других народов. К их страданиям наш автор также не осталась равнодушной. Видимо быть участливой к своим героям – это и есть секрет её успешной исследовательской и общественной работы.
С большим трепетом Татьяна Фёдоровна относится к истории своей малой родины. В 1999 году она объединила своих земляков в региональную общественную организацию «Белушское землячество» и шесть лет была председателем совета землячества. С тех пор ведёт исследовательскую работу по редкой теме – промпереселение. Сейчас заканчивает книгу об истории Белушья. В числе основателей посёлка был дед Татьяны Фёдоровны – Алексей Савватьевич Рогачев, промпереселенец из Ворзогор Онежского района и первый председатель белушского рыболовецкого колхоза. Родословные материалы Рогачевых и Сидоровых (родители её мамы Жекалины Алексеевны) исследовательница также собирает много лет. И не только этих двух фамилий. Татьяна Фёдоровна изучает все родословные связи родины своих предков. Сейчас, когда уже получены документы XVII века из московских архивов, ей стало известно до шестнадцати поколений в фамилиях.
Работая в Государственном архиве Архангельской области, наш автор в поисках информации о своём прадеде, судовладельце Иване Фёдоровиче Сидорове, обратилась к документам фонда страхования судов. Так ей открылось имя славного капитана Арктики Григория Ивановича Поспелова. Поморскому роду Поспеловых и его землякам посвящены многие её статьи. А на родине капитана Поспелова в Ворзогорах на высоком морском берегу появился памятный знак в виде беломорского гранитного камня с мемориальной доской.
Бывали в деятельности Татьяны Фёдоровны встречи, достойные особого внимания. Так, в ходе исследования рода Кучиных из деревни Кушерека (состоявших в родстве с Сидоровыми), она неожиданно узнала о пятидесяти письмах полярного капитана Александра Кучина, которые он писал своему норвежскому другу. «Письма через 100 лет привёз из Ставангера в Архангельск потомок того норвежца. Перевоз ценных для нас документов через границу, бескорыстный подарок музею – это сказка, но было именно так. Сейчас все письма переведены на русский язык и находятся в Онеге, куда мы их вместе и отвезли», – делится удивительным открытием наш автор.
У Татьяны Фёдоровны целый ряд творческих работ, на исследование которых потребовались годы. Это, прежде всего, «Соловецкий монастырь и судьба его наследия». Цель написания статьи – привлечение внимания к проблеме возвращения «движимых памятников» на Соловецкие острова в уже действующий монастырь. Это и «Могучая империя в Поморье» о судьбе неординарного человека, рыбопромышленника Епимаха Могучего, имя которого после его эмиграции было покрыто тайной. Теперь же не только приоткрыта завеса, но и найдены его родственники в Санкт-Петербурге.
Как у человека творческого, у Татьяны Фёдоровны всегда было много увлечений для души, для семьи: печь пироги, шить, петь русские песни, бегать на лыжах, путешествовать (она побывала в пятнадцати странах) – всё получается легко. А ещё вязание, по сути своей, очень похоже на главное дело её жизни – составление родословных. Как при соединении петель с помощью спиц получается цельное полотно, так и отдельные имена выстраиваются в схему, создавая свой неповторимый узор. На вопрос, верит ли Татьяна Фёдоровна, что у каждого человека есть судьба, она ответила не задумываясь: «Безусловно! В жизни во всём есть взаимосвязь, ведь просто так ничего не бывает». И действительно, если каждый человек будет осознавать, что он является частью чего-то большого и целого, то счастливых, неравнодушных людей, почитающих свою семью, своё прошлое будет намного больше!
Полина Карпович
Продолжается работа над книгой "Очерки о краеведах-2", которую готовят студенты-журналисты САФУ и Тамара Овчинникова
«У меня было много профессий…»
Андрей Валерьевич Ружников родился 21 апреля 1962 и вырос в Архангельске, как он сам говорит, в «парусной семье». Отец – член сборной СССР, мать – призер российских соревнований по парусному спорту. Он и сам с детства ходил под парусом, можно сказать, вырос на яхтах.
На вопрос, кем мечтал стать в детстве, нынешний краевед и ученый серьезно отвечает – пиратом.
- Паруса, романтика и все прочее. Мы часто с ребятами играли в пиратов. А если учесть, что в то время самая популярная книга была «Одиссея капитана Блада», где главный герой - пират, то такие мечты вполне естественны.
Несколько лет проучился в школе №6. Уже в то время полюбил ходить в музеи. Как рассказывает сам Андрей Валерьевич, бегал с «привокзалки» пешком, экономил деньги. Билет тогда стоил 5 копеек.
- В музее, бывало, насмотрюсь, а потом и дома пытаюсь изобразить какую-нибудь экспозицию.
Оставшиеся несколько классов среднего общего образования Андрею Ружникову пришлось закончить уже в другой школе. К тому времени подрос его младший брат и поступил в 5 школу, а за ним надо было приглядывать.
Казалось бы, судьба с детства подталкивала Андрея Валерьевича к изучению истории Поморья, в частности судостроения. Ведь именно этим он сейчас занимается. Но юный выпускник школы решил иначе. Он «как честный человек» пошел работать в аэропорт слесарем по ремонту самолетов. На первый взгляд, поворот событий более чем неожиданный, но это не так. Работать выпускник Андрей стал, чтобы дождаться призыва в армию. Но возникает вопрос: почему слесарь по ремонту самолетов? Но и тут все объясняется довольно просто. Дело в том, что школа №5 в советское время имела дополнительную специализацию для мальчиков, занятия которой шли вместо уроков труда.
- Мы учились на авиамехаников. Экзамены сдавали в учебно-тренировочном отряде Васьково. Потому работа в аэропорту не казалась сложной.
Отслужил в армии, в войсках морской авиации на северном флоте, а после демобилизации поступил в ПГУ им. М.В. Ломоносова на историко-филологический факультет, который позднее разделили на два. После университета отработал три года в сельской школе в Мезенском районе, на самом севере.
Андрей Валерьевич пробовал себя во множестве профессий. Как он сам говорит: «Всех мест не перечислить. У меня было много профессий, и постоянно новые появляются, пробуются». Например, 10 лет он работал журналистом. Писал в газете «Поморье», в информационном агентстве «Двина – информ», вел свою страницу в «Бизнес-классе». Больше 500 журналистских и 20 научных работ опубликовано в журналах, и не только архангельских.
Но в 2008 году Андрей Валерьевич решил уйти с этого поприща, потому что, как он говорит, «кончилась профессиональная журналистика». Понял он это тогда, когда один солидный журнал заказал у него статью. Когда она была написана, гонорар заплатили даже больше, чем обещали, но не опубликовали. Оказалось, что статья «Ипотека как тормоз российской экономики» расходится с политикой партии «Единая Россия».
- И стало работать неинтересно, - говорит Андрей Ружников.
В Архангельский областной краеведческий музей пришел работать совсем недавно, в прошлом году. «А до этого краеведение и было моим хобби, - говорит ученый. – Работал я много где, а теперь и работа и хобби совпали».
Как уже известно, главной темой исследований Андрея Валерьевича является Поморье и судостроение как одна из составляющих. Ведь для того чтобы судно пошло, оно должно быть построено, снабжено, обеспечено всем необходимым. Это все делается на берегу.
- Я не изучаю судостроение или суда как таковые. Меня интересует, где брались паруса, канаты, якоря, где обучались мастера, где строились суда, кто их обеспечивал. А Поморьем я занялся, потому что, во-первых, это был единственный морской флот на протяжении долгого времени, во-вторых, у меня вся отцовская линия с Мезени, а материнская – зимний, летний берег: Патракеевка, Уна. Какой мне район еще было изучать?
Занимаясь исследованиями, ученый не только ходил в море. В архангельской области, кроме Ленского района, он, так или иначе, везде побывал. И долго думая о том, какой момент был самым запоминающимся в его практике, так и не смог ответить. Много всего было интересного, запоминающегося, а какой-то один случай выделить сложно.
В работе музея тоже не обходится без открытий. Так, совсем недавно, на последней выставке в Гостиных дворах, в ходе изучения экспонатов нашлась давно забытая модель шхуны, которая была подарена музею художником В.В. Арсеньевым. Сама шхуна участвовала в Карской экспедиции Рудольфа Лазаревича Самойловича в 1937 году. Это еще одна забытая экспедиция. Многие сотрудники музея, в том числе и Андрей Ружников, уже больше года не могут найти о ней никакой информации.
Вот и сам исследователь говорит, что труднее всего определить, какую информацию необходимо получить и где ее взять. Если это сделать правильно, то дальше процесс изучения пойдет гладко. А если не знаешь, с какой стороны подступиться, то лучше тогда отложить исследование.
Как отмечает ученый, сейчас с поиском информации проблем нет. Стали появляться проблемы с экспедициями. Раньше можно было по нескольку раз в год ездить, а сейчас с трудом один раз выберешься. Но Андрей Валерьевич старается выезжать при каждом удобном случае.
Вспоминая об экспедиции в Пинегу, исследователь рассказал, что местные бабушки научили его пользоваться брусничным листом.
- Оказывается его можно заваривать и пить, он отлично обеззараживает организм. Я и детям его давал, когда они экзамены сдавали, нервничали. Быстро ставит на ноги безо всяких лекарств.
У Андрея Валерьевича три дочки. Одна заканчивает Женевскую финансовую академию, другая закончила СПбГУ по специальности инженер-технолог, дизайнер легкой промышленности, третья работает поваром в ресторане. Все они читали статьи отца, а сейчас ждут выхода его книги «Судовладельцы Поморья» - о роли судовладельцев как движущей силы в истории Поморья. Книга почти готова, осталось только издать.
Говоря о краеведении вообще, исследователь отмечает, что интерес людей к истории своего края не ослабевает, а наоборот разгорается все больше и больше. Ведь и сейчас в краеведческом музее проходит порядка 200 экскурсий ежемесячно.
Виктория Тимофеева
Наступивший 2013 год в Архангельске объявлен мэром Виктором Павленко Годом детского чтения.
Такое решение будет способствовать развитию читательской активности детей и юношества, общественных инициатив по поддержке детского чтения в столице Поморья.
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день/ Белый пароход
3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым
4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. ДерсуУзала
6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7. Бабель И. Одесские рассказы / Конармия
8. Бажов П. Уральские сказы
9. Белых Л., Пантелеев Л.Республика Шкид
10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег
12. Боханов А. Император Александр III
13. Булгаков М. Белая гвардия
14. Булычев К. Приключения Алисы
15. Бунин И. Темные аллеи
16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников
17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился
18. Вернадский Г. Начертание русской истории
19. Волков А. Волшебник Изумрудного города
20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек
21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
22. Гиляровский В. Москва и москвичи
23. Гончаров И. Обыкновенная история
24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)
25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
26. Гумилёв Л. От Руси к России
27. Гумилев Н. Стихотворения
28. Деникин А. Очерки русской смуты
29. Джалиль М. Моабитская тетрадь
30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31. Достоевский Ф. Идиот
32. Драгунский В. Денискины рассказы
33. Дудинцев В. Белые одежды
34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
36. Ильин И. О России. Три речи
37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок2
38. Ишимова А. История России в рассказах для детей
39. Искандер Ф. Сандро из Чегема
40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42. Катаев В. Белеет парус одинокий
43. Кондратьев В. Сашка
44. Кончаловская Н. Наша древняя столица
45. Крапивин В. Мальчик со шпагой
46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
48. Лагин Л. Старик Хоттабыч
49. Лесков Н. Очарованный странник
50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России / Рассказы русских летописей.
51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53. Некрасов В. В окопах Сталинграда
54. Носов Н. Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/ Живая Шляпа/ Мишкина каша
55. Обручев В. Земля Санникова
56. Олеша Ю. Три толстяка
57. Островский Н. Как закалялась сталь
58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
61. Петрушевская Л. Рассказы и повести
62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
63. Прутков Козьма Сочинения
64. Распутин В. Прощание с Матерой
65. Рождественский Р. Стихотворения
66. Рубцов Н. Стихотворения
67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69. Самойлов Д. Стихотворения
70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
72. Стругацкий А., Стругацкий Б.Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73. Токарева В. Рассказы и повести
74. Толстой А. Князь Серебряный
75. Толстой JI. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина3
76. Тукай Г. Шурале
77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81. Хетагуров К. Стихотворения
82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
83. Шукшин В. Рассказы
84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой XIX век
85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь
86. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю
87. Янин В. Я послал тебе бересту
Эпосы, былины, летописи
88. Алпамыш
89. Гэсэр
90. Давид Сасунский
91. ДжанГар
92. Калевала
93. Кер-оглы
94. Манас
95. Олонхо
96. Урал – Батыр
97. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98. Повесть временных лет
99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100. Сказки народов России (сост.Ватагин М.)
В конце 2012 года в Минобрнауки был утвержден Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год. Список увеличился на 375 позиций по сравнению с прошлогодним документом.
Как и в прошлые годы, российское Министерство образования и науки в конце декабря утвердило Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год. Документ по-прежнему состоит из четырех частей-перечней. Два перечня это учебники для использования в общеобразовательных школах, другие два – рекомендованные и одобренные Минобразом учебники для специальных коррекционных учебных заведений.
Согласно принятому в 2011 году правилу, в каждой части Федерального перечня есть учебники, которые соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) и учебники, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), причем последние стандарты пока приняты только для начального и основного общего образования.
Федеральный перечень на 2013/2014 учебный год серьезно увеличился — 2985 наименований против 2610 в прошлом году.
Количество издательств, попавших в перечень, выросло всего на 4 позиции, с 34 до 38. Издательской группе «Олма Медиа», в которую выходит крупнейшее образовательное издательство «Просвещение», принадлежит 800 позиций из списка: 788 у самого «Просвещения» (это на 43 наименования больше, чем в прошлом году) и 12 – у «Олма-учебник». Издательство «Дрофа» с 564 наименованиями увеличило свое присутствие в списке на 84 пункта. Еще больше — 84 — добавило издательство «Дрофа», у которого теперь 564 названия в списке. Перечисленные издательства занимают 45,7% общей доли списка. Среди других крупных образовательных издательств расстановка сил такова: «Вентана-Граф» — 312 наименований, «Мнемозина» — 275, «Русское слово» — 246, «Баласс» — 152.
Напомним, что прошедшей осенью министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что на содержание школьных учебников не должны влиять редакционная и коммерческая политика книжных издательств, а также высказал мнение, что издательства навязывают учебники школам. Но после данного критического заявления никаких действий не последовало.
Полный Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год в формате PDF все заинтересованные лица могут загрузить внизу этого материала.
Прикрепленный файл: 12.11.28-учебники.pdf 1.7 МБ
Материал взят с сайта pro-books.ru
В библиотеке Северного округа начнёт работу литературное объединение «Творчество».
Природа творчества — самая неразгаданная. Она полна загадок и тайн, и недаром Марина Цветаева сказала, что «стихи растут, как звезды и как розы». Если вам близка загадочная и светлая творческая стихия, вы хотите представить на суд читателей свои литературные произведения, любите литературу и поэзию, — вы можете принять участие в работе литературного объединения «Творчество». Первое заседание состоится 27 января в 15 часов в библиотеке №18 Северного округа (улица Кировская, 27).
В рамках работы литературного объединения состоятся поэтические вечера и литературно-музыкальные гостиные, встречи с писателями, поэтами и художниками, планируется выпуск коллективного сборника произведений его участников.
Справки по телефону: 23-41-45. Координатор – Рудная Татьяна Семёновна.
Маркировка «18»: книги пометят
2012-й войдет в историю как последний год, когда рекомендовать книгу ребенку было просто можно. Теперь это нужно делать осторожно. Вступила в силу новая поправка к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В стране, где в рамках школьной программы изучают «Войну и мир» и «Преступление и наказание», рассуждают в сочинениях о том, любила ли Софья Чацкого, а Онегин Татьяну, книги отныне будут маркировать значками «18». «Знак информационной продукции (значок с указанием возраста «0», «6», «12», «16» и «18») должен располагаться на полосе печатной (книжной) продукции, содержащей выходные сведения, и не должен быть меньше шрифтов, используемых на этой полосе. Книжную продукцию, запрещенную к распространению среди детей, рекомендуют упаковывать в пленку (прозрачную или непрозрачную)». Отныне любое приличное детское издательство может быть закрыто из-за претензий к неправильной возрастной маркировке, библиотекарь может быть уволен за то, что выдал книгу не по возрасту, а распространители книжной продукции смогут требовать от издателей возмещения убытков. Оставим в стороне рассуждения о детской порнографии (где та порнография, а «Онегин»-то рядом), достаточно и того, что по новому закону «Преступление и наказание» — это стопроцентные «18».
Ccылка на сайт: http://mn.ru/friday/20130105/334067171.html
В печать:
Идет работа над книгами «Веркола по всей Пинеге славится», подготовленная работниками Веркольской и Карпогорской библиотек, а также о Лешуконском землячестве, куда вошли 87 биографий членов этой организации под редакцией председателя землячества С.А.Удиной.
На фото: совет Лешуконского землячества, 2009 год
На фото: труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. Пинежский район
Доброе дело переимчиво
Сегодня детская школа народных ремесел хорошо известна не только в Архангельской области, но и по всей России и даже за рубежом. А ведь когда-то ее основатель и бессменный директор Владимир Бурчевский сомневался в возможности создания такой необычной школы, где детей будут обучать премудростям народных ремесел и знакомить с историей культуры и духовным наследием предков. «Мне казалось, что я мечтал о невозможном», – говорит Владимир Николаевич. Но несмотря на все трудности перестроечного периода мечте народного мастера Владимира Бурчевского было суждено сбыться.
С Владимиром Николаевичем мы встретились в его школе, «школе Бурчевского». Под этим названием деревянный двухэтажный дом на улице Чумбарова – Лучинского и известен всем архангелогородцам. Дверь с расписной табличкой «директор» (такие таблички здесь на каждой двери) была гостеприимно приоткрыта: чувствуется, что атмосфера здесь добрая, почти семейная. В другие помещения все двери тоже открыты: и везде – светло, красиво, чисто, стены светлого дерева украшают лоскутные и тканые половички. Вся школа напоминает гостеприимный деревенский дом, хозяева которого каждого хорошего и доброго человека приглашают в гости.
Кабинет директора показался мне очень уютным: добротный деревянный стол, такие же стулья, книги и награды на полках. Сделано все очень по-русски и просто, добротно. Несмотря на особую обстановку, от времени здесь не отстают – вот и включенный ноутбук на столе, и телефон с факсом. Незадолго до моего прихода директор как раз говорил по телефону о готовящейся выставке народных ремесел. «Работаем, работаем», – сказал он про себя, когда мы еще только договаривались о встрече.
Встретил меня Владимир Николаевич очень просто и радушно. Так же просто, но вдумчиво народный мастер рассказал, как стал счастливым и почему честность – самое главное в человеке.
Владимир Николаевич Бурчевский родился в 1946 году в Архангельске. Однако семейные обстоятельства сложились так, что пятилетнему Володе с матерью пришлось уехать в деревню Белополье Лальского района Кировской области, что граничит с Вилегодским районом Архангельской области. В этой небольшой деревне, затерянной среди полей и холмов, прошло все детство мальчика. В доме своего деда Захара Васильевича будущий народный мастер впервые почувствовал пробуждающийся интерес к народному творчеству. В доме почти вся крестьянская утварь была сделана умелыми руками деда: и лапти, и корзины, и посуда: тогда-то мальчику и захотелось научиться делать необходимые в деревенской жизни предметы своими руками, и судьба пришла ему в этом на помощь.
Будучи школьником, Владимир Николаевич познакомился с известным в округе мастером Феодосием Николаевичем Сухановым, который и поделился с ним своим опытом по плетению из бересты и корня, передал знания по заготовке природного материала. Это были первые шаги юного подмастерья. Кстати, именно плетение из бересты и осталось для Владимира Николаевича главным и самым любимым из всех народных ремесел, какие ему еще привелось освоить в жизни.
–Навсегда запомнилась любимая народная поговорка Феодосия Николаевича: ремесло за плечами не виснет, – вспоминает Владимир Николаевич. – Только с годами понял я ее глубокий смысл и воспринимаю теперь эти слова как завет и присоединяю их к завещанию моего первого мастера – наставника, сыгравшего огромную роль в моем профессиональном выборе.
Уже много лет спустя, в 2006 году, Владимир Бурчевский напишет и издаст книгу о народных мастерах Поморья, нелегком и благородном пути возрождения старинных северных ремесел и своей судьбе со звучным и емким названием: «Ремесло за плечами не виснет»... За эту книгу он будет удостоен звания лауреата Ломоносовской премии.
Но не сразу Владимиру Николаевичу пришлось заниматься своим любимым делом, к которому у него лежала душа. В июне 1962 года юноша окончил восемь классов, и перед ним встал вопрос, что же делать дальше. Мама посоветовала сыну уехать в Архангельск, к родной тётё, и там учиться. Так после многих перипетий и случилось. «Я хорошо помню дату своего приезда в Архангельск – 28 августа. Прием во все учебные заведения уже закончился, и я не смог никуда поступить», – вспоминает Владимир Николаевич.
Однако знакомые все-таки помогли устроить молодого человека в архангельское профтехучилище №8 (ныне это морской лицей им. Орешкова). Правда, и выбирать уже не приходилось: Владимира Николаевича определили в группу судовых плотников – столяров, где ребят учили самым простейшим столярным и плотницким операциям. Например, дипломной работой будущего народного мастера была простая табуретка.
После двух лет учебы в училище и вечерней школе (чтобы не терять времени, молодой человек постарался одновременно с получением профессионального закончить и среднее образование) Бурчевского по распределению направили на работу в Северное морское пароходство. Вначале он работал судовым столяром на большом грузовом судне «Правда», но его вскоре списали, и юноше пришлось поработать и матросом, и помощником боцмана на буксире «Пурга». Пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем мечта, связанная с занятием народными ремеслами, начала осуществляться.
Перелом в судьбе произошел в начале 70-х годов, когда Владимир Бурчевский пришел на предприятие «Беломорские узоры», где талант мастера был по достоинству оценен. С первых дней работы на предприятии Владимир Николаевич получил должность мастера цеха художественной обработки дерева.
С этого момента начались и многочисленные командировки и экспедиции в районы Архангельской области, где Владимир Николаевич знакомился с народными мастерами и сам обучался новым ремеслам, перенимал опыт, налаживал сотрудничество. Так, постепенно освоил он и изготовление красноборских туесов, и пижемских ложек, и каргопольской игрушки.
Однако самым счастливым временем своей жизни Владимир Николаевич считает десять лет, которые были посвящены обучению детей народным ремеслам в кружке декоративно – прикладного творчества в только что открытом (в 1980 году) областном Дворце пионеров и школьников. «Буду учить детей тому, что умею сам. Без молодежи, без прилива сил народному ремеслу не выжить», – решил он тогда. Здесь осуществлялись новые идеи Бурчевского – учителя: организовывались летние экспедиции для учеников в места бытования ремесел, семинары, открытые уроки для педагогов.
–Учить детей ремеслу интересно, хоть и хлопотно, - говорит он. – Меня всегда вдохновляла работа с детьми, потому и называю эти годы самыми счастливыми в своей жизни.
Со временем мастерской во Дворце пионеров стало не хватать, и Владимир Николаевич задумался об осуществлении своей давней мечты – создании специализированного учреждения – дома ремесел, где можно было сосредоточить воедино наработанные знания и опыт. Годы перестройки были не самым лучшим временем для этого, но тем не менее в 1990 году местные власти приняли решение о создании в Архангельске экспериментальной школы народных ремесел. Уже в 1991 году школа впервые открыла свои двери для ребят.
Сегодня Владимир Николаевич — народный мастер, заслуженный работник культуры и Почетный Гражданин города Архангельска, лауреат премии президента России в области образования. Но самыми значимыми для себя Владимир Бурчевский считает региональную общественную награду «Достояние Севера», лауреатом которой народный мастер стал в 2009 году, и орден русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым его наградил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Я всегда за что брался, то старался выполнять, – говорит о себе Владимир Николаевич. – Главное – быть честным по отношению к себе и другим. Честный человек достойно пройдет свою жизнь». Наверное, благодаря этой честности, которую народный мастер считает самым важными человеческим качеством, и были сохранены живые традиции народных промыслов Русского Севера.
За плечами Владимира Бурчевского уже более 30 лет работы в сфере образования. Главным в обучении всякому ремеслу Владимир Николаевич считает строгое соблюдение традиционной технологии, приемов и рецептов, проверенных временем и выверенных не одним поколением мастеров. «Одним словом, главное сохранить свое неповторимое национальное своеобразие, присущее Северу», - говорит он.
Делом всей жизни для Владимира Бурчевского стало возрождение традиционных ремесел нашего северного края. Не будучи писателем, народный мастер написал книгу «Ремесло за плечами не виснет»: чтобы рассказать о том, как народные умельцы сумели сохранить первозданность и красоту предметов народного творчества, как донесли до наших дней секреты своего мастерства.
–Доброе дело переимчиво, – считает Владимир Николаевич. – Так говорили раньше, говорим мы и сейчас. Пожалуй, мало кто скажет теперь: эка невидаль - лапти сплести, корзину сделать. Потянулись люди к народному искусству, почувствовали в нем нравственную силу, а в изделиях народного быта – практическую пользу.
В автобиографической книге Бурчевского есть приложение «Берестяные чудеса», в котором мастер дает практические уроки по берестяному делу. Это приложение положило начало серии «Мастер – класс «Ремесло за плечами не виснет». В этой серии в память о мастере Александре Степановиче Рюмине Бурчевский издал книгу «Глину не мять – красоты не видать».
– В этих мастер - классах я буду раскрывать ремесло непосредственно от имени мастера, – рассказывает он. – Ведь дело не в том, что я такой умный и все знаю, а в том, что обобщаю все эти знания, переданные мне мастерами, которых я застал в жизни.
Пожалуй, жизнь Владимира Николаевича Бурчевского – это удивительный пример того, как может осуществиться мечта, живущая в сердце деятельного человека. Ведь ничто не дается нам даром – за каждым большим и малым успехом лежит кропотливый, каждодневный труд, ценить который учат ребят в школе Бурчевского. Через преодоление препятствий, которые готовит нам судьба, лежит путь к претворению в жизнь мечты, а от осуществления ее зависит и человеческое счастье.
– Я счастливый человек, потому что всю жизнь посвятил любимому делу, – говорит Владимир Бурчевский. – В моей жизни совпали любимая работа и увлечение. Счастлив я еще и потому, что у меня много учеников и соратников и что сегодня действительно существует преемственность народных ремесел. Сам я теперь уже любуюсь, как мои ученики работают в качестве преподавателей. Когда-то я свою эстафетную палочку взял у мастеров и передал ученикам, а теперь уже мои ученики передают ее другим ребяткам.
Ольга Истомина
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО
Скоро выйдет книга «Веркола по всей Пинеге славится», подготовленная библиотекарем Веркольской библиотеки Ольгой Алиной при поддержке директора МБУК «Карпогорская межпоселенческая библиотека» Конопля Л.Л.
Один из материалов посвящен спецпереселенцам на Пинежье, его автор - Алина Дарья, ученица 10 «А» класса МОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
«Для выработки конкретных мер и способов осуществления такой политики 15 января 1930 г. была создана специальная комиссия Политбюро под председательством В.М. Молотова. 30 января Политбюро утвердило подготовленный этой комиссией текст постановления ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". В этих районах предлагалось не только отменить аренду земли и запретить применение наемного труда, но и конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке селъхоз-продукции и семенные запасы.
Конфискация кулацкого имущества должна была проводиться уполномоченными райисполкомов с обязательным участием сельсоветов, представителей колхозов, батрацко-бедняцких групп и батрачкомов. Надлежало производить точную опись и оценку имущества с возложением на сельсоветы ответственности за его сохранность. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству и кооперации. Конфискованные жилые постройки передавались на общественные нужды сельсоветов и колхозов. Паи и вклады кулаков в кооперации поступали в фонд коллективизации бедноты и батрачества, а их владельцы исключались из кооперации. При этом "контрреволюционный актив" кулачества - организаторы террористических актов и антисоветской деятельности должны были арестовываться и репрессироваться как политические преступники, а их семьи высылаться в северные и отдаленные районы страны (первая категория). Туда же высылались вместе с семьями крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации (вторая категория). Остальную, самую многочисленную часть бывших кулаков предлагалось расселять (после раскулачивания) в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли (третья категория)»
(из сборника "Документы свидетельствуют. 1927-1929, 1929-1932")
Весной 1930 г., когда открылась навигация, на Пинежье вывезли тысячи раскулаченных семей. Целая сеть спецпоселков была организована в нашем крае (см. карту спецпоселков и фото Спецпосёлок Ваганник 1934 г.).
«Лишенцы», так называли высланных местные жители. Очень точное название дали. Ведь эти люди были лишены всего: дома, имущества, родных, одежды, еды, любого права. У них оставалось одно: если сможешь выжить, выживи.
Я встретилась с нашей Веркольской старожительницей Александрой Михайловной Яковлевой (1925 г.р.) и вот что она вспомнила:
«Я тогда маленькой девчушкой была. В деревне уже говорили, что должны на баржах привезти людей и расселят по избам. Мы бегаем по угору, ждем, и вдруг пароход красный с баржой останавливается. И люди выходят и выходят, много народу. И сразу во все концы по разным косякам поднимаются в деревню. Кучками, наверное, семьями, потому что и взрослые и малые»
Оказывается, местных жителей даже не спрашивали, а просто приводили в дом 10-12 человек и оставляли. Вскоре мужчин и женщин помоложе угнали в лес строить поселок, а дети и кое-кто из взрослых жили все лето в Верколе. Голодно жили, свои припасы съели быстро, местные их подкармливали, чем могли. К осени всех увезли из Верколы, кого в Ширвей (по Сямженьге), кого на Сенной (по Шукше), кого на Ваганник (по Явзоре). Местные жители помнят, как переселенцы пытались бежать от такой тяжелой жизни, но их ловили и приводили обратно или находили мертвыми в лесу. Старожилы помнят и такой случай, когда в лесной избушке (Данилова изба) веркольские мужики нашли мертвую женщину, а по ней ползал маленький ребенок. Женщину тут и похоронили, а ребенка отдали в детский дом.
фото из архива библиотеки: спецпереселенцы на лесопункте Ура, 1937 год
Члены Архангельского литературного клуба "Поморье" встретились с издателями: директором литературно-издательского центра "Лоция" Тамарой Овчинниковой
и директором типографии "Кира" Сергеем Клочевым.
Организовали встречу председатель Архангельского отделения Союза писателей Елена Кузьмина и журналист Наталья Леонович.
Встреча прошла в помещении ООО "Кира" на Поморской, 34. Архангельские авторы посмотрели, как печатается книга, узнали, как надо ее грамотно издавать. как защитить свои авторские права. Судя по отзывам, встреча понравилась и участники попросили продолжить знакомство, тем более, что у них, кроме работы над текстом, много вопросов по изданию тиража книг.
Милости просим!
НАЧИНАТЬ НАДО С МАЛОГО – С РОДНОГО КРАЯ
«А я еще и на машинке вышивать умею», – вспомнились слова Матроскина, когда я узнала, что к нам, на журфак, в гости придет невролог, врач мануальной терапии, хотя ждали мы краеведа. И вдруг – полный набор, несколько ипостасей: врач, писатель и краевед Александр Николаевич Тутов. Как в одном человеке могут уживаться такие разные личности, думалось мне, – такое вообще бывает?
Оказалось – еще как бывает.
Любовь к литературному делу появилась у Александра еще в детстве, когда он зачитывался, как и многие его сверстники, книжками Кира Булычева. Далекие миры, путешествия в будущее и прошлое – разве это может не привлекать ребенка, подростка, даже взрослого?.. Потом Александр переключился на более «взрослых» писателей – Джон Толкиен, Станислав Лем, братья Стругацкие. Любовь к придуманным вселенным, космическим героям и приключениям все крепла. Сейчас Александр говорит, что «чем больше читаешь фантастики, тем сложнее читать», подразумевая то, что к хорошему быстро привыкаешь и найти новую, ранее не читанную, но интересную книгу, все труднее. Отчасти, может, и поэтому в далеком 91-м году Александр Тутов выпустил свою первую книгу с запоминающимся названием «Загон для льва». Она, между прочим, была напечатана внушительным тиражом – 30 тысяч экземпляров. Так Александр Тутов состоялся как писатель.
Историю Александр любил всегда – в детстве мечтал стать археологом, но не срослось. Позже, в начале девяностых, вспомнил о своих интересах и решил организовать в Котласе фестиваль ролевых игр. Первая игра, вспоминает Александр, была посвящена викингам. Дальше – больше: и средневековые Англия и Франция, и рыцарские турниры… Александр до сих пор не оставил своего увлечения: «В нынешнее время уровень доспехов и снаряжения заметно вырос… В прошлом году Темные Гондор[1] захватили!», – делится он, абсолютно по-мальчишески смеясь.
Интерес к истории заключается для Александра и в интересе к родному краю.
Как казак и человек, у которого в роду были сотники и есаулы, он занимается близкой ему тематикой. Важен для него крайне спорный вопрос о том, где же родился известный казачий атаман, завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич. Александр уверен – его родиной было Поморье. Проштудировав горы литературы, он написал статью «Дон и Поморье: геокультурные образы родины Ермака», где подробно расписал жизнь Ермака, его похождения и привел примеры, доказывающие, что великий атаман родился на Двинской земле (например, «В подтверждении версии о происхождении казака Ермака и его воинов есть и следующий факт. В декабре 1582 года часть дружины Ермака была из двинских (новгородских) земель направлена в Пермские владения Строгановых за продовольствием, как пишет Краткая Кунгурская (Сибирская) летопись, «волчьей дорогою, нартами и лыжи на оленях». Умение ходить на лыжах отличало северян. На Дону умеющих ходить на лыжах, кроме выходцев из Новгородских земель, не было…»).
«Развивать наш регион нужно громкими именами; у нас, кроме Ломоносова, никого не вспоминают. И это плохо», – резонно замечает Александр, тем самым отчасти объясняя своей интерес к теме родной земли Ермака.
В этой же статье Александр уделяет внимание и ушкуйникам[2], предполагая, предположим, что деревня Черевково (Красноборский район Архангельской области) являлась для них своеобразным «перевалочным пунктом».
Надо заметить, что Красноборский район для Алексанрда – особенный. В свое время у него была задумка поселить в Красноборске сказочную Бабу-Ягу – и бренд района, и радость детям все-таки. С этим, однако, не все срослось, но Александр не унывает – в Красноборске и вообще в области он собирал по крупицам сказания и легенды, связанные с Бабой-Ягой. Больше всего, конечно, рассказывают старожилы, говорит Александр. Кстати, замечает он, истории, собранные в Архангельской и Олонецкой губерниях, очень похожи на те, что собирались на Дону. Это, как и связь Поморья с Доном, как двух родин Ермака, подчеркивает общность двух таких непохожих, удаленных друг от друга, но, выходит, столь близких регионов нашей необъятной страны.
Поэтому сейчас Александр пишет работу о казаках на Севере. В XVI веке, например, они охраняли северные края от шведов – кто бы мог подумать?..
Интерес к месту, где ты родился и живешь, зачастую пробуждает интерес ко всему окружающему миру. Изучать историю, узнавать закономерности развития земель и народов – значит познавать мир и себя в нем. Но начинать надо с малого – с родного края.
Светлана Андреева, студентка III курса отделения журналистики ИСГиПН САФУ для книги "Очерки о краеведах. Выпуск № 2" (руководитель проекта Тамара Овчинникова)