Записано от Юрковой (Дуловой) Валентины Павловны, (12.01.1932 г.р.), уроженки с. Черевково Черевковского (ныне Красноборского) района Архангельской области

 

 

Душа народа

Как отмечает Леонид Яровой, частушками называют короткие песенки со смешным содержанием. Зародились частушки относительно недавно, примерно в конце девятнадцатого века.

Само слово «частушка» впервые употребил для названия такого жанра народного творчества российский писатель Глеб Иванович Успенский. Появились они в сельской местности.

Интересный факт – первые частушки исполнялись исключительно молодыми мужчинами. По вечерам они собирались вместе и напевали эти озорные песенки.

Сначала темой частушек была любовь, в них рассказывалось об отношениях парней и девушек. Со временем тематика частушек стала обогащаться, появились частушки о войне, о людской жизни в деревне, о политике.

Ни один праздник, ни одно гуляние в деревне не проходит без того, чтобы не спели люди хоть одну частушку. Знают ее все: и дети, и взрослые.

Частушки всегда будут актуальны в любой компании, на любом мероприятии. Корни этой русской коротенькой песенки до глубины пропитаны богатой историей и интересными фактами.

В настоящее время частушка является одним из самых распространенных жанров русского народного творчества. Вот как говорит о частушке Надежда Мокеева, вдохновительница на издание этой книги:

«Частушку ведь можно назвать «душой народа. Пелись они и в радости, и в горе, отображая состояние души. Ни одно праздничное застолье не обходилось в деревне без частушек.

Пели частушки под гармонь, под балалайку, «под язык» и без какого-либо сопровождения. Чаще всего частушка сопровождалась ещё и задорной пляской. Но во время становления советской власти за спетую частушку могли и жизни лишить.

Например, мой дедушка, Семён Борисович Семёнов, на летнем гулянье в Петров день, который праздновался 12 июля, в деревне Сояна спел такую частушку: «При царе, при Николашке, ели белые олашки. Нынче правит исполком – всю мякину истолкём!»

А зимой за ним приехали за 120 км от Сояны, на станцию Кепино, обвинили в шпионаже как противника советской власти, забрали в тюрьму, осудили как врага народа. Он погиб в ссылке, а места захоронения его мы так и не смогли отыскать. Так что получается, что народная частушка бывает не так уж и безобидна.

Теперь частушек поют мало, люди стали более закрытыми, но тем ценнее становится информация, пропетая в частушке, отображающая деревенские будни, жизнь и быт крестьян».

 

 

Подробнее о книге читайте в разделе "Обзор книг"

Книгу можно приобрести в интернет-магазине "Книговед Архангельска"