Андрей Русинов, от лица которого ведётся повествование, в 1927 году попадает в очередную волну репрессий и высылается из Ленинграда в Архангельск. Здесь он работает техником-топографом в лесу и на стройке, живёт в городе, переполненном высланными сюда бывшими аристократами, офицерами, интеллигентами, священниками… Больше всего «раскулаченных» крестьян. Дешёвую рабочую силу на «великие стройки социализма» поставляет ГПУ. Одной из них стал Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат.

Русинов становится свидетелем насильственной коллективизации деревни, уничтожения церквей, гибели специалистов, обвиняемых во «вредительстве»; моральной деградации и физического уничтожения больших групп населения; рассказывает о Холмогорском и Соловецком концлагерях, о судьбах некоторых известных архангелогородцев.

Есть основания считать, что за псевдонимом «Андрей Русинов» скрылся писатель-эмигрант, уроженец Шенкурского уезда Архангельской губернии Е. А. Гагарин (1905–1948).

 

Отрывок из книги «Великий обман»

Церковь Рождества Христова, в которой обычно служит епископ Антоний, пока не закрыта, но судьба её уже решена. Старший священник церкви, отец П., и второй священник, отец А., уже сидят за решёткой в ГПУ вместе с председателем совета общины и несколькими её членами. ГПУ приказало председателю явиться и объявило ему, что церковь нуждается в неотложном ремонте, потому что в куполе образовались трещины.

Трогательная забота! Председатель общины отвечал следователю, что церковь совсем недавно была основательно отремонтирована, а что касается трещин, то, как полагают специалисты, с этим можно подождать до лета, поскольку община в настоящий момент не располагает нужными средствами для их заделки. «Нам до этого дела нет, – перебил его следователь, – если в течение недели работы не начнутся, то церковь у вас заберут». В следующее воскресенье оба священника, отец П. и отец А., обратились к молящимся с просьбой пожертвовать что-нибудь на ремонт церкви. Средства тотчас собрали. Но в эту же ночь оба священника и весь церковный совет были арестованы.

В сочельник вечером в городе была инсценирована антирелигиозная демонстрация. Все фабричные рабочие были обязаны принять в ней участие. Людская толпа медленно выступает из тумана. Во главе её под громкие выкрики марширует колонна коммунистической молодёжи с горящими факелами в руках. Часть её собирается перед домом, в котором живёт епископ. Старик должен отправиться в церковь. Он скоро выходит, одетый в тёмную рясу, с монашеской скуфьей на голове, видна только его белая борода. Он садится в сани, которые ждали его на улице. Юные коммунисты вдруг зажигают свои факелы и с громким криком окружают сани. Лошадь пугается, дёргается и опрокидывает сани.

Старый епископ молча тяжело поднимается с земли и неверными шагами идет по тротуару. Его сопровождают насмешки и комья снега. Он идёт в церковь, как будто ничего не слыша и не видя. Коммунистическая молодёжь заполняет церковный двор до ворот. Из церкви глухо доносится пение. Чтобы заглушить его, юные коммунисты поют похабные песни и громко кричат: «Религия есть средство угнетения трудящихся!.. Долой попов!.. Мы требуем закрытия церквей!»

Некоторые из них выходят из колонны и с шапками на головах врываются в церковь, где начинают громко свистеть. На них не обращают внимания, как будто их тут нет, и постепенно они исчезают один за другим.

Я вглядываюсь в их лица – ещё совсем, совсем юные, почти мальчики, но что за злобные, тупые и самодовольные выражения на них? Эти души уже загублены. Но горе, горе тому, кто соблазнил малых сих!

Русинов Андрей

 

Подробнее о книге читайте в разделе "Обзор книг"

Книгу можно приобрести в интернет-магазине "Книговед Архангельска"